logo
Экономическая теория_Океанова З

Рыночная власть

Монополия (в пер. с греч. "monos" — один, единственный, "poleo" — продаю) — один, господствующий на рынке, что пре­допределено, как правило, соответствующей позицией в произ­водстве товара (услуги) обладающих исключительным правом производства, торговли, промысла государства, компании и. т. д.

Господствующее положение на рынке распространяется, как правило, на определенное рыночное пространство — кон­кретный товар, или группу товаров, определенную ассортимен­тную группу, продукцию какой-либо отрасли, или конкретный рынок — местный, национальный, рынок какой-либо конкрет­ной страны или ряда стран, международный рынок, может быть рынок функциональной направленности — в области здравоох­ранения, образования и т. д.

Сфера контролируемого монополией рыночного простран­ства определяет область монополистического господства, ре­гулируемого монополией, своеобразную область "рыночной вла­сти" монополии.

Различают четыре вида монопольного (господствующего) положения:

В совокупности они формируют рыночное пространство продавцов и покупателей.

Рыночное пространство продавцов представляют две структуры:

  1. монополия — рыночное пространство одного продавца,

  2. олигополия — рыночное пространство нескольких про­давцов.

Рыночное пространство покупателей также представляют две структуры:

  1. монопсония — рыночное пространство одного покупателя,

  2. олигопсония — рыночное пространство нескольких по­купателей.

Многообразие неоднородных монополистических структур с различным уровнем "рыночной концентрации" свидетельству­ет о том, что в понятии "монополия" есть доля условности, свя­занная с фактором господствующего положения (господству­ющих условий) на рынке, поскольку "господство" не всегда аб­солютно и не всегда предполагает сосредоточение рыночной власти только в одних руках (например — олигополия, оли­гопсония).

"Чистая монополия", как и "чистая конкуренция" — тео­ретические абстракции, выражающие две полярные рыночные ситуации, два логических предела, позволяющие сформулиро­вать условия рационального поведения субъектов рынка, стре­мящихся к максимизации получаемого эффекта.

В действительности, степень абсолютизации того и другого механизмов ограничена альтернативными механизмами. Вме­сте с тем, в отдельных случаях степень абсолютизации меха­низмов монополии или конкуренции может быть достаточно высокой.

Поскольку различие уровней "рыночной власти» оказыва­ет влияние на экономическое положение участников, суще­ственное значение имеет исследование проблемы уровня «ры­ночной концентрации".

Выделяются три направления исследований:

• концентрации "рыночной власти" монополией (теория Лернера);

• концентрации "рыночной власти" и стратегического поведения фирм при олигополии (теории Нэша, Курно);

• концентрации рыночных долей крупнейших и всех про­давцов, действующих на рынке товаров в условиях монополис­тической конкуренции (индекс концентрации CRm, теория Херфиндаля-Хиршмана).

Исследование проблемы концентрации «рыночной власти» позволило сделать вывод, что монополия стремится к макси­мизации прибыли не на единицу продукции, а ее массы. При этом поскольку рост цен не беспределен, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на ее про­дукцию. На основании обстоятельного исследования пробле­мы в 1934 г. А. П. Лернер предложил обосновывающий пози­цию индекс, получивший название «лернеровского индекса монопольной власти»:

Один из наиболее распространенных в экономике олигополистический рынок, на котором действует ряд фирм, ориенти­рован на стратегическое поведение каждого участника. При этом поскольку в конкретных условиях на рынке может действовать два, три и более участников, важно определить «рациональные» позиции каждого.

В условиях конкурирования на рынке двух участников име­ет место количественная олигополия. Исследовавший модель (дуополия Курно) французский экономист и математик А. Курно (1938) выявил, что при производстве одинакового продукта и равных предельных издержках стратегическая переменная ориентирована на объем выпуска, максимизирующий прибыль компании.

При большем количестве участников стратегия выбирает­ся с учетом базовых позиций, особенностей каждого участника. Исследователи пришли к выводу, что взаимодействие фирм на олигополистическом рынке можно рассматривать как игру, в которой с учетом различия позиций при рациональном поведе­нии, ориентированном на выбор эффективных стратегических комбинаций, возможна максимизация результата. При этом воз­можен ряд ориентиров: на поддержание или нарушение квоты с целью получения доминирующей стратегии, ценового лидер­ства и пр.

Для ограничения монополистических позиций и монополь­ного поведения определяются индексы концентрации.

В частности, индекс концентрации CRm показывает сум­му рыночных долей m крупнейших продавцов на рынке товара:

Для определения индекса концентрации товара на рын­ке необходимо ранжирование всех участников по их рыноч­ным долям в убывающем порядке - от максимальной к минимальной. Индекс концентрации рассчитывается нарастаю­щим итогом.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует рыночную долю всех продавцов, действующих на рынке товаров.

При этом на основании данных об удельном весе продук­ции фирмы в отрасли все фирмы ранжируются по удельному весу выпускаемой продукции, после чего определяется доля интересующей.

