logo
Экономическая теория_Океанова З

8.1. Сущность, основные черты макроэкономики

Уровни развития национальной экономики

Выделяют два уровня развития национального хозяйства:

  1. микроэкономика;

  2. макроэкономика.

Микроэкономика ориентирована на проблемы обособлен­ных экономических единиц, самостоятельно принимающих ре­шения и действующих исходя из собственных интересов и си­туации, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика оставляет "за кадром" поведение отдель­ных экономических агентов — домашних хозяйств и фирм, аб­страгируется от различий, возникающих в ходе их воспроