logo
Экономическая теория_Океанова З

Антиинфляционное регулирование

С учетом многообразия причин и факторов инфляции оп­ределяется антиинфляционная политика. При этом каждое из проявлений обусловливает соответствующие контрмеры.

Как отмечалось, существуют различные подходы к опре­делению причин инфляции.

Монетаристы связывают причину инфляции с количеством денег в обращении. Они считают, что цены товаров зависят толь­ко от количества денег в обращении. Избыток денег порождает инфляцию. Вся ответственность за инфляцию возлагается ими на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.

Это противоречит позициям классической школы, считающей, что цены товаров зависят исключительно от стоимости, а не от количества денег. Соответственно, классики исходят из того, что количество денег в обращении должно быть адекватно сумме стоимостей товаров.

И тот, и другой подходы в отдельности являются односторонними, не выражающими достаточно полно и объективно реальной причины инфляции.

В действительности причины инфляции — и в реальном секторе экономики, и в денежной сфере..;]

Как правило, изменения в денежной сфере являются следствием изменений в реальном секторе экономики. Нарушение стабильности в производственной сфере по цепочке затрагивает все остальные сферы. Развитие ВПК деформирует экономикой т. д.

В условиях нестабильности и неопределенности в реальном секторе экономики денежные потоки также теряют управляемость. Дополнительные выбросы денег в обращение без должного обоснования развивают и усиливают инфляционные процессы.

Поэтому проблемы инфляции — это не только и не столько проблемы регулирования и контроля за денежной массой, сколько проблемы, связанные с воспроизводственными процессами и воспроизводственной политикой в реальном секторе' экономики. Денежные потоки в значительной мере зеркально отражают эти процессы, хотя и не исключают в известной мере их самостоятельного движения в соответствии с реализующей их государственной политикой.

Можно выделить факторы инфляции, находящиеся и на стороне спроса, и на стороне предложения.

Факторы инфляции на стороне предложения денег:

Факторы инфляции на стороне спроса:

Наряду с перечисленными на инфляцию могут оказать вли­яние внешние факторы, корректирующие динамику между денежными и товарными потоками, например изменение цен на международном рынке, факторы, связанные с международной нестабильностью, войнами и т. д.

Вместе с тем важнейшими обусловливающими инфляцию факторами выступают механизмы государственного управле­ния, не сориентированные на сбалансированность денежных и товарных потоков.

Поэтому непременным условием антиинфляционных про­цессов является обоснованная, соответствующая прогрессив­ным тенденциям общественного развития правительствен­ная политика.

В ее рамках возможно выделение двух важнейших направ­лений:

  1. регулирование структуры и пропорций воспроизводства;

  2. проведение эффективной денежно-кредитной и финан­совой политики.

В условиях нормально функционирующей экономики целесообразно минимизировать вмешательство государства в процессы денежного регулирования, осуществляемые Центробанком. В условиях же инфляции такое вмешательство необходимо.

Некоторые исследователи поднимают проблему определения "цены инфляции", т. е. конечных результатов ее воздей­ствия на доходы общества. При этом выделяют три уровня: позитивный, нулевой и негативный.

Позитивный — определяется выигрышем государства от печатания дополнительных денег, которые являются источни­ком покрытия бюджетного дефицита, а также выигрышем, получаемым коммерческими банками, промышленными и торго­выми монополиями. Вместе с тем сама постановка вопроса о позитивном значении инфляции для общества представляется не вполне понятной, а факторы, на основании которых дается по­зитивная оценка цены инфляции, сомнительными.

Нулевой вариант — довольно редкое явление, имеющее место при "автоматической" индексации денежных доходов соответственно росту цен. При этом по мере удорожания товаров и услуг в том же масштабе возрастают заработки. Представляется, что это вариант отсутствия инфляции, при котором нет необходимости определять ее цену.

Негативный вариант возникает чаще всего. В большинстве случаев он затрагивает фирмы и домашние хозяйства. Он определяется:

Представленные исследования важны с точки зрения кон­кретики инфляционной динамики, вместе с тем не ориентиру­ют на методологические подходы, связанные с ее сущностью и регулированием.

Упорядочение денежного обращения, денежные реформы

Как правило, большинство государств осуществляют поли­тику "подавления" инфляции.

