logo
Экономическая теория_Океанова З

17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов

Конкурентные, неконкурентные блага

Исследователи установили, что во всякой экономической системе имеются два рода благ:

  1. конкурентные блага — получение которых предполага­ет соперничество потребителей благ, при этом получение вы­годы от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод други­ми экономическими субъектами;

  2. неконкурентные блага — это такие блага, получение выгоды от потребления которых одним субъектом содержит воз­можность для других экономических субъектов получения тех же выгод.

Конкурентные блага, как правило, достаются отдельным лицам, что исключает возможность доступа к данным благам других лиц. Владелец блага обладает возможностью воспрепят­ствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять данное благо.

Например, в результате высокопроизводительного труда человек заработал деньги, на которые купил автомобиль. Став собственником автомобиля, он будет воспрепятствовать другим экономическим агентам пользоваться данным благом.

Вместе с тем неконкурентные блага чаще всего являются неисключаемыми благами, нельзя запретить кому-либо уча­ствовать в потреблении этих благ, например пользоваться ус­лугами органов правопорядка.

Исключаемые неконкурентные блага — некоторые ограни­чения медицинского или иного порядка, как правило определя­ются законодательством.

Конкурентные исключаемые блага, как правило, являются частными благами. Потребление определенного частного блага каким-либо одним экономическим субъектом делает невозмож­ным для всех остальных субъектов потребление этого блага без его разрешения

Неконкурентные блага, имеющие незначительную исключаемость, что обусловливает их доступность для потребления практически всеми экономическими агентами, становятся в силу этого общественными благами.

Итак, всякая экономическая система имеет конкурент­ные и неконкурентные блага.

Конкурентные блага — это частные блага, которые эконо­мические субъекты получают в результате соперничества с дру­гими экономическими субъектами.

В результате неодинаковых позиций в конкурентной борь­бе, как правило, выигрывают более сильные, более смышленые. Позитивная роль рынка состоит в стимулировании предприни­мательской активности, внедрении совершенной техники, ис­пользовании лучших организационных приемов и т. д. Победив­шие в конкурентной борьбе вознаграждаются рынком. Они по­лучают конкурентные исключаемые блага, к которым не имеют доступа другие экономические субъекты.

Вместе с тем значительное число лиц в силу определен­ных обстоятельств — болезни, инвалидности, возрастного цен­за и т. д. — не может принимать участия в конкурентной борьбе. Их благосостояние при этом определяется неконкурен­тными, или общественными, благами, возможными для потреб­ления практически всеми экономическими агентами.

Однако надо иметь в виду, что общественные блага также не являются однородными.

Прежде всего, выделяются блага, которые каждый граж­данин может получить от общества на возмездной основе. Как правило, эти блага связаны с затратами труда, имеют стоимость. Характер их потребления имеет определенную специфику.

Чистые общественные блага, как правило, возникают, ког­да один из экономических субъектов получает выгоду от дей­ствия других субъектов, не оплачивая это. Характерный при­мер — "безбилетник". Может оказаться ситуация, что никто из потенциальных потребителей этих благ не будет склонен оп­лачивать их потребление.

В силу отмеченного эффект "безбилетника" обусловлива­ет необходимость производства определенного количества этих благ, равного социальной потребности в таких благах. Или, другими словами: общественное благо должно "производить­ся" в таком количестве, при котором суммарная готовность оплатить это благо становится равной издержкам производ­ства данного количества этого блага. Для определения требу­емого количества блага необходимо точное знание обществен­ных предпочтений потребления данного блага.

Такое решение проблемы позволяет определить экономи­чески эффективный объем производства чистых обществен­ных благ, решить проблему "безбилетника".

Рассмотренный блок проблем относится к специфическим общественным благам, распространяется на лиц, являющихся их потребителями.

Наряду с этим в национальной экономике важная роль при­надлежит так называемым социальным общественным благам, которые потенциально распространяются на все общество.

Во всякой экономической системе имеются инвалиды, пен­сионеры, дети и т. д., не могущие участвовать в получении кон­курентных благ. Они могут рассчитывать лишь на неконкурен­тные общественные блага, возможные для потребления прак­тически всеми экономическими агентами.

Механизмы, определяющие движение этих благ, составля­ют одно из важнейших направлений социальной политики.

Социальная политика — сущность, важнейшие ориентиры

Среди исследователей нет достаточно однозначного опре­деления социальной политики. Представляется, что социальную политику можно определить как систему взаимосвязей между государством и социальными слоями общества, индивида­ми по поводу социальных обязательств, поддержания опреде­ленного уровня благосостояния членов общества. При этом воз­никает необходимость определения проблемы благосостояния.

Благосостояние — понятие относительно новое, не имею­щее достаточно точных критериев. В этой связи обращает на себя внимание такое довольно общее определение: благосос­тояние общества измеряется совокупным объемом производ­ства за весь период его существования. Представляется, что это очень расширительное определение, требующее конкре­тики, определения временных параметров, приближения к че­ловеку. Видимо, понятие "благосостояние" требует связи не только с уровнем, но и качеством жизни, наличием соци­альных гарантий, стимулов для участия в общественном производстве и т. д.

По степени "решаемости" социальных проблем можно вы­делить ряд этапов:

Представленная этапность имеет неформальный характер. Она определяет важнейшие ориентиры как экономической, так и социальной политики государств на различных этапах эконо­мического развития.

В частности, ориентация на "качество жизни", "уровень благосостояния" связана с формированием не только нацио­нальных, но и межнациональных, глобальных подходов к соци­альной политике и социальной деятельности, что требует спе­цифических подходов и оценок.

Поскольку характеристика этапов социальной политики -большая самостоятельная проблема, в данном анализе иссле­дуются в значительной мере лишь общие методологические подходы, а также преимущественно современные реалии соци­альной политики.

Итак, исследования показывают, что рыночный механизм никоим образом не гарантирует уровня благосостояния.

Вместе с тем общественное развитие требует поддержания определенного уровня благосостояния. Обязанность его реали­зации возлагается на государства, осуществляющие соци­альную политику.

Как правило, социальная политика включает два блока проблем:

1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей для предпринимательства и труда,

при этом, ориентир делается на:

2. Обеспечение определенного уровня благосостояния для всех членов общества,

при этом ориентир делается на:

Современные западные государства направляют значитель­ные денежные средства в социальную сферу. Такие страны, как Германия, Франция, Япония, Швеция и др., содержанием госу­дарственной политики сделали максимальную социальную ори­ентацию хозяйственного развития, затрачивают большие сред­ства на реализацию социальных программ, в связи с чем получи­ли название социально ориентированных экономик.

Поскольку социальная ориентация экономик предполагает эффективное производство, это требует решения двух сложных, взаимосвязанных проблем: а) достижения максимальной эко­номической эффективности производства; б) достижения наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности.

Результатом производства и отражением его эффективно­сти являются получаемые доходы, которые прежде всего отра­жают уровень благосостояния.

Различают три уровня доходов:

  1. номинальный доход;

  2. располагаемый доход;

  3. реальный доход.

В свою очередь, номинальный доход включает:

Из двух основных первый блок — факторные дохо­ды — в значительной мере зависит от конкурентных усло­вий. Второй — трансфертные платежи — от проводимой пра­вительством социальной политики.

Номинальные доходы иначе называют "начисленными до­ходами".

Располагаемый доход это номинальный доход за выче­том налогов и других обязательных платежей. Иначе его на­зывают "чистым доходом".

Реальный доход те товары и услуги, которые можно купить на сумму располагаемого дохода. Его называют "отоваренные доходы".

Из отмеченного очевидно, что факторами, оказывающими непосредственное влияние на величину доходов населения, по­мимо заработной платы, выступают: розничные цены, насыщен­ность потребительского рынка товарами и др.

Зарплата является важнейшей составляющей доходов. Ее уровень зависит от способностей, прилежания людей, в значи­тельной мере определяется конкуренцией и рынком.

Непосредственно объектом социальной политики является минимальный уровень заработной платы и прожиточный минимум, определяющий тот уровень достатка, который необ­ходим для поддержания жизнедеятельности человека, ниже которого жизненные возможности человека приравнивается к состоянию бедности.

Исходя их важности показателя, в западных странах на­чиная с конца 30-х гг., в России — в 90-е гг. принимаются зако­нодательные акты о прожиточном минимуме, которые опреде­ляют предел, ниже которого падение жизненного уровня насе­ления считается недопустимым.

При отсутствии заработной платы или ее мизерном уровне государство берет на себя обязательства социальных выплат, выполняющих роль компенсационных механизмов.

