logo
Экономическая теория_Океанова З

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса показывает степень ко­личественного изменения спроса в зависимости от измене­ния цен.

Участники рынка, как правило, изучают, насколько чув­ствителен спрос к колебаниям цен. Если под влиянием неболь­шого изменения цен спрос почти не изменяется, он неэласти­чен. Если же при изменении цен спрос изменяется значительно, он эластичен.

Спрос менее эластичен, если:

Наименьшей эластичностью отличается спрос на товары первой необходимости — продукты питания, некоторые виды одежды, обуви, туалета, некоторые жилищные принадлежности и т. д. Люди не могут обходиться без них. Поэтому повыше­ние цен на них не ведет к существенному сокращению их по­требления. Этот же эффект обеспечивает приверженность к марке, которая также создает неэластичный спрос, поскольку потребители не нуждаются в замене* и не соглашаются с ней. Неэластичность спроса увеличивают чрезвычайные обстоя­тельства (водитель со спущенной шиной заплатит за замену больше, чем потребитель, у которого есть время для поисков) и т. д.

Вместе с тем спрос на предметы роскоши отличается высо­кой эластичностью. Эластичностью отличается спрос на то­вары и услуги, имеющие аналоги, взаимозаменяемые товары, по которым достаточен выбор, нет срочности в покупке. Спрос на них в значительной мере зависит от цены. При этом увеличе­ние цен может привести к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен, наоборот, увеличит объем реализации, отвлечет покупателей от конкурентов, заставит совершить по­купку. Поэтому при эластичном спросе целесообразно изме­нить цену.

Ценовая эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (требуемого количества товара в %) к изменению цен (в %).

Коэффициент эластичности спроса Изменение величины спроса, %

Изменение цен, %

Как правило, при эластичном спросе коэффициент эластич­ности больше единицы. При этом небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса.

При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы. Ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса.

Эластичность спроса может варьировать зависимости от ди­апазона изменения цен на товары. При очень высоких ценах про­дажа товаров сокращается, при очень низких — спрос невозмож­но стимулировать далее, поскольку рынок насыщен товарами.

Актуальной для современного периода, когда рынок насы­щен потребительскими товарами, является проблема "перекре­стной ценовой эластичности". Она определяется отношени­ем относительного изменения величины спроса на один товар (например, товар А) к относительному изменению цены другого товара (например, товара В).

Показатель перекрестной ценовой эластичности, или элас­тичности спроса на товар А по цене товара В, используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами, при наличии таковой — для выяснения характера этой взаимо­связи, возможной взаимозаменяемости.