logo
Экономическая теория_Океанова З

Организационный фактор

Следует отметить, что в эпоху индустриального развития внимание хозяйственников было сориентировано в значитель­ной мере на традиционные факторы — средства производства и рабочую силу, должного внимания организационному факто­ру, как правило, не придавалось.

Однако в конце XIX — начале XX в., с развитием научно-технического прогресса, существенно изменяется уровень про­изводства, управление им становится непосильно непосред­ственно собственнику, требует привлечения лиц, имеющих спе­циальную подготовку. При этом собственник капитала делеги­рует функции управления производством наемным управляю­щим — менеджерам, которые имеют специальную подготовку, управляют производством "со знанием дела".

Современный уровень развития науки и техники, развитие межхозяйственных связей, информационной деятельности и т. д. обусловили исключительно важную роль организаторской дея­тельности в результативности предпринимательства.

1 Фондоотдача — объем производства (продукции) в денежном выражении на единицу стоимости производственных основных фон­дов... характеризует уровень эффективности их использования // ЭЭПЭ. Т. 4. С. 315.

К "управленцу" предъявляются высочайшие требования: он должен уметь управлять информацией, учитывать степень риска, обеспечивать эффективное использование факторов про­изводства, эффективность хозяйствования и т. д.

Организуя процесс производства, предприниматель, как правило, решает три группы задач:

  1. краткосрочной минимизации издержек производства;

  2. краткосрочной максимизации прибыли;

  3. долгосрочной максимизации прибыли.

Все три задачи в процессе производства взаимодействуют между собой, являются составляющими единой концепции уп­равления предприятием.

Вместе с тем каждая из задач требует своего решения и специальной целевой ориентации.

Ориентация на краткосрочную минимизацию издержек и краткосрочную максимизацию прибыли на определенном эта­пе приводит к убывающей отдаче от использования производ­ственных факторов — труда и средств производства. Поэтому необходимо комплексное исследование факторов и возможнос­тей производства, обеспечивающих рост эффективности не только в кратко-, но и в долгосрочном периодах.

При росте общих издержек в краткосрочном периоде сред­ние издержки могут обнаруживать противоречивую динамику.

По мере того как сумма общих издержек распределяется на все большее количество единиц продукции, средние издер­жки вначале падают благодаря возрастающей предельной от­даче, но затем начинают расти вследствие убывающей пре­дельной отдачи.

Динамику издержек и предельной отдачи Кэмпбелл Р. Мак-коннелл и Стэнли Л. Брю демонстрируют с помощью графика (рис. 6.1)1.

Изменение издержек связано с динамикой затрат капита­ла как на заработную плату, так и вещественные элементы ка­питала.

Как правило, вначале предельный (дополнительный) про­дукт имеет тенденцию к возрастанию. Поэтому, наняв не одно­го, а двух или трех работников, предприниматель значительно увеличит количество выпускаемых изделий.

Вместе с тем при значительном увеличении количества ра­ботающих в последующем возможно уменьшение производ­ства предельного продукта, поскольку все большее количество переменного человеческого фактора будет соединяться с неизменным количеством средств труда. Это ставит предел найму дополнительных работников. В денежном выражении этот пре­дел определяется равенством предельного продукта величине заработной платы предельного работника.

"Равенство" определяет границу нецелесообразности даль­нейшего вовлечения работников в процесс производства.

1 См.: Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 2. С. 53.

Тот же принцип сохраняется при вовлечении в производ­ство Дополнительных единиц капитала. Максимум прибыли бу­дет обеспечен при равенстве дохода от предельного фактора рыночной цене, этого фактора.

Характеризуемое правило в равной мере распространяет­ся на все другие факторы, вовлекаемые в производство (сырье, материалы и т. д.). При этом действует общее правило: доход от предельного продукта, получаемый за счет дополнительного вложения какого-либо фактора производства, должен рав­няться рыночной цене этого фактора.

