logo
Экономическая теория_Океанова З

Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции

  1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы

  2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий

  3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции

Буквально слово "монополия" означает "един­ственный продавец". Но является ли некоторый про­давец единственным продавцом, зависит от того, сколь узко или широко мы определяем продукт. При доста­точно широком определении существует бесчисленное множество продавцов каждого продукта. Однако при достаточно узком определении продукт любого данного продавца отличается от продукта любого другого, и все продавцы оказываются монополистами...

Пол Хейне

Одним из закономерных следствий механизма совершен­ной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.

Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая ря­дом с ней и становящаяся ее антиподом.

Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, неограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.

Сегодня во многих странах функционируют три обладаю­щих рыночной властью структуры: монополия, олигополия, предприятия (структуры), формирующие монополистическую конкуренцию, представляющие базовую основу рынка несовер­шенной конкуренции.

Для современной России формирование и развитие меха­низмов не только совершенного, но и несовершенного рынка так­же весьма актуально.

В главе рассматриваются: