logo
Экономическая теория_Океанова З

Финансовые, реальные инвестиции

Традиционно различают два вида инвестиций: финансовые и реальные.

Финансовые — это вложения в долгосрочные активы — цен­ные бумаги — паи, акции, облигации:3 Реальные — в развитие материально-технической базы производственной и непроиз­водственной сфер. За реальными инвестициями в Российском законодательстве закреплен термин "капитальные вложения", под которым понимаются инвестиции в основной капитал (ос­новные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудова­ния, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские рабо­ты и др. Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта - документа, содер­жащего: а) обоснование экономической целесообразности,

1 Устойчивый - не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твердый // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 838.

2 Стабильный - прочный, устойчивый, постоянный // Там же. С. 759.

3 В 1998 г. объем инвестиций составил всего лишь 26% от уров­ня 1991 г.

объе­ма и сроков осуществления капитальных вложений, проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с зако­нодательством РФ и утвержденную в установленном стандар­тами (нормами и правилами) порядке; б) описание практичес­ких действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Все инвесторы имеют равные права на осуществление ин­вестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложе­ний и результатами инвестиций, а также осуществление дру­гих прав, предусмотренных договором и государственным кон­трактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодатель­ства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убыт­ки в случае прекращения или приостановления инвестицион­ной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вло­жений.

Государство не только регулирует инвестиционную дея­тельность, но и гарантирует всем субъектам инвестиционной де­ятельности независимо от форм собственности: а) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельнос­ти; б) гласность в обсуждении инвестиционных проектов; в) пра­во обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; г) защиту капитальных вложений.

Представленные правовые аспекты важны, поскольку оп­ределяют основания инвестиционной деятельности, равные пра­ва и ответственность ее субъектов. От обоснованности правовой системы, как и правительственной политики, зависит эффек­тивность инвестирования.

В ходе рыночных преобразований в нашей стране механиз­мы инвестирования, сложившиеся в КАСУ, были разрушены. В новых условиях произошла трансформация как финансовых, так и реальных инвестиций.

Прежде всего важно отметить, что с переходом к рыноч­ным отношениям в России, по аналогии с Западом, начал фор­мироваться рынок ценных бумаг, являющийся одним из важ­нейших инвестиционных институтов. Значение этого инвести­ционного института в Российской экономике огромно, однако ре­альные позиции пока что недостаточно велики, не отвечают по­требностям современного развития.

Основными современными инвестиционными источниками выступают:

  1. собственные средства предприятий (прибыль, амортиза­ция, средства, полученные от реализации собственного обору­дования);

  2. заемные средства;

  3. средства Федерального бюджета;

  4. средства местных бюджетов;

  5. средства населения;

  6. иностранные инвестиции.

Множественность и многоканальность источников, с одной стороны, является позитивным фактором, ориентирующим на значительность поступлений, с другой - сбои могут быть так­же весьма значительными.

В отношении реальных инвестиций (в основной капитал)1 важно заметить, что в период 1991-1998 гг. произошло значи­тельное снижение важнейших макроэкономических показате­лей экономического роста и инвестиционной деятельности. В частности, ВВП снизился в 4 раза, объем инвестиций за счет всех источников финансирования снизился в 3,5 раза.

По годам динамика такова (рис. 12.3).

С 1999 г. ситуация изменяется, объем инвестиций начинает увеличиваться.

Отрицательные последствия снижения объема инвестици­онных ресурсов:

  1. образование большого объема обесцененных основных производственных фондов. С 1995 по 1998 г. постоянно проис­ходило снижение коэффициента обновления основных произ­водственных фондов;

  2. ограниченное развитие важнейших, в том числе науко­емких, социальных структур, необходимых для эффективного развития национальной экономики.

В силу значительного разрыва прибыльности при инвести­ровании реального и финансового капитала произошел отток капитала из производства в финансовый сектор экономики.

Огромное негативное влияние на инвестиционный процесс оказало сокращение государственных капиталовложений.

За период с 1992 по 1999 г. удельный вес государственных капитальных вложений в ВВП снизился с 2,95 до 0,2%. Соответ­ственно уменьшилась их доля в общем объеме инвестиций в ос­новной капитал (с 28,6 до 1,1%).

1Наряду с инвестициями в основной капитал исследователи выде­ляют две дополнительные группы реальных инвестиций: 1) на изменение запасов материальных оборотных средств; 2) на приобретение ценностей (драгоценных металлов, антиквариата и др.), их удельный вес, особенно второй группы, мал, значимость не велика, поэтому они не являются объек­том исследования.

Для сопоставления, в Германии она составила 22%, в Япо­нии — 30%.

Наряду с отмеченным негативное влияние на развитие ин­вестиционного процесса оказало стабилизировавшееся до 1999 г. снижение удельного веса валового накопления1 в валовом внут­реннем продукте:

По существующим оценкам, в России во второй половине 80-х гг. норма накопления находилась на уровне 30-33%. В пос­леднем десятилетии XX в. имела место понижательная дина­мика:

Резкий спад нормы накопления до 14,7% приходится на пе­риод дефолта.