В связи с отмеченным возможно исчисление так называе­мых предельных издержек. Предельными издержками назы­ваются дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Они опреде­ляют позицию, при которой достигается максимально возмож­ная прибыль и устанавливается предел росту производства.

Концепция "предельного продукта" позволяет минимизиро­вать издержки производства за счет замещения одного фактора производства другим. При этом рациональное экономическое по­ведение предполагает замещение "дорогого" фактора "дешевым".

Вместе с тем наряду с заменой, ориентирующей на альтерна­тивную стоимость, поиск наиболее эффективного варианта пред­полагает определение позиций, получивших название "альтер­нативные возможности", при которых различное сочетание фак­торов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска про­дукции, что важно для последующего выбора приоритетов.

В процессе производства происходит взаимодействие фак­торов производства. При этом достаточно трудно определить роль каждого в результативности хозяйствования. Поэтому по­зитивен расчет эффективности различных вариантов сочета­ния факторов с целью нахождения оптимального варианта. В современных условиях анализ взаимосвязи между двумя или более факторами производства можно осуществить при помо­щи так называемой производственной функции.

Производственная функция это техническое соотно­шение, отражающее взаимосвязь между совокупными затра­тами факторов производства и максимальным выпуском про­дукции.

Исследователи обосновали разные уровни производствен­ной функции, соответствующие особенностям макро- и микро­экономики. С микроэкономической точки зрения, производ­ственная функция — это техническое соотношение между факторами производства, использованными предпринимате­лем, и объемом полученной продукции.

Как техническое соотношение эта функция может быть оп­ределена только эмпирическим путем посредством измерений на основе фактических показателей.

Каждая фирма имеет свою, отличную от других фирм, про­изводственную функцию1.

Значение производственной функции состоит в определе­нии альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции.

В условиях многообразия различных комбинаций факто­ров производства возможно нахождение варианта, при кото­ром достигается оптимальное сочетание факторов производ­ства. Само существование оптимального варианта означает возможность замены менее эффективных факторов произ­водства на более эффективные. Таким образом, производ­ственная функция предполагает взаимозаменяемость факто­ров производства. Такой подход составляет суть неоклассичес­кого анализа. Он отличается от классического подхода, ба­зировавшегося на безальтернативности факторов производ­ства, позволяет четко реагировать на потребности и производ­ственные возможности.

Следуя неоклассической теории, на базе различных вари­антов сочетания личного и вещественного факторов производства возможно определение кривых равного продукта или кривых безразличия (изоквант). Затем можно решить проблему выбора.

Классический пример решения проблемы рассмотрим по учебнику "Экономика" П. Самуэльсона1.

1См.: Самуэлъсон П. Экономика. М., 1964. С. 569.

Предположим, 100 единиц продукции можно произвести при различных сочетаниях труда и капитала (табл. 6.2).

Таблица 6.2

По аналогии с факторами производства представим издер­жки в виде "семейства издержек равного продукта" всех возможных сочетаний труда и капитала при цене труда в 2 долл. и капитала 3 долл. за единицу (рис. 6.3).

При этом цена единицы труда — 2 долл., цена единицы капитала 3 долл.

Различное сочетание труда и капитала может обеспечить производство равного продукта (рис. 6.2):

Все точки на кривой равного продукта представляют раз­личные сочетания труда и капитала, которые могут быть исполь­зованы для производства одного и того же объема продукции

Для определения оптимального варианта необходимо ин­тегрировать информацию о факторах и издержки производства продукта.

При "совмещении" графиков получим точку касания (С), представляющую оптимальный вариант производства продук­та (рис. 6.4).

Это оптимальный при данных условиях вариант сочетания факторов и издержек производства товара.

Представленное решение проблемы свидетельствует о том, что действия хозяйствующих субъектов на рынке труда и ка­питалов могут обеспечить нахождение наиболее предпочтитель­ных и экономичных факторов производства, являющихся осно­вой максимизации прибыли, что, в конечном счете, является целью организаторской деятельности.

