Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
Сущность, базовые основы рынка совершенной конкуренции
Взаимодействие цены, спроса и предложения.
Теория потребительского поведения
4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
Конкурентное ценообразование обеспечивает распределение ограниченного количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, подкрепленную денежными голосами. Помогая решить проблему: для кого предназначены товары, оно наряду с этим подает сигналы, требующие внести изменения в решение вопросов: что должно быть произведено и как должны производиться товары?
Пол Самуэлъсон
Рынок совершенной конкуренции — идеальная модель рыночной системы. Здесь законы рынка проявляются наиболее полно, без каких-либо ограничений.
В западных странах рынок совершенной конкуренции развивался в течение ряда столетий. При этом выявил в полной мере свои плюсы и минусы. Вместе с тем по мере развития он трансформировался в регулируемый рынок, который имеет место в настоящее время в большинстве развитых стран.
Россия 90-х гг. XX в. начала свой путь в рыночную систему со свободного рынка. Это обусловило достаточно полное проявление его плюсов и минусов и в нашей стране. Их понимание и оценка очень важны, поскольку прогнозная ориентация представлялась преимущественно позитивной, в действительности в ходе рыночных преобразований выявилась масса негативов, по существу не случайных, неизбежных с точки зрения проявления закономерностей рыночной системы.
В главе рассматриваются:
сущность и базовые основы рынка совершенной конкуренции;
особенности -регулирования в рыночной экономике на уровне продавцов, покупателей, между ними;
законы спроса и предложения, интегрирующие взаимосвязи между ценой, спросом и предложением;
проблемы эластичности спроса и эластичности предложения;
теория потребительских предпочтений;
возможности и пределы рынка совершенной конкуренции.
4.1. Сущность и базовые основы рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции — сущность, основные параметры
В рыночном пространстве между субъектами рынка складываются экономические отношения, которые приводят к установлению рыночного равновесия как в целом на товарном рынке, так и на уровне отдельных производителей и потребителей товаров.
Важнейшим элементом рыночной системы, обеспечивающим взаимодействие ее субъектов, выступает конкуренция.
Конкуренция (лат. concurro — сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.
Рынок свободной, или совершенной, конкуренции предполагает большое число не зависимых друг от друга продавцов и покупателей, осуществляющих товарно-денежный обмен. Он обладает максимумом свобод:
на рынке свободно действуют единоличные собственники товара;
производители создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;
3) производители сами реализуют произведенные товары.
При этом имеются значительные экономические свободы, обеспечивающие возможность реализации потребительских предпочтений — свобода выбора экономических партнеров, направлений деятельности, форм предпринимательства, перемещения ресурсов по сферам деятельности, свобода ценообразования и др., формирующие особый механизм конкуренции между ними, получивший название свободной или совершенной конкуренции.
Экономические свободы позволяет рынку гибко реагировать на изменяющиеся условия производства и реализации.
Исследователи выделяют ряд параметров, по которым рынок совершенной отличается от рынка несовершенной конкуренции.
Это следующие важнейшие параметры:
количество продавцов определенного вида товаров на рынке;
свобода "входа" и "выхода" товаровладельцев на рынок;
зависимость (или независимость) участников рынка друг от друга;
влияние участников рынка на установление цен.
По приведенным параметрам роль и позиции рынка совершенной и несовершенной конкуренции существенно различаются.
Рынок совершенной конкуренции имеет следующие признаки:
неограниченное количество участников рыночного взаимодействия;
отсутствие барьеров "входа" и "выхода" на рынок;
субъекты рынка независимы друг от друга, участники рыночного соперничества не имеют возможности согласовывать свои действия, каждый принимает решения и действует самостоятельно;
— товаропроизводители сами устанавливают рыночные цены, ни один из продавцов или покупателей не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.
Важными основаниями конкурентного соперничества являются:
однородность производимых товаров, т. е. одинаковый уровень их качества;
полная и совершенная информация, которой все участники рынка должны обладать в равном объеме.
Приведенные признаки в совокупности представляют целостную систему рынка совершенной конкуренции. При несоответствии указанным параметрам происходит переход к другой модели — рынку несовершенной конкуренции.
Как правило, механизм рыночного взаимодействия опосредуется ценой. Выделяют три уровня ценового регулирования:
на уровне продавцов;
на уровне покупателей;
на уровне продавцов и покупателей.