В последующий период норма накопления постепенно на­чинает расти, достигнув 21-22% в 2001-2002 гг. В 2003 г. превы­сила 22%. Однако и этот показатель остается более низким, чем в советский период, при котором норма накопления находилась на уровне 24-26%.

При сопоставлении с международной отчетностью наблю­дается следующая картина.

Согласно статистическим данным МВФ среднемировая (оп­ределяемая отношением совокупных валовых накоплений к со­вокупной величине валового внутреннего продукта) норма на­копления в последние два десятилетия XX в. находилась на уровне 23-24%. В развитых странах на 1-2% ниже.

В нынешнем десятилетии, по прогнозам, картина изменит­ся несущественно.

В 2005-2008 гг. среднемировая норма накопления должна составить около 20%. При этом с учетом традиционной разни­цы: в США на 1,5% ниже — 18,5%; в зоне "евро" — 21%; в Япо­нии и развитых странах — 24%; в развивающихся странах — 29% (за счет стран Юго-Восточной Азии, Китая, Вьетнама).

Вместе с тем трансформационные процессы, связанные с динамикой нормы прибыли в конце XX в. в России, в совокупно­сти с другими процессами оказались не соответствующими ин­тересам национальной экономики.

В 1999-2002 гг. происходит перелом в динамике всех мак­роэкономических показателей. В частности, в 1999 г. впервые с 1991 г. имеет место рост ВВП — на 5,4%, объема инвестиций — на 5,3%, промышленного производства — на 11%. Намечается переход к устойчивому экономическому росту.

Таким образом инвестиционный процесс, "пережив" понижа­тельную динамику, вновь начинает проявлять тенденцию к росту.

Государственные, частные инвестиции

Современный инвестиционный процесс, связанный с транс­формацией от доминирования государственных к значительности частных инвестиционных проектов, с одной стороны, ори­ентирован на расширительную материальную базу не только го­сударства, но и частных собственников, с другой - подвержен рискам, увеличивающимся с ростом объемов инвестиционного капитала.

Государственные инвестиции являются более надежной формой инвестиционного капитала. Как правило, имеют доста­точно многопрофильную ориентацию:

Значительная часть государственных инвестиций направ­ляется в производственную сферу, на транспорт и т. д.

Государственный инвестиционный рынок играет важней­шую роль в национальной экономике.

Наряду с государственными, в современных условиях име­ется достаточно широкая основа и для частных инвестиций, на­правляемых во многие сферы национальной экономики - в про­изводственную, социальную сферы и т. д., порой идущих в ногу с государственными инвестициями.

В связи с отмеченным, весьма актуальной для сегодняшне­го дня является проблема привлечения инвесторов.

На российском фондовом рынке сегодня работают следую­щие институциональные инвесторы:

Их привлекательность, как правило, определяется по по­казателям надежности, ликвидности, доходности.

С точки зрения надежности и ликвидности наибольшую привлекательность имеют страховые компании. Они обеспе­чивают возвратность инвестиций обязательным резервирова­нием средств самой компании. Вложения компенсируются при наступлении страхового случая, что является условием сохран­ности и ликвидности средств. Вместе с тем доходность вложе­ний в страховые компании по сравнению с другими структура­ми ниже.

Чековые инвестиционные фонды гарантируют возврат­ность вкладов только собственными активами, что не защища­ет вложения от коммерческого риска. Акции чековых фондов не ликвидны - они не выкупаются самими фондами и не обра­щаются на вторичном рынке.

Негосударственные пенсионные фонды также гарантиру­ют надежность инвестиций лишь собственными активами. Вло­женные средства возвращаются только в виде пенсионных вып­лат после накопления фиксированной суммы.

Паевые инвестиционные фонды гарантируют надежность вложений собственными активами, характеризуются, с одной стороны, малой доходностью, с другой — самой высокой лик­видностью вложений. Если фонд не является интервальным, выкуп пая осуществляется по первому требованию вкладчика.

Таким образом, по надежности и эффективности инвести­ций среди российских институциональных инвесторов на пер­вом месте стоят страховые компании, на втором - коммерчес­кие банки. Однако низкая доходность и серия банкротств бан­ков породили недоверие к этому направлению институциональ­ного инвестирования.

Низкая привлекательность российских институциональ­ных инвесторов в значительной мере обусловлена непоследо­вательной политикой государственных органов власти в обла­сти регулирования рынка ценных бумаг, несовершенной нор­мативной базой, не соответствующей реальным инвестицион­ным условиям.'

В связи с отмеченным, актуальнейшая проблема сегодняш­него дня - формирование нормативной базы по защите прав и интересов инвесторов, создание компенсационных механизмов покрытия риска. При этом высокая рискованность должна ком­пенсироваться за счет высокой доходности вложений.