logo
Экономическая теория_Океанова З

Норма прибыли

Результативность или эффективность предприниматель­ства (р') определяется отношением прибыли (Р) к авансирован­ному (функционирующему) капиталу (К) в процентом измере­нии.

Традиционно определяется по формуле

Эта — относительная величина прибыли, иначе называет­ся нормой прибыли.

Норма прибыли (р') — отношение прибыли к авансиро­ванному капиталу, выраженное в процентах.

Является показателем степени возрастания капитала, эффективности предпринимательства.

На норму прибыли оказывают влияние следующие фак­торы:

При этом, с одной стороны, увеличение массы прибыли, эко­номия на средствах производства, ускорение оборота капитала влияют прямо пропорционально на норму прибыли. С другой — структурное деление капитала на материализованный и лич­ный факторы определяет противоположную динамику. По мере роста материализации факторов наблюдается обратно пропор­циональная зависимость — норма прибыли проявляет тенден­цию к понижению.

В результате реальная норма прибыли, отражающая спе­цифику времени, конкретных условий хозяйствования и т. д., обнаруживает две противоположные тенденции — к росту или падению. Доминирующая определяет синтезированный резуль­тат, конкретизированный с учетом места и времени.

Как правило, механизмы свободной конкуренции приводят к выравниванию индивидуальных норм прибыли в общую или среднюю норму прибыли, выступающую в качестве равновели­кой прибыли на равновеликий по величине авансированный ка­питал.

С развитием научно-технического прогресса средняя нор­ма прибыли обнаруживает тенденцию к понижению. При этом реальная динамика нормы прибыли складывается в условиях противоборства двух тенденций — к росту или снижению, в различные промежутки времени может преобладать либо та, либо другая.

Монополия исключает свободную конкуренцию и среднюю прибыль, она предполагает и базируется на монопольной сверх­прибыли.

В экономиках, сочетающих монополистические и конку­рентные механизмы, возможны различные уровни нормы при­были.

В условиях экономики с сильным или, наоборот, слабым го­сударственным регулированием процессы выравнивания ниве­лируются, поэтому возможен значительный разрыв в нормах прибыли между различными структурами.

Эффективность производства, факторы, показатели

С развитием экономики и ее инструментария в соответствии с целевой ориентацией показатель нормы прибыли в значитель­ной мере терминологически трансформируется в показатель эф­фективности.

Под эффективностью производства {ЭП) понимается его результативность, определяемая отношением прибыли (Р) к затратам капитала на покупку средств производства и ра­бочей силы (К), выступающим в качестве издержек производ­ства товара.

Как и показатель нормы прибыли, рассчитывается по фор­муле

Это общий или интегрированный показатель эффективно­сти производства, являющийся достаточно универсальным.

Наряду с ним в условиях преимущественно индустриаль­ной экономики, ориентированной на производство продукции массового спроса, важное значение имеют частные показатели, определяющие результативность структурных частей аванси­рованного капитала — средств производства и рабочей силы, выступающих в качестве личного и вещественного факторов производства.

Каждый из факторов имеет специфику и особые показа­тели.

Показателем эффективности использования трудовых ре­сурсов является производительность труда. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или количеством времени, затраченным на производство единицы: продукции. При первом подходе средний или реальный объем продукции относится к количеству затраченного на ее произ­водство труда, при этом определяется выработка одного рабо­чего за один час труда; при втором подходе часы работы отно­сятся к количеству произведенной продукции. Чем лучше организован труд, тем выше производительность труда, эффективнее производство.

Степень использования вещественных факторов представ­ляют два показателя:

Показатель фондоотдачи характеризует степень исполь­зования основных производственных фондов. Определяется от­ношением объема произведенной продукции к единице (на рубль) производственных фондов. Чем эффективнее использу­ется техника, тем выше фондоотдача, стремительнее перенос стоимости средств производства на производимый продукт.

Показатель материалоемкости характеризует степень ис­пользования материальных факторов. Выражается в натураль­ных единицах расхода сырья, материалов, топлива, энергии, необходимых для изготовления единицы продукции, либо в про­центах к стоимости используемых материальных ресурсов в структуре себестоимости продукции. При этом чем лучше ис­пользуются материалы, меньше производственные отходы и т. д., тем эффективнее производство. Наряду с материалоемкос­тью в зависимости от уровня экономического развития на пер­вый план могут выступать также другие составляющие, напри­мер использование энергоресурсов и т. д.