Ориентация на наиболее оптимальный вариант, минимизацию издержек актуальна не только для производителя, но щ потребителя товаров, поскольку уровень издержек закладывается в цену и, следовательно, влияет на покупательную способность товара. Поэтому из множества вариантов важно изыскивать такие, которые обеспечивают оптимальные с точки зрения сбалансированности затрат и результатов варианты.

Хозяйствующие субъекты должны постоянно сравнивать свои предельные издержки и предельные выгоды. Только в этом случае их деятельность может быть действительно эффективной.

Вместе с тем исследование показывает противоречивую динамику снижения и роста средних издержек, что обусловливает поиск наиболее предпочтительных вариантов, переход от менее к более эффективным ситуациям.

В течение длительного периода закономерны изменения в технологии, объемах производства продукции, ценах. Их динамика отражается на издержках.

Анализ динамики издержек на ряде предприятий (или на одном в различные промежутки времени, при изменяющейся конъюнктуре) позволил выявить закономерную тенденцию: сна­чала снижения средних издержек при расширении производства, в дальнейшем с вводом все больших и больших мощностей — их роста. Получается "ухабистая" кривая (рис. 6.5)1.

1 См.: Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 2.

На графике представлен ряд кривых краткосрочных издержек предприятий различного размера или одного предприятия в раз­личные промежутки времени, при изменяющейся конъюнктуре.

После противоречивой динамики средних издержек — вна­чале снижения, а потом роста, предприятие может переоборудо­вать производство на базе новых технологий, что вновь позволит вначале снизить средние издержки, в последующем — прийти к ситуации их роста и т. д. Исчерпав возможности каждого этапа, предприятие переходит все к новым и новым этапам.

Объединив кривые краткосрочных периодов касательной линией, получим кривую долгосрочных средних издержек, ко­торая как бы "обволакивает" кривые краткосрочных издержек. Она показывает величину наименьших издержек производства единицы продукции в долгосрочном периоде для каждого дан­ного объема производства при условии, что фирма имела дос­таточно времени, чтобы предпринять все желаемые измене­ния в размерах предприятия.

В процессе перехода от одного уровня производства к дру­гому в долгом периоде проявляются как положительные, так и отрицательные стороны эффекта масштаба, приводящего, с од­ной стороны, к снижению издержек, с другой — их росту по мере действия закона "убывающей отдачи".

Положительный эффект масштаба, приводящий к сниже­нию средних издержек, связан со:

издержек, связан прежде всего с разрастанием иерархическо­го аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности для получения и обмена информацией, координации принима­емых решений, не исключает несогласованности и противоре­чивости информации. Поэтому важна ориентация на сокраще­ние трансакционных издержек.

Представленный механизм действия хозяйствующих субъектов на рынке труда и капитала с целью выбора наиболее предпочтительных и экономичных факторов производства мо­жет обеспечить не только кратковременную минимизацию из­держек производства и краткосрочную максимизацию прибы­ли, но и более обоснованную перспективу — долгосрочную мак­симизацию прибыли, являющуюся в конечном счете стратеги­ческой целью организаторской деятельности предпринимателя.

Информация как фактор производства

Важнейшим фактором современного постиндустриального производства становится информационный фактор.

Обладание информацией — очень важное условие функ­ционирования предприятий в рыночной экономике. В условиях развивающегося научно-технического прогресса рыночные структуры не могут успешно функционировать, не будучи ин­формированными. Производители и потребители должны об­ладать надлежащей, полной, доброкачественной информаци­ей. Отсутствие ее губительно.

Информационная база и развитый рынок информации яв­ляются чрезвычайно важными факторами, обеспечивающими возможности потребительского выбора и потребительских пред­почтений.

Независимые самостоятельные производители товаров и услуг не могут успешно функционировать на рынке, не имея ин­формации о других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капиталов, об об­щей экономической и политической ситуации не только в соб­ственной стране, но и в мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйственной (коммерческой) деятельности и т. д.