Современные государства уделяют большое внимание со­циальной политике, предусматривают значительные расходы на социальные программы.

Более того, во второй половине XX в. индустриально раз­витые страны Запада начали возлагать на государство задачу обеспечения определенного стандарта благосостояния.

Решение социальных задач, как правило, осуществляется с помощью бюджетного механизма. При этом, с одной сторо­ны, государство сосредоточивает в своих руках налоги с дохо­дов граждан, с другой — реализует социальную политику: вып­лачивает пенсии, пособия, отчисления на медицинское, социаль­ное страхование и т. д. Таким образом, значительная часть по­ступлений в бюджет возвращается населению в виде транс­фертных платежей1.

Охарактеризованный механизм социальной деятельности государств обусловливает взаимодействие двух макроэкономи­ческих циклических потоков:

между домашним хозяйством и государством;

• между предприятиями и государством. Циклические потоки между домашним хозяйством и го­сударством предполагают движение в двух направлениях:

  1. население платит налоги с получаемых доходов, денеж­ный поток ориентирован на государственные учреждения;

  2. от государства в обратном направлении к домашним хо­зяйствам идет поток общественных благ, услуг, трансфертных платежей.

Циклические потоки между предприятиями и государ­ством также предполагают движение в двух направлениях:

  1. предприятия выплачивают государству налоги;

2) государство оказывает нуждающимся предприятиям по­мощь в виде субсидий, общественных товаров и услуг и т. д.

Системы социального обеспечения на Западе и в России

В современных западных странах сложились и действуют три основные системы социального обеспечения, выполняющие роль своего рода "социальных амортизаторов": 1) система со­циального страхования, 2) система государственного вспомо­ществования и 3) система "универсального" обеспечения.

Наибольшее распространение получила система социаль­ного страхования, при которой из заработной платы в обяза­тельном порядке изымаются страховые платежи, являющиеся основой для получения пенсии, или пособия независимо от ма­териального положения семьи застрахованного. Размер страхо­вых взносов, как

правило, составляет от 6 до 14%. Главным на­правлением страховых выплат являются пенсии по старости. Они выплачиваются при достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового или страхового стажа, как пра­вило, составляют 25-40% заработка.

1 Трансфертные платежи — передаточные платежи, выплаты час­тным предпринимателям и населению из государственного бюджета, ис­точником служат налоги, форма перераспределения части мобилизован­ных в доходы государственного бюджета средств (ЭЭПЭ. М., 1980. Т. 4. С. 171).

Впервые система социального страхования была введена в Германии в конце XIX в. Правительством были приняты законы о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883-1884), о введении пенсий по старости и инвалидности (1899) и т. д. Позже система государственного страхования начала применяться в Австрии, Дании, Франции, Великобритании и других странах.

Во второй половине XX в. многие государства сконцентри­ровали внимание на "обобществлении" некоторых условий вос­производства рабочей силы. Особенно быстро начала развивать­ся социальная инфраструктура с входящими в нее учреждени­ями здравоохранения, образования, переподготовки работников и т. д., финансируемая за счет государства.

Государственное вспомоществование целиком финансиру­ется из государственного бюджета. Оно выплачивается не всем лишившимся доходов из-за безработицы и нетрудоспособнос­ти, а только тем, кто после проверки доходов членов семьи офи­циально признается не имеющим средств к существованию.

Проблема вспомоществования активно изучается прави­тельствами государств практически на протяжении второй по­ловины XX столетия. Первоначальная ориентация на достаточно высокие выплаты показала свою несостоятельность. Высокие размеры выплат по этой статье, по сути дела, исключали сти­мулы к работе. В отдельных случаях заработная плата оказы­валась ниже указанных выплат. Это и обусловило необходимость достаточно жесткого контроля лиц, получающих доходы в форме вспомоществования.

В современных условиях в ряде стран — США, Японии, Великобритании и т. д. — за такой помощью обращаются мно­гие пенсионеры по старости. В связи с этим были определены ориентиры — чтобы сумма выплат и минимальная пенсия не превышали размера дохода, соответствующего официально ус­тановленному уровню бедности.

В ряде стран — Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде, Исландии — успешно используется "универсальная" система социального обеспечения. Здесь право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста. Пенсии выплачи­ваются в одинаковых для всех твердо фиксированных разме­рах. Средства на выплату пенсий создаются путем взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного воз­раста.