Особенности ценового регулирования на уровне продавцов
На уровне производителей (продавцов) "механизм цен" приводит к трем важнейшим результатам:
распределению средств производства и труда между различными структурами. В условиях конкуренции недостаток какой-либо продукции обусловливает рост цен на нее и "устремление" капитала в те сферы и отрасли экономики, продукции которых не достаточно для удовлетворения потребительского спроса. Сопровождающий при этом динамику спроса рост цен является сигналом для перелива средств производства и труда в указанные структуры;
стимулированию технического прогресса. В условиях дифференциации производителей по уровню затрат на производство товаров выигрывают те, у кого индивидуальные затраты труда на производство продукции ниже общественных за счет использования более совершенной техники, технологии и пр. При этом продавая товары по ценам, соответствующим общественно необходимым затратам труда, они получают избыточный доход. Его получение стимулирует развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства; 3) дифференциации субъектов рынка, являющейся следствием двух предыдущих "проявлений". Производители, у которых индивидуальные издержки оказались ниже общественно необходимых, становятся богаче. Те же, чьи индивидуальные издержки превышают общественно необходимые, терпят убытки, разоряются, уходят с рынка. Некоторые исследователи считают это оздоровительной функцией рынка, которая выглядит довольно жесткой, но экономически оправданной, поскольку "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Логика исследователей достаточно проста: те предприниматели, которые не учитывают запросов потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие получают шанс процветания и развития.
Особенности ценового регулирования на уровне покупателей
На уровне покупателей товаров также выявляются три особенности:
"возможности кошелька" в условиях многообразия товаров заставляют покупателей изыскивать более дешевые и качественные товары, при одинаковом качестве — ориентироваться на покупку более дешевых товаров;
наибольший успех имеют более активные покупатели, ориентирующиеся на покупку не первых попавшихся товаров, а прилагающие усилия к поиску более качественных и дешевых товаров;
диалектика товарного производства приводит к "расслоению" и в этой сфере: наиболее активные покупатели со временем наряду с покупкой жизненно важных потребительских товаров все в большей мере становятся потребителями нетрадиционных потребительских благ — изысканных и дорогостоящих товаров, а также средств производства; неактивные — преимущественно низкокачественных продуктов. У первых есть перспективы роста, организации собственного дела, у вторых — перспектива бедности.
Таким образом, в конечном счете рынок в одинаковой мере воздействует на производителей и потребителей товаров, усиливает дифференциацию в обществе.
Последствия действия механизма цен на уровне взаимодействия между продавцами и покупателями товаров непосредственно связаны с механизмами спроса и предложения, которые весьма многоплановы.
Цена — важный и чуткий барометр рынка. Она обнаруживает тенденции к росту или снижению в связи с динамикой спроса и предложения, вместе с тем оказывает обратное влияние на спрос и предложение.
Рассмотрим механизм взаимодействия между ценой, спросом и предложением.
- Океанова з.К. Экономическая теория
- Содержание
- Раздел I. Введение в курс. Общие основы Экономической теории
- Раздел II. Микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Раздел III. Макроэкономика. Система взаимосвязей и механизмы регулирования в макроэкономике
- Раздел IV. Развитие глобальной экономики
- Введение в проблему
- 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
- Закон возвышения потребностей
- 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
- Система экономических отношений. Предмет экономической теории
- Функции экономической теории
- Методология экономической теории
- 1.4. Основные направления экономической мысли
- Меркантилизм
- Классическая политическая экономия
- Неоклассическое направление
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- 2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования Понятие собственности
- Объекты собственности
- Субъекты права собственности
- Содержание права собственности
- 2.2. Классификация собственности
- Формы собственности
- 2.3. От монополизма к многообразию форм собственности Эволюция собственности на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел II микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Глава 3. Возникновение и сущность рыночной экономики
- 3.1. Путь к рыночной экономике
- 3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства
- Сущность и функции денег
- 3.2. Рыночная система: сущность, характерные черты
- Роль рынка в экономике
- Рыночная сделка
- Зоны рыночного пространства
- Система рынков
- Правовое регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
- 4.2. Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
- Взаимосвязь предложения и цены
- Взаимосвязь спроса и цены
- Ценовая эластичность спроса
- Ценовая эластичность предложения
- Теория потребительского поведения
- 4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
- Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции
- 5.1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы
- Рыночная власть
- Легальная монополия
- 5.2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий Механизм монопольных цен
- 5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
- Контрольные вопросы
- Р а з д е л III
- 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