Прогрессивная тенденция предусматривает:

Вместе с тем в реальной действительности они изменяются не одновременно, имеют различную динамику.

Для комплексного исследования их изменений используют­ся математические методы, специальные научные технологии.

Проблема реализации товаров. Маркетинговая ориентация

Исключительно важной является проблема реализации то­варов, мотивирующая предпринимательство, выступающая со­ставляющей эффективного хозяйствования. Ее решение — осо­бая веха взаимоотношений между промышленным и торговым капиталом, их трансформации.

На ранних этапах общественного развития купеческий и ро­стовщический капитал явились основой формирования про­мышленного капитала.

В условиях индустриального развития происходят обрат­ные процессы — обособления торгового и ссудного капитала от промышленного. При росте масштабов производства, возникно­вении трудностей с реализацией товаров, достаточно очевид­ной эффективности разделения труда между участниками про­изводитель "устраняется" от реализации товаров, уступая эту функцию торговцу.

Вместе с тем с переориентацией на индивидуализирован­ные потребительские предпочтения ситуация изменяется. Про­изводитель не может не изучать спрос, адекватным образом на него реагировать. В новых условиях предпринимательские орга­низации, как правило, формируют у себя специализированные службы маркетинга (от лат. market — рынок), изучающие ры­нок, ориентирующие на него свою деятельность. Более того, ори­ентация на рынок становится определяющей компонентой пред­принимательской стратегии.

Важнейшие составляющие маркетинговой политики:

Современное предпринимательство невозможно предста­вить без эффективной маркетинговой политики.

В зависимости от специфики товара и потребительских сегментов при продвижении товара предприниматели ориентируются на разные уровни каналов распределения. Промышленник может сам заниматься продвижением товара, но может уступить эту функцию торговцам, которые специализируются на купле-продаже товаров, лучше знают рыки, имеют специализированные базы, магазины, одновременно занимаются продажей продукции ряда производителей, что обеспечивает в конечном счете более низкие торговые издержки.

Разделение сфер деятельности между промышленником торговцем актуализирует вопрос о прибыли и норме прибыли торговца.

Прибыль и норма прибыли в торговой сфере

Прибыль торговца представляет разницу между ценой реализации и ценой закупки товара у производителя или по­средника.

Норма прибыли торговца, как и промышленника, отража­ет тенденции общественного развития.

В условиях совершенной конкуренции проявляется тен­денция к выравниванию нормы прибыли промышленников и торговцев.

С изменением условий "механизм" изменяется.

Формирование рыночной монополии обеспечивает пере­распределение прибыли в ее пользу.

В условиях реформирования экономики, преобразователь­ных, часто хаотичных процессов, норма прибыли торговцев пе­рестает сочетаться с нормой прибыли промышленников. Она значительно вырывается вперед, обеспечивая при большой ско­рости оборота капитала перераспределение значительных де­нежных средств в пользу торгового капитала.

Развитие конкуренции не только в производственной, но и торговой сфере обусловливает специфические формы дея­тельности торгового капитала: активную рекламу, широ­кий спектр "до" и "послепродажных услуг" и т. д. Важная роль принадлежит получившему широкое распространение в современных условиях потребительскому кредиту, значи­тельно увеличивающему движение как товарных, так и де­нежных потоков, что и является в конечном счете целью пред­принимательства.

Таким образом, нормальные рыночные механизмы пред­полагают не только развитие конкурентных рынков факто­ров производства, но и корректирование нормы прибыли в различных сферах. Их разрушение деформирует экономичес­кую систему.

Получение экономической прибыли—- постоянно действу­ющий мотив предпринимательской активности, толкающий экономику вперед. Ожидание прибыли стимулирует эффек­тивное распределение и использование ресурсов, обновление техники, ориентацию на более полное удовлетворение потреб­ностей. К этому же приводит противоположное отмеченному следствие конкурентной борьбы — разорение и убытки, ко­торые также обусловливают стремление к совершенствованию производства.