Наиболее важными направлениями являются:

  1. проведение государством политики доходов, сдержива­ющей инфляцию издержек, предполагающей контроль за це­нами, уровнем заработной платы и т. д.;

  2. проведение Центробанком политики кредитно-денеж­ного регулирования с помощью процентной ставки, кредитов и т. д.

В ситуации, когда характеризуемыми способами не удает­ся добиться желаемого результата, проводятся денежные ре­формы, как правило имеющие целью упорядочение и укрепле­ние денежной системы. Вместе с тем они могут сводиться к ча­стичному изменению денежной системы или переходу от од­ной денежной единицы к другой.

Стабилизация или упорядочение денежного обращения мо­гут осуществляться различными методами. Наиболее типичны­ми являются:

  1. дефляция — изъятие из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции;

  2. деноминация — укрупнение денежной единицы страны в целях упрощения и облегчения платежного оборота и прида­ния большей полноценности национальной валюте;

  1. нуллификация — объявление государством резко обесценившихся бумажных денег недействительными, изъятие потерявших силу бумажных денег с целью перехода от инфляционного к устойчивому денежному обращению, один из методов j стабилизации валюты;

  1. девальвация — понижение стоимости национальной денежной единицы и официального курса валюты данной страны по отношению к иностранной валюте;

  2. ревалоризация (то же, что и ревальвация) — повышение стоимости валюты, выражающееся в росте ее валютного курса по отношению к валютам других стран, оказывает серьезное; влияние на платежный и торговый баланс страны, ее конкурен­тоспособность и др.

Представленные эволюционно-революционные механизмы регулирования имеют свою обусловленность и могут быть при­менимы при соответствующих их природе обстоятельствах. Не­которые из них требуют значительных издержек.

Сохранение действующей денежной единицы в условиях инфляции — довольно сложный процесс, требующий проведе­ния государственной политики многостороннего макроэкономи­ческого регулирования как в реальном секторе экономики, так и в денежной сфере.

Проблема комплексной сбалансированности на реальном (товарном) и денежном рынке исследована известным англий­ским ученым Джоном Хиксом (1904-1989), который на базе кейнсианской модели создал "объединенную" модель макроэконо­мического равновесия. Составляющими анализа выступили че­тыре элемента, объединенных в модели "IS—LM", где I — ин­вестиции, S — сбережения, L — ликвидность, М — деньги, ко­торые балансируются при двух переменных: уровня доходов и ставки банковского процента.

В своем анализе он соединяет две кривые:

Кривая LM характеризует равновесие в денежном секторе экономики. Она показывает возможные состояния ставки про­цента и реального дохода, при которых денежный рынок нахо­дится в равновесии, т. е. обеспечивается равенство спроса и предложения на деньги. При этом равновесие на денежном рынке возможно, если увеличение реального дохода будет соответство­вать росту ставки процента (рис. 14.9).

Из графика очевидно, что одни и те же факторы в зависи­мости от специфики "проявляют" себя по-разному: изменяют­ся в одном случае — в одном направлении, в другом — в проти­воположном.

В конкретной ситуации правительства должны ориентиро­ваться на наиболее целесообразные тенденции, связанные с уве­личением или сокращением государственных расходов на за­нятость, инвестиций, определять наиболее эффективный в кон­кретной ситуации уровень процентной ставки и т. д.

В частности, исследования показали, что в условиях низ­кой процентной ставки денежный рынок может находиться в состоянии равновесия практически при любом уровне дохода. На этом уровне неэффективна монетарная политика правительства. Единственным выходом из тупикового состояния на этом уровне могут стать меры фискального характера, предприни­маемые правительством, позволяющие преодолеть кризис.

В период "шоков" правительство должно решить вопрос о предпочтительности развития производства или снижения ин­фляции и т. д.

Позитивные результаты может дать комбинированная по­литика, сочетающая механизмы кредитно-денежной и фис­кальной политики.

При этом, как отмечалось, кредитно-денежная политика ориентируется на:

  1. изменение величины реального предложения денег в ре­зультате проведения соответствующей политики Центральным банком;

  2. изменение ставки процента на денежном рынке, приво­дящее, в свою очередь, к определенного рода цепной реакции:

В современных условиях усиливается роль безналичного денежного оборота, оказывающего позитивное влияние на сба­лансированность макроэкономического развития.