Без развитой информационной системы эффективное фун­кционирование предпринимательских структур в современных условиях практически невозможно. Обладание информацией является важнейшим фактором успеха. По оценкам специали­стов, эффективное решение предполагает 90% информации и 10% вдохновения.

В западных странах уже более двух десятилетий инфор­мационная деятельность "вовлечена" в рыночные отношения в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфра­структуры.

Вместе с тем процесс становления информационного рынка и развития рыночной инфраструктуры в России достаточно активизировался лишь с середины 80-х гг. При этом неустойчи­вость российской экономики, неразвитость статистической базы данных определили его особенности, ограниченность.

Модель российского информационного рынка в значитель­ной мере ориентируется на системы, используемые во Фран­ции, Японии, Южной Корее, характеризующиеся высокой ро­лью государства. Как показал опыт, эта особенность не проти­воречит развитию рыночных отношений, конкуренции в инфор­мационной деятельности.

В настоящее время коммерческая информационная дея­тельность в России в значительной мере не только покрывает затраты по распространению информации и генерации баз дан­ных, но и становится прибыльной.

На локальном уровне в отдельных регионах России (Ниж­нем Новгороде, Вологде, Самаре и пр.) в последние годы сфор­мированы элементы информационной инфраструктуры доволь­но высокого уровня и с хорошим потенциалом. Однако ориента­ция на обслуживание исключительно регионов может привести к недоиспользованию интеграционного потенциала, что крайне неэффективно.

Для преодоления замкнутости необходимо активизировать интеграционные процессы, связанные с объединением инфор­мационных систем, включение их в глобальные сети — Internet.;

Структура российского информационного рынка не дол­жна существенным образом отличаться от моделей, получивших развитие на Западе, так как это является основой интеграции российской информационной индустрии в мировой информационный рынок, развития экспорта и импорта информационных услуг и продуктов.

В развитых экономических системах информационный фактор важен не только при определении предпочтительности того или другого продукта, но и для расчета эффективности различных вариантов приложения капитала, выбора наилучшего.

Отсутствие информации, неточность или относительность информации обусловливают угрозу потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.

В условиях нестабильной, быстро меняющейся экономики предприятие должно учитывать все возможные последствия от действия конкурентов, изменения рыночной ситуации, осуществлять деятельность по сокращению потерь, концентрации усилий на наиболее предпочтительных направлениях, минимизировать риски.

Эффективной можно считать такую предпринимательскую деятельность, при которой затраты на информационную дея­тельность окупаются повышением результативности про­изводства.

Свою причастность к электронному рынку Россия офици­ально признала в 2000 г., подписав Хартию глобального инфор­мационного общества. Следствием этого явилась Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия 2002-2010 гг." Цель программы - развитие бизнеса и информатизация всех сфер общественной жизни, особенно образования. Денежная оценка программы — 66,5 млрд. руб. Предполагается 50% ее финансирования осуществить за счет Федерального бюдже­та, 28% — за счет средств субъектов федерации, 22% — вне­бюджетных источников.

По оценкам, сектор информационно-коммуникативных тех­нологий в 2010 г. должен составить 2% ВВП. В 2001 г. — составил лишь 0,6%, тогда как в США — 4,38%.

В 2010 г. экспорт информационных технологий достигнет 1-2 млрд. долл. При этом в 2000 г. в Индии он составил 4 млрд. долл., в Израиле — 16 млрд. долл.

Госзакупки разного уровня через электронный рынок уже в 1999 г. составили в США 550 млрд. долл., в странах ЕС — 780 млрд. долл. Опыт госзакупок через электронный рынок в Сингапуре позволил сэкономить 20% общих затрат.

Вместе с тем информационный рынок связан с весьма су­щественными рисками. В современных условиях представля­ют угрозу вирусы, компьютерные взломщики, технологичес­кие инновации, не всегда однозначные взаимодействия в гло­бальной сети и т. д. Важно предусмотреть их в практической деятельности.

Наряду с информационным исключительно важное значе­ние приобретает экологический фактор, становящийся одним из актуальнейших факторов современного высокотехнологич­ного производства.