logo
Экономическая теория_Океанова З

Прибыль в традиционной экономике

Используемый для производства товаров производительный; капитал обусловливает специфическую форму дохода – прибыль определяемую разностью между выручкой и издержками. При этом выручка выступает как результат умножения количество произведенных товаров на цену товарной единицы.

В условиях традиционной экономики действует закон убывающей производительности факторов производства. При насыщенности потребительского спроса товарами и неизменности производства возможно формирование статичного состояния, при котором прибыль равна нулю.

В этих условиях фактором, противодействующим стагнации (застою), стимулирующим предпринимательскую активность, становится инновационная деятельность.

Инновация — новообразование, нововведение.

В статичном состоянии наряду с инновациями источником прибыли также может, выступить монополия, обладающая своеобразной привилегией диктовать цены рынку перераспределять, но не создавать стоимость.

Инновационная деятельность, проблема риска

В условиях конкуренции спрос и предложение на инновационные, как и другие товары, колеблется в двух направлениях.

С одной стороны, по мере роста инвестиционных средств снижается предельный продукт капитала (эта зависимое аналогична взаимодействию на рынке труда и заработной платы). При этом проявляется действие "закона" убывающей до­ходности (рис. 7.5).

В условиях совершенной конкуренции возможна "мигра­ция" капиталов, которая приводит к "выравниванию" альтер­нативных стоимостей различных капиталовложений.

С другой стороны, значительное влияние на динамику спро­са на инвестиционный капитал оказывает научно-технический прогресс, который приводит к сдвигу кривой спроса вправо вверх. При этом происходит не снижение, а, напротив, повыше­ние доходности на капитал (рис. 7.6).

Ситуация предложения инвестиционного капитала может быть представлена кривой, имеющей противоположную по отношению к спросу направленность (рис. 7.7).

Предложение инвестиционного капитала, как правило, связано с денежными средствами, которые бизнес использует для покупки производственных фондов. Вместе с тем денежный капитал может быть использован на приобретение различных альтернативных стоимостей, может быть положен в банк, принося проценты.

Поскольку денежные вложения в банки — наиболее удобный способ получения прибыли, доход, получаемый в других: сферах, — альтернативный доход, как правило, сравнивают с уровнем процента, который можно получить при вложении денежных средств в банк. Таким образом, процент выполняет важнейшую задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, ориентированном на выбор наиболее пред- I почтительного варианта.

Рачительный владелец денег определяет предпочтитель­ность вложения денег в банк или их инвестирования в произ­водственную сферу.

Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой является важным условием обоснованности инвестиционных проектов.

С учетом закономерностей спроса, определяемых снижаю­щейся производительностью капитала, и предложения, опре­деляемого возрастанием предельных издержек упущенных воз­можностей, уровня процента (г) можно определить равновес­ное состояние рынка, достигаемое при равенстве спроса и пред­ложения на инвестиционный капитал (рис. 7.8).

Точка равновесия (Е) определяет количество инвестиций, обеспечивающих предельную производительность капитала при равенстве спроса и предложения на инвестиции.

Вместе с тем, поскольку состояние равновесия в рыночной экономике мимолетно и характеризуется "неопределенностью", важно исследование последующей динамики ситуации на рын­ке инвестиционных товаров.

Предприятия, занимающиеся инновационной деятельнос­тью, как правило, просчитывают степень выгодности и целесо­образности внедрения специфического "инновационного" това­ра. При этом, поскольку всякий инновационный процесс связан с риском, важен просчет возможного уровня риска, определе­ние мер по минимизации убытков.

Назначение анализа риска — дать информацию для при­нятия решений о целесообразности инноваций, предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

При анализе степени риска важно исследовать области ус­тойчивости предприятия к риску. Как правило, это предпо­лагает использование современного инструментария — схем, графиков, компьютерного моделирования и т. д.

Наряду с этим идеальная система должна включать в себя и систему "полевых экспериментов", позволяющих проверить на практике альтернативные программы, полученные путем компьютерного моделирования.

Модель "уровня риска" в бизнесе можно представить с по­мощью графика (рис. 7.9).

