logo
Экономическая теория_Океанова З

Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке

Сущность, базовые основы рынка совершенной конкуренции

  1. Взаимодействие цены, спроса и предложения.

Теория потребительского поведения

4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции

Конкурентное ценообразование обеспечивает распределение ограниченного количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, под­крепленную денежными голосами. Помогая решить проблему: для кого предназначены товары, оно наря­ду с этим подает сигналы, требующие внести измене­ния в решение вопросов: что должно быть произведе­но и как должны производиться товары?

Пол Самуэлъсон

Рынок совершенной конкуренции — идеальная модель ры­ночной системы. Здесь законы рынка проявляются наиболее полно, без каких-либо ограничений.

В западных странах рынок совершенной конкуренции раз­вивался в течение ряда столетий. При этом выявил в полной мере свои плюсы и минусы. Вместе с тем по мере развития он транс­формировался в регулируемый рынок, который имеет место в настоящее время в большинстве развитых стран.

Россия 90-х гг. XX в. начала свой путь в рыночную систему со свободного рынка. Это обусловило достаточно полное прояв­ление его плюсов и минусов и в нашей стране. Их понимание и оценка очень важны, поскольку прогнозная ориентация представлялась преимущественно позитивной, в действительности в ходе рыночных преобразований выявилась масса негативов, по существу не случайных, неизбежных с точки зрения прояв­ления закономерностей рыночной системы.

В главе рассматриваются:

4.1. Сущность и базовые основы рынка совершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции — сущность, основные параметры

В рыночном пространстве между субъектами рынка скла­дываются экономические отношения, которые приводят к ус­тановлению рыночного равновесия как в целом на товарном рынке, так и на уровне отдельных производителей и потреби­телей товаров.

Важнейшим элементом рыночной системы, обеспечиваю­щим взаимодействие ее субъектов, выступает конкуренция.

Конкуренция (лат. concurro — сталкиваюсь) — это сопер­ничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и ус­луг.

Рынок свободной, или совершенной, конкуренции предпо­лагает большое число не зависимых друг от друга продавцов и покупателей, осуществляющих товарно-денежный обмен. Он обладает максимумом свобод:

  1. на рынке свободно действуют единоличные собственни­ки товара;

  2. производители создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;

3) производители сами реализуют произведенные товары.

При этом имеются значительные экономические свободы, обеспечивающие возможность реализации потребительских пред­почтений — свобода выбора экономических партнеров, направле­ний деятельности, форм предпринимательства, перемещения ре­сурсов по сферам деятельности, свобода ценообразования и др., формирующие особый механизм конкуренции между ними, полу­чивший название свободной или совершенной конкуренции.

Экономические свободы позволяет рынку гибко реагиро­вать на изменяющиеся условия производства и реализации.

Исследователи выделяют ряд параметров, по которым ры­нок совершенной отличается от рынка несовершенной конку­ренции.

Это следующие важнейшие параметры:

  1. количество продавцов определенного вида товаров на рынке;

  2. свобода "входа" и "выхода" товаровладельцев на рынок;

  3. зависимость (или независимость) участников рынка друг от друга;

  4. влияние участников рынка на установление цен.

По приведенным параметрам роль и позиции рынка совер­шенной и несовершенной конкуренции существенно различа­ются.

Рынок совершенной конкуренции имеет следующие при­знаки:

товаропроизводители сами устанавливают рыночные цены, ни один из продавцов или покупателей не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.

Важными основаниями конкурентного соперничества явля­ются:

Приведенные признаки в совокупности представляют це­лостную систему рынка совершенной конкуренции. При несо­ответствии указанным параметрам происходит переход к дру­гой модели — рынку несовершенной конкуренции.

Как правило, механизм рыночного взаимодействия опосре­дуется ценой. Выделяют три уровня ценового регулирования:

  1. на уровне продавцов;

  2. на уровне покупателей;

  3. на уровне продавцов и покупателей.

Особенности ценового регулирования на уровне продавцов

На уровне производителей (продавцов) "механизм цен" приводит к трем важнейшим результатам:

  1. распределению средств производства и труда между различными структурами. В условиях конкуренции недоста­ток какой-либо продукции обусловливает рост цен на нее и "ус­тремление" капитала в те сферы и отрасли экономики, продук­ции которых не достаточно для удовлетворения потребительс­кого спроса. Сопровождающий при этом динамику спроса рост цен является сигналом для перелива средств производства и труда в указанные структуры;

  2. стимулированию технического прогресса. В условиях дифференциации производителей по уровню затрат на произ­водство товаров выигрывают те, у кого индивидуальные затраты труда на производство продукции ниже общественных за счет использования более совершенной техники, технологии и пр. При этом продавая товары по ценам, соответствующим об­щественно необходимым затратам труда, они получают избы­точный доход. Его получение стимулирует развитие научно-тех­нического прогресса, повышение эффективности производства; 3) дифференциации субъектов рынка, являющейся след­ствием двух предыдущих "проявлений". Производители, у ко­торых индивидуальные издержки оказались ниже обществен­но необходимых, становятся богаче. Те же, чьи индивидуаль­ные издержки превышают общественно необходимые, терпят убытки, разоряются, уходят с рынка. Некоторые исследовате­ли считают это оздоровительной функцией рынка, которая выг­лядит довольно жесткой, но экономически оправданной, по­скольку "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Логика исследователей достаточ­но проста: те предприниматели, которые не учитывают запро­сов потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабель­ности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются банкротством. И, наоборот, обществен­но полезные и эффективно работающие получают шанс процве­тания и развития.

Особенности ценового регулирования на уровне покупателей

На уровне покупателей товаров также выявляются три осо­бенности:

  1. "возможности кошелька" в условиях многообразия това­ров заставляют покупателей изыскивать более дешевые и ка­чественные товары, при одинаковом качестве — ориентировать­ся на покупку более дешевых товаров;

  2. наибольший успех имеют более активные покупатели, ориентирующиеся на покупку не первых попавшихся товаров, а прилагающие усилия к поиску более качественных и деше­вых товаров;

  3. диалектика товарного производства приводит к "рассло­ению" и в этой сфере: наиболее активные покупатели со временем наряду с покупкой жизненно важных потребительских то­варов все в большей мере становятся потребителями нетради­ционных потребительских благ — изысканных и дорогостоящих товаров, а также средств производства; неактивные — преиму­щественно низкокачественных продуктов. У первых есть перс­пективы роста, организации собственного дела, у вторых — пер­спектива бедности.

Таким образом, в конечном счете рынок в одинаковой мере воздействует на производителей и потребителей товаров, уси­ливает дифференциацию в обществе.

Последствия действия механизма цен на уровне взаимодей­ствия между продавцами и покупателями товаров непосред­ственно связаны с механизмами спроса и предложения, кото­рые весьма многоплановы.

Цена — важный и чуткий барометр рынка. Она обнаружи­вает тенденции к росту или снижению в связи с динамикой спро­са и предложения, вместе с тем оказывает обратное влияние на спрос и предложение.

Рассмотрим механизм взаимодействия между ценой, спросом и предложением.