Вместе с тем в условиях конкуренции прибыль перестает быть единственной и безальтернативной целью предприни­мательства. Исходя из экономической целесообразности, на­ряду с ориентацией на прибыль целью деятельности хозяйству­ющих субъектов может быть минимизация издержек, сохра­нение или увеличение доли на рынке и т. д.

7.2.2. б). Особенности ссудного капитала

Сущность и источники ссудного капитала

Ссудный капитал денежный капитал, отдаваемый в ссуду (временное пользование на условиях возвратности) и приносящий проценты за счет обслуживания кругооборота промышленного и торгового капитала.

Источниками ссудного капитала выступают временно сво­бодные денежные средства, высвободившиеся в ходе кругообо­рота капитала.

1. Средства, образующиеся при движении основного капитала.

В результате использования основного капитала его стоимость переносится на продукт частями, по мере износа. При этом после продажи товаров перенесенная на продукт реали­зованная в денежной форме часть стоимости основного капитала в виде амортизации оседает на счете предприятия до времени покупки новых средств производства.

.Допустим, станок функционирует 10 лет. При этом каждый: год он переносит на продукт 1/10 часть стоимости. Полная стоимость станка будет возмещена лишь через 10 лет. Вместе с тем: амортизированная стоимость, адекватная перенесенной на про­дукт части стоимости основного капитала, поступающая на счет предприятия по мере реализации продукции, до покупки ново­го оборудования выступает источником свободных денежных средств, которые могут использоваться в качестве ссудного ка­питала.

2. Средства, образующиеся при движении вещественных элементов оборотного капитала.

Между продажей готовой продукции и покупкой нового сырья и других вещественных элементов оборотного капитала обычно проходит некоторое время. В промежутке между про­дажей готовых изделий и покупкой новых элементов оборотно­го капитала у предпринимателя образуются временно свобод­ные денежные средства, которые могут использоваться в каче­стве ссудного капитала.

3. Средства, предназначенные для выплаты заработной платы.

Заработная плата, как правило, выплачивается работникам один раз в неделю или один или два раза в месяц. Между тем произведенный продукт реализуется ежедневно.

В промежутке между реализацией товаров и выплатой за­работной платы образуются временно свободные денежные сред­ства, которые могут выступить источником ссудного капитала.

4. Средства, предназначенные для расширения производства.

В процессе расширенного воспроизводства предпринима­тель часть прибыли направляет на расширение производства. При этом для покупки новых элементов производства требует­ся, как правило, ряд лет. В промежутке времени между отчис­лением денежных средств на эти цели .и непосредственно рас­ширением или совершенствованием производства появляются временно свободные денежные средства, которые могут быть ис­пользованы в качестве ссудного капитала.

Помимо собственного капитала, источником ссудного капи­тала могут выступать денежные доходы и сбережения различ­ных слоев общества. В виде вкладов они поступают в кредит­ные учреждения и до покупки на них потребительских или про­мышленных товаров используются в качестве элементов ссуд­ного капитала.

Итак, появление временно свободных денежных средств выступает результатом кругооборота капитала, который пред­полагает, с одной стороны, как выталкивание временно свобод­ных денежных средств, так и привлечение их на развитие про­изводства, с другой — их заимствование.

Важным источником ссудного капитала выступают соб­ственные денежные капиталы банков, являющиеся источни­ком временно свободных денежных средств.

В ходе кругооборота капитала временно свободные денеж­ные средства становятся источниками ссудного капитала. При этом в новой роли они совершают свой собственный кру­гооборот, результатом которого является собственное прира­щение капитала.

В руках заемщика деньги проделывают действительный кругооборот в качестве промышленного или торгового капита­ла, приносящего доход. Следовательно, движение ссудного ка­питала в значительной мере не является автономным, оно ос­новывается и связано с движением промышленного и торгово­го капитала. Вместе с тем ссудный капитал отличается от ре­ального капитала, который является важнейшей формой его ма­териализации. Он выступает потенциально возможным сред­ством пользования реальным капиталом.

Таким образом, перед нами капитал, находящийся в дви­жении и соответственно природе капитала приносящий доход.

При этом специфика товара — ссудного капитала обуслов­ливает особую форму дохода — процент.