На графике выделяются:

В процессе моделирования и расчетов по ряду позиций и вариантов важно заранее выработать "стратегию поведения", определить пути выхода из вероятных рисковых моментов в случае их возникновения. Наилучшие альтернативные програм­мы наряду с прочим предполагают, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним подготовился.

. Итак инновационная деятельность, с одной стороны, обусловливает возможность получения большей прибыли по сравнению с традиционной экономикой, с другой - весьма подвер­жена риску, который надо учесть и предусмотреть, чтобы не сни­зить ее или не потерять вовсе.

Производство и распределение прибыли

Закономерности образования и распределения прибыли оп­ределяются двумя факторами:

  1. условиями формирования товарной стоимости;

  2. условиями рыночной среды. Рассмотрим их более обстоятельно.

Формирование товарной стоимости определяется услови­ями производственной сферы, ее ресурсным потенциалом - ка­чеством сырьевых продуктов, обрабатывающих средств и тех­нологий, уровнем развития научно-технического прогресса, раз­витостью информационных коммуникаций, уровнем организации производственной деятельности, квалификацией кадров и т. д.

В совокупности они определяют как качественные парамет­ры, так и стоимостную (затратную) основу произведенной про­дукции.

Производственные факторы играют важную роль в мини­мизации затрат, экономии на издержках, обеспечении возмож­ности эффективного хозяйствования.

Вместе с тем реальное получение прибыли связано не толь­ко с производством, но и реализацией продукции. Предприни­матель должен реализовать товар, чтобы получить прибыль.

При этом возможности реализации, как и производствен­ные возможности, весьма многоплановы. Они зависят от рыноч­ной среды, динамики спроса и предложения, конкурентных условий и конкурентных преимуществ продавца или определяются его монопольным положением на рынке, предпринимательской активности, рекламы, развитости торговой инфраструктуры и т. д.

Поэтому получаемая после реализации товара прибыль - есть синтезированный результат как производственной, так и торговой деятельности.

Она зависит от двух факторов:

  1. величины издержек;

  2. уровня цен.

Издержки, как отмечалось, это расходы бизнесмена на производство товара, прежде всего на покупку средств производства и рабочей силы.

После вычета издержек из цены реализации товара опре­деляется прибыль, выступающая в виде прироста применен­ного капитала или разницы между выручкой и издержками.

Полученная на предприятии прибыль распределяется по трем каналам:

  1. часть прибыли, выплачиваемая в виде налога на прибыль, обязательных платежей;

  2. часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов (или других форм личного дохода);

  3. остающаяся после уплаты подоходных налогов и диви- ; дендов нераспределенная прибыль, инвестируемая либо сразу, либо в будущем на финансирование расширения производства, строительство новых производственных и непроизводственных структур и т. д., увеличивающих реальные активы бизнеса.

При этом в зависимости от организационной структуры, характера собственности, целевой направленности бизнеса и т. д. предприниматель или группа предпринимателей могут оп­ределять уровень и приоритетность распределения средств по второму и третьему каналам.

Итак, достаточно очевидно, что прибыль — важный инст­румент предпринимательской деятельности, позволяющий ре­шать многие целевые проблемы, стимулирующий предприни­мательскую активность.

Вместе с тем абсолютная величина получаемой прибыли, даже весьма значительная, не свидетельствует об эффектив­ности предпринимательства.

При различной величине авансированного (функциониру­ющего) капитала ее абсолютные размеры не дают полного пред­ставления о результативности хозяйствования. Например, одна и та же величина прибыли — 100 тыс. руб. — может быть полу­чена при различном функционирующем капитале — 1 млн. руб. или, допустим, 5 млн. руб. При этом по отношению к функцио­нирующему капиталу в первом случае результативность соста­вит 10%, во втором — 2%. Следовательно., налицо различная ре­зультативность хозяйствования.

С учетом отмеченного, в определении результативности хозяйственной деятельности заинтересован прежде всего непос­редственно предприниматель, собственник факторов производ­ства, для которого важны не только наибольшее абсолютное пре­вышение результатов над затратами, но и "относительная" ре­зультативность.