logo
Экономическая теория_Океанова З

Новые формы заимствования

В условиях глобализации экономики наряду с увеличением кредитных потоков через традиционные каналы Западной Евро­пы и Северной Америки набирают силу новые финансовые цен­тры в развивающихся странах (Сингапур, Гонконг, Кувейт и др.), появляются новые формы кредитные отношений. В частности, возрастает число так называемых кредитных линий, т. е. долго­срочных соглашений между кредиторами и заемщиками, благо­даря которым осуществляется гарантированное кредитование хозяйственных проектов на длительную перспективу.

Новая форма заимствований — кредитование стран круп­ными международными союзами — Парижским, Лондонским клубами и т. д.

Международная миграция трудовых ресурсов

Под международной миграцией трудовых ресурсов пони­мают перемещение трудоспособного населения из одних стран в другие в поисках работы и лучших условий жизни. Главными факторами, способствующими миграции населения, выступают:

  1. неравномерность хозяйственного развития стран, в результате в одних странах образуется избыток трудовых ресурсов и безработица, в других — их нехватка;

  2. различия в условиях и оплате труда в различных стра­нах.

Как и другие факторы, международная миграция трудовых ресурсов имеет свои плюсы и минусы. Исследователи выделя­ют ряд противоречивых проявлений, характеризующих их по агрегированным группам:

Для самих мигрантов:

© возможные выгоды от получения работы, лучших усло­вий труда и его оплаты;

© потери, связанные с переездом и устройством на новом месте;

© проблемы адаптации (приспособления) к новой культу­ре, языку, климату и т. д.

Для выпускающих стран:

© пополнение доходной части бюджета;

© смягчение проблем занятости и социальной напряжен­ности в обществе.

© утрата части трудовых ресурсов общества ("утечка умов");

© потеря части национального дохода и налоговых поступ­лений в бюджет.

Для принимающих стран:

© экономия расходов на образование и обучение работников;

© эмигранты берутся за более тяжелую, опасную и гряз­ную работу, трудятся дольше, получают меньшую заработную плату;

© увеличение доходов работодателей в связи с использо­ванием более дешевой иностранной рабочей силы;

© возможные социальные конфликты между местным на­селением и иммигрантами.

Для мира в целом:

© сокращение безработицы, увеличение мирового выпус­ка продукции;

© укрепление взаимодействия между государствами в гло­бальном масштабе;

© сближение культур и народов;

© укрепление мира и согласия в мировом сообществе.

© не всегда рациональное размещение трудовых ресурсов, способствующее усилению антагонизмов и противоречивости между странами, мирового развития и др.

Поскольку проблема миграции трудовых ресурсов затраги­вает интересы не только работников, но и государств, их выпус­кающих и принимающих, формируется законодательная база, регламентирующая процессы миграции рабочей силы.

В нашей стране этими проблемами занимается Федераль­ная миграционная служба. Правовыми нормами регламентиру­ется использование иностранной рабочей силы при определен­ной гибкости приоритетов для россиян.

В частности, законодательная база предусматривает:

В условиях рыночных Преобразований приоритетность рос­сиян представляется весьма существенной, поскольку одна из важнейших проблем, возникших в ходе рыночных преобразо­ваний, — проблема занятости — является сегодня острейшей проблемой национальной экономики.

В свою очередь иностранные государства чаще всего предъявляют спрос на квалифицированную рабочую силу, вме­сте с тем "утечка умов", как отмечалось, не отвечает интересам национальной российской экономики.

Наряду с миграцией капитала и трудовых ресурсов в про­цесс интернационализации "втягивается" производство, фор­мируется международная экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция представля­ет объединение национальных хозяйств ряда стран на основе взаимопереплетения их экономик и образования общего рын­ка. Интеграция, с одной стороны, углубляет международное раз­деление труда, с другой — интенсифицирует обмен товарами, услугами, капиталом, рабочей силой. Повышается уровень обоб­ществления производства, что требует специального межгосу­дарственного регулирования.

К 70-м гг. в различных регионах земного шара сложилось несколько интеграционных объединений. Прежде всего, это Ев­ропейское экономическое сообщество (ЕЭС), или Общий рынок (создан в 1958 г.). На первых порах в него вошел ряд западноевропейских государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Ни­дерланды, Люксембург. Наряду с сотрудничеством в области торговли страны интегрировали другие сферы хозяйства — на­учно-техническую деятельность, программирование и т. д.

В рамках интеграции предусматривалось установление льгот для взаимной торговли с перспективой образования об­щего рынка без каких-либо ограничений и пошлин. Важными интеграционными элементами явились единая торговая поли­тика по отношению к третьим странам,'общая аграрная поли­тика и т. д. С целью создания регионального комплекса предус­матривалось финансирование разнообразных видов хозяйствен­ной деятельности.

Интеграция позволила западноевропейскому капиталу на равных противостоять своим основным конкурентам — США и Японии.

В настоящее время ЕЭС, трансформировавшийся в Евро­пейский союз, объединяющий 15 государств Западной, Север­ной и Центральной Европы, становится своего рода эталоном экономической интеграции. Входящие в него страны продви­гаются к полной интеграции деятельности практически по всем направлениям. ЕС решает задачу проведения скоординирован­ной международной политики. Сформированный на его основе валютный союз координирует деятельность по использованию новой единой европейской валюты "евро". В настоящее вре­мя она практически заменила европейские валюты, является единой валютой на всей территории Евросоюза.

Параллельно и в противовес Европейскому экономическо­му сообществу на других континентах сформировались Цент­ральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Латиноамерикан­ская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), Восточноафри-канское сообщество и т. д.

Интеграционные объединения развивающихся стран про­явили заинтересованность к сотрудничеству с целью восполь­зоваться выгодами международной специализации, доступа к природным богатства и экономическим ресурсам и т. д.

В 90-е гг. активизировались процессы создания новых "со­юзов" во всех крупнейших экономических центрах — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Южно- и Североамериканс­ких регионах и т. д.

В частности, можно отметить создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), объединившей три страны: США, Канаду и Мексику, зоны свободной торговли в Южной Америке, участники — Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай.

Масштабные процессы происходят в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе (АТР), где сформирована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Мощный политический и экономический конгломерат пред­ставляет Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в ' количестве семи государств — Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда, которые "демон­стрируют" чуть ли не самые высокие в Мире темпы экономи­ческого роста.

Образуются новые экономические блоки в непосредственной близости от границ России. В частности, в 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и раз­вития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Его ини­циаторами выступили Иран, Пакистан и Турция. Была сделана ставка на "вхождение" в центральноазиатский общий рынок Азербайджана, Казахстана и других среднеазиатских республик. Для современной России это наиболее нежелательный конкурент.

Вместе с тем сегодняшняя Россия не имеет равноправных позиций на торговых рынках мирового сообщества, что весь­ма негативно для ее экспортно-импортной политики.

Вполне очевидна необходимость изменения ситуации.

В настоящее время Россия прилагает значительные усилия для установления взаимодействия со странами мирового сооб­щества, своими ближайшими соседями, бывшими союзными республиками.

Важным шагом на пути формирования интеграционных связей с ближайшими соседями явилось создание Содружества Независимых Государств (СНГ).

Можно отметить прорыв на азиатском направлении - при­ем России в члены организации Азиатско-Тихоокеанского эко­номического сотрудничества (АТЭС).

Сегодня США признали за Россией статус страны с рыноч­ной экономикой. Однако официально она пока не принята в ВТО. Следовательно, еще требуется время и усилия для практичес­кой реализации этого статуса.

Углубление интеграционных процессов требует решения значительного круга важных экономических проблем, форми­рования единой нормативной базы и т. д.

Итак, достаточно очевидно, что международная экономичес­кая интеграция способствует взаимодействию стран, являет­ся важной ступенькой "перехода" к глобализации экономики.