logo
Экономическая теория_Океанова З

Зоны рыночного пространства

Развитие общественного разделения труда, товарного про­изводства в определенных условиях приводит к формированию следующих зон рыночного пространства:

Местный рынок — это, как правило, локальный рынок, развивающийся в рамках определенного территориального образования — города, села, обычно располагаемый в наиболее удобных, традиционно связанных с транспортными артериями местах.

Национальный (внутренний для страны) рынок— продукт более высокого уровня развития. Возникает там и постольку, где и поскольку появляется общественное разделение труда и то­варное производство. Его величина неразрывно связана со сте­пенью специализации общественного труда, масштабами наци­онального хозяйства и потребностями развития рыночного про­странства. Составляющими национальных рынков повсеместно становятся местные рынки.

Мировой рынок формируется в течение ряда столетий. По оценкам исследователей, зародился в XVI в. Прошел ряд эта­пов с развитием производства, международного разделения труда, динамикой средств транспорта и связи.

Современная рыночная система — многоуровневая систе­ма отношений между производителями и потребителями това­ров, ориентированная на использование достижений научно-технического и общественного прогресса, современных инфор­мационных и денежных механизмов.

Достигнутый уровень развития производства и рыночной ин­фраструктуры делает доступной в мировом масштабе информацию о ценах на энергоносители, валюту и пр. Адаптированные компью­терные системы позволяют хорошо представлять потребительские свойства и цены товаров, производимых в различных регионах мира, выбирать необходимые и доступные для потребителей товары. На­пример, весьма обстоятельная информация об японских автомоби­лях в США, ориентировавшая на их достоинства и привлекатель­ность, обусловила высокий спрос на эти автомобили. В результате оказалась возможной ситуация, позволившая японским автомоби­лям "потеснить" в США американские автомобили.

Активное развитие рыночных отношений привело к формиро­ванию значительного числа специализированных рынков (продук­тов питания, одежды, обуви, стройматериалов, автомобилей, рын­ков труда, научных разработок, капиталов, ценных бумаг, валют, духовных благ и др.), в совокупности образующих современную си­стему рынков.