Естественная, искусственная монополии

По происхождению выделяют два основных вида монопо­лии:

Естественная монополия представляет состояние товарно­го рынка, при котором:

  1. удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства (существенным снижением издержек производ­ства на единицу товара по мере увеличения объема производства);

  2. товары, произведенные субъектом естественной монопо­лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары есте­ственных монополий в меньшей мере зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Возникает и существует прежде всего:

в отраслях и сферах деятельности, которые основывают­ся на монополии невоспроизводимых естественных факторов (производство и переработка газа, нефти и т. д.);

Действие Федерального закона "О естественных монополи­ях" от 17 августа 1995 г. распространяется на строго опре­деленные сферы хозяйствования:

  1. транспортировку нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопрово­дам и предоставление услуг по их передаче;

  2. железнодорожные перевозки, услуги транспортных тер­миналов, портов, аэропортов;

3) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Регулирование деятельности субъектов естественных мо­нополий складывается из:

  1. ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен, (тарифов) или их предельно­го уровня;

2) определения потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

С естественной монополией устанавливается публичный договор, который предусматривает, что цена и другие условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом или иным правовым актом не предусмот­рено предоставление льгот для отдельных категорий потреби­телей.

Искусственная монополия — это своего рода "рукотвор­ная" монополия, создаваемая путем объединения в одних руках производственной и иной деятельности с целью получения сверхприбыли.

1 Дж. Нейман и О. Моргенштерн "Теория игр и экономическое пове­дение" (1944); Джон Нэш, Джон Харсани (США), Рейнхард Зельтен (Гер­мания) — Лауреаты Нобелевская премия 1994 г. за применение в эконо­мических исследованиях теории игр.

Можно выделить две важнейшие сферы монополистичес­кого господства:

  1. монополистическую деятельность государственных ор­ганов и органов местного самоуправления;

  2. монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (промышленной, торговой и других сфер).

Монополистическая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в ряде случаев требует аб­солютной монополизации осуществляемой деятельности, поэто­му выступает в форме своеобразной абсолютной монополии. Это относится:

Здесь имеет место особый порядок регулирования и цено­образования, соответствующий интересам национальной эконо­мики.

Вместе с тем государственная деятельность может осуще­ствляться в ряду других, не выступать в форме "абсолютной" мо­нополии. Это относится, в частности, к отдельным производственным структурам, производящим важную с позиций националь­ной экономики, но не прибыльную продукцию сферы научно-тех­нического прогресса и т. д. В ряде случаев государство может выступать сособственником монополистических образований.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъек­тов промышленной, торговой и других сфер достаточно много­гранна. Ее побудительным мотивом выступает монопольно высокая прибыль, имеющая два важнейших источника форми­рования.

Первый связан с затратами труда на производство про­дукции, его стоимостью, которая в связи с технико-технологическими преимуществами монополии обнаруживает тенденцию к более низкому уровню по сравнению с немонополизированными структурами;

Второй — с перераспределением стоимости между раз­личными предприятиями, входящими в монополию, и аутсай­дерами (не входящими в монополию предприятиями), является следствием экономической власти монополий, позволяющей им перераспределять прибыль в свою пользу.

Развитие монополитического капитала связано с формиро­ванием следующих основных форм искусственных монополий:

Картель — это форма объединения, при которой участни­ки "соглашения" сохраняют производственную самостоя­тельность (собственность на средства производства и продук­ты производственной деятельности), вместе с тем договарива­ются о квотах — количестве производимой продукции, раз­деле рынков сбыта, уровне цен. По ряду экономических и поли­тических соображений, о которых будет сказано далее, в насто­ящее время многие соглашения не только не фиксируются в письменной, но в законодательном порядке ограничиваются или запрещаются и в устной форме.

Синдикат — объединение имеющих производственную не­зависимость участников соглашения, организующих совмест­ный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.

Трест — интегрирует (объединяет) собственность на средства производства и готовую продукцию, управление ими.

В современных условиях значительная часть характери­зуемых объединений трансформировалась в закрытые или от­крытые акционерные общества.

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоот­раслевой) комплекс формально независимых предприятий раз­личных сфер экономики — промышленных, банковских, торго­вых, транспортных и др., находящихся под финансовым конт­ролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредо­точивающей у себя акции компании. Многие концерны опира­ются на густую сеть мелких и средних предприятий, разбро­санных по разным странам мира, капиталами которых можно гибко маневрировать, направляя их в наиболее доходные отрас­ли экономики. В настоящее время это развитая форма хозяй­ственных объединений.

Конгломераты (от лат. conglomerates скученный, уплот­ненный) — крупные объединения промышленных, банковских и прочих структур, формируемые ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических ко­лебаний, имеющие высокий уровень децентрализации управ­ления, "скрепленные" узами финансового и административного контроля.

В современных условиях лидирующими являются объеди­нения, базирующиеся на диверсифицированном производстве, мобильно реагирующие на изменения потребительского спроса.