- Функции
- Личность предпринимателя
- Коммерческий расчет и его принципы
- 6.2. Факторы и издержки производства, их современная структура Факторы производства
- Издержки производства
- Труд как фактор производства
- Капитал как фактор производства
- Организационный фактор
- Экологический фактор
- 6.3. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- 6.3.1. Простое воспроизводство индивидуального капитала
- Простое воспроизводство
- Кругооборот капитала, его стадии, функциональные формы
- Основной и оборотный капиталы
- Амортизация основного капитала
- 6.3.2. Расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.1. Факторы производства и "факторные" доходы: введение в проблему
- 7.2. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.2.1. Рынок труда и заработная плата Рынок труда — содержание понятия
- Формы заработной платы
- Тарифная система
- 7.2.2. Рынок капитала и прибыль
- Прибыль в традиционной экономике
- Норма прибыли
- Процент, норма процента
- Временное предпочтение
- 7.2.3. Рынок земли и рента
- Рентные отношения
- Абсолютная рента
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел III
- 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
- 8.2. Система показателей макроэкономики
- Дефлятор внп
- Международные сопоставления ввп
- 8.3. Национальные счета
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическое регулирование национальной экономики
- 9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему
- 1. Изменения в потребительских расходах:
- 2. Изменения в инвестиционных расходах:
- 5. Поведенческие факторы:
- Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
- 9.2. Государственное регулирование национальной экономики
- 9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования
- Методы регулирования
- 9.2.2. Кейнсианская модель Обусловленность формирования
- Ориентация на "эффективный спрос"
- Парадокс бережливости
- 9.2.3. Модель командно-административного управления экономикой
- 9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика. Структурные кризисы
- 10.1. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика
- I. Производство средств производства
- Военно-промышленный комплекс
- 10.2. Структурные кризисы
- Диспропорции современного развития
- Глава 11. Нестабильность макроэкономического развития
- 11.1. Циклы экономической конъюнктуры: причины, характерные черты
- Фазы цикла
- Депрессия
- Оживление
- Концепция "длинных волн"
- 11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт
- Антикризисная политика в России
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Экономический рост
- 12.1. Понятие и факторы экономического роста Понятие экономического роста
- Показатели
- Факторы экономического роста
- 12.2. Типы экономического роста Экстенсивный экономический рост
- Ограниченность и пределы
- 12.3. Модели экономического роста, современные проблемы и тенденции
- 12.4. Инвестиционный процесс в современной России
- Финансовые, реальные инвестиции
- Иностранные инвестиции
- Сегодняшние проблемы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Занятость и безработица
- 13.1. Сущность и показатели безработицы Причины, сущность, безработицы. Критерии занятости
- 13.2. Основные формы безработицы
- Скрытая безработица
- Застойная безработица
- Закон Оукена
- 13.3. Политика занятости Политика занятости на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Кредитно-денежная система и политика кредитно-денежного регулирования
- 14.1. Денежное обращение и проблема равновесия на денежном рынке
- 14.2. Современные
- Валютное регулирование
- Уровень инфляции
- Инфляция и занятость
- Кривая Филлипса
- Антиинфляционное регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Финансовая система и финансовое регулирование
- 15.1. Финансовая система и фискальная политика
- Финансовая политика
- Кривая Лаффера
- 15.2. Государственный бюджет и его сбалансированность
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Проблема государственного долга
- Стабилизационный фонд
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Рынок ценных бумаг, экономическая роль, механизмы
- 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
- 16.2. Сущность и виды ценных бумаг
- Акции, курс акций
- Облигации
- Векселя
- Приватизационные чеки
- 16.3. Механизмы рынка ценных бумаг
- Фондовые индексы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Социальная политика
- 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
- Кривая Лоренца
- Коэффициент Джини
- 17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел IV развитие глобальной экономики
- Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции,
- От «замкнутости» к «открытости» экономик
- К "глобализации" экономики
- 18.2. Интернациональные экономические отношения
- Экспорт, импорт, платежный баланс
- Протекционизм
- Фритредерство
- Международная миграция капитала
- Предпринимательский капитал
- Миграция ссудного капитала
- Новые формы заимствования
- 18.3. Противоречия и проблемы мировой экономики
- Продовольственная проблема
- Глобальная экологическая проблема
- Проблема экономической отсталости
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел V проблемы переходной экономики
- Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
- 19.1. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России Предпосылки реформирования
- Программа рыночных преобразований
- 19.2. Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы Дискутируемые варианты
- Приватизация
- Реформа цен
- Социальные проблемы
- Либерализация внешней торговли
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Литература