Социальные выплаты значительно корректируют уро­вень начальных и конечных доходов. Исследователи считают, что наиболее велики перераспределительные процессы в Шве­ции. Они подсчитали, что при "разбивке" домашних хозяйств на 10 групп доходы высшей группы примерно в 100 раз выше, чем у низшей. После уплаты налогов и получения трансфертов превышение составило не 100, а только 4 раза.

В Советском Союзе социальная инфраструктура имела форму общественных фондов потребления, которые поступа­ли в совместное или"индивидуальное потребление сверх опла­ты по труду. Общественные фонды потребления включали рас­ходы государства на оплату учреждений образования, здраво­охранения и др., оказывающих услуги, доступные для всего на­селения, пользующегося ими бесплатно, а также выплаты и по­собия малообеспеченным и многодетным семьям и т. д.

С переходом к рыночным отношениям в России только го­сударственных средств для финансирования названных потреб­ностей оказалось недостаточно. Сокращение государственных расходов, перевод части структур на рыночные отношения сде­лали недоступными или ограниченными для большинства на­селения многих благ и услуг, в том числе на наиболее значимые услуги системы здравоохранения, образования и т. д. В совре­менных условиях наряду с предоставлением указанных услуг на бесплатной основе увеличивается количество услуг, получа­емых потребителями на платной основе.

Соотношение между уровнем заработной платы и трансфертами одна из важнейших проблем социальной полити­ки, определяющая экономическое поведение индивида, его тру­довую мотивацию.

Исследования показали, что, с одной стороны, низкий уро­вень заработной платы и высокий уровень трансфертов не создает заинтересованности участия в производственном процессе, с другой — высокий уровень заработной платы так­же не всегда оправдан. По представлениям исследователей, вы­сокая заработная плата ведет к росту безработицы.

Видный английский экономист Артур Пигу (1877—1959) в известной работе "Теория безработицы" (1923) обосновывает тезис о том, что на рынке труда действует механизм несовер­шенной конкуренции, который приводит к завышению цены труда, снижающей его эффективность.

А. Пигу и его последователи корень зла видели в высокой заработной плате. Поэтому для стимулирования занятости считали необходимым всеобщее сокращение денежной зара­ботной платы.

Они предлагали:

  1. содействовать снижению заработной платы;

  1. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, ко­торого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

  1. рекомендовали государству трудоустраивать работни­ков, претендующих на невысокий доход, поощрять развитие со­циальной сферы.

А. Пигу рекомендовал широко применять деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими ра­ботниками, использование частичного рабочего дня, сокраща­ющего безработицу при неблагоприятной конъюнктуре.

Таким образом, проблема уровня заработной платы не яв­ляется однозначной. Она определяется совокупностью факто­ров, в числе которых — безработица и инфляция, требующие, как отмечалось, противоречивых методов регулирования. Вме­сте с тем они "подключают" социальные механизмы, активно реагирующие на проблему занятости.

Следует отметить, что система социальной защиты не ог­раничивается только поддержкой малообеспеченных слоев на­селения. Она распространяется и на лиц, "включенных" в об­щественное производство. При этом осуществляется через рег­ламентирование в законодательном порядке продолжитель­ности рабочего времени (с переходом на почасовую оплату тру­да эта проблема практически исчерпала себя), продолжитель­ности и порядка предоставления отпусков, установлении ми­нимальных ставок оплаты труда, определении прав работ­ника при найме и увольнении, охране труда, занятости и т. д.

Уровень и возможности социальной политики зависят от экономического развития страны.

Наибольшие результаты политики социального регулиро­вания были достигнуты в западных странах в кейнсианский и посткейнсианский период.

Вместе с тем в конце 70-х — начале 80-х гг. имел место всплеск антисоциальных настроений. Активное развитие со­циальной сферы, значительные денежные вливания в нее выз­вали сомнение, потребовали ответа на вопрос: не уменьшается ли эффективность национальной экономики из-за растущих размеров социальных механизмов?

В качестве аргументов были выдвинуты два положения:

  1. что увеличение трансфертов, предполагает рост налогов, ослабляющих стимулы к предпринимательству;

  2. что многие социальные программы способствуют росту слоя иждивенцев.

Американский экономист Пол Хейне в связи с этим отме­чал: "Действительно, люди, имеющие яхты, богаты; люди, рою­щиеся в мусорных ящиках, бедны. Но если будут введены но­вые правила, согласно которым каждый владелец яхты будет облагаться ежегодным налогом 10 тыс. долл. в специальный фонд "помоечников", и если каждый из "помоечников" получит пра­во на получение из этого фонда ежегодного пособия в 2000 долл., то, скорее всего, произойдет следующее: число владельцев за­регистрированных яхт сократится, а число лиц, называющих себя "помоечниками", удивительно быстро возрастет"1.

Очевидно, постановка проблемы вполне правомерна.

Социальная политика государства в рыночной экономике должна быть весьма тонким инструментом. С одной сторо­ны, она должна способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности. С другой — не долж­на подрывать стимулов предпринимательства и высокоэф­фективного труда.

Вместе с тем, высокая значимость социальных проблем, трансформация оценок от уровня к качеству жизни, потребо­вали ориентации на международные стандарты.

Качество жизни — очень емкое понятие, многопланово оце­нивающее совокупность факторов жизнедеятельности человека1.

Достаточно точно важнейшие факторы качества жизни от­ражены в модели интегрированного показателя качества жиз­ни2, ориентированной на следующие важнейшие показатели: питание, жилье, медицину, образование, условия труда, зара­ботную плату, экологию, бытовые услуги (рис. 17.2).

1 Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. С. 379. •

Рис. 17.2. Модель формирования интегрированного показателя качества жизни

Модель достаточно наглядно представляет важнейшие па­раметры жизнедеятельности, характеризующие различный уровень благосостояния. При этом различия между мировым, действующим социальным нормативом и социально гаранти­рованным уровнем определяют направления развития социаль­ной политики.

В настоящее время в связи с довольно четко проявившейся необходимостью ориентации на социальные факторы не только в национальной, но и глобальной экономике Организацией Объе­диненных Наций начал рассчитываться обобщающий показа­тель — индекс человеческого развития, включающий соци­альные доминанты. Он представляет среднюю из трех вели­чин: валового внутреннего продукта на душу населения, пред­полагаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к наиболее высокому достигну­тому в мире уровню. В 1990 г. по индексу человеческого разви­тия первое место заняла Канада (индекс 0,982), второе — Япо­ния (индекс 0,981), США — шестое (индекс 0,976), Великобри­тания — десятое (индекс 0,962), СССР — 33-е место (индекс 0,875) и др.

В России в условиях экономического кризиса произошло зна­чительное снижение уровня жизни, что нашло отражение в обоб­щающем показателе «индексе человеческого развития». В 1998 г. он составил 0,771,в1999г. произошел небольшой рост — 0,775.

Значение эффективной социальной политики

Исследования показали, что социальная политика играет очень важную роль в национальной экономике. Она является ос­новой научного, культурного потенциала нации, реальной де­мократизации общества, его поступательного развития. Поэто­му необходимо совершенствование социальных механизмов с учетом их значимости в развитии общественного процесса.

1 См. подробнее: Океанова 3. К. Социально-этический маркетинг. М., 1997. Гл. 15.

2 См.: Социальные технологии государственного управления. Н. Нов­ город, 1995. С. 79-80.

В странах, где достаточно эффективна социальная полити­ка, нивелируется социальная неоднородность, населения.

В частности, во многих странах достаточно четко выделя­ются три уровня: богатые — 10-15%, средний уровень — 70-80%, бедные — 15-20%. При таком раскладе обеспечивается до­статочная социальная стабильность общества. Значитель­ный удельный вес среднего класса делает его опорой гражданс­кого общества.

Понятие и проблемы борьбы с бедностью

Вместе с тем в странах с рыночной ориентацией, где от­сутствует средний слой, наиболее высок уровень полярнос­ти, неравенства в распределении доходов, важнейшей пробле­мой объективно становится проблема бедности.

Понятие бедности неоднозначно. Его можно определить как экономическое состояние части общества, не имеющей мини­мальных по нормам данного общества средств существова­ния.

Государства решают проблемы борьбы с бедностью разны­ми способами:

Борьба с бедностью — одна из важнейших проблем совре­менных национальных экономик.

В современной России по данным на 2000 г. удельный вес населения1, находящегося за чертой бедности, составляет 29,1%, удельный вес населения, имеющего менее 1 долл. вдень — 7,1%.

Большая острота и актуальность социальных проблем в России требуют их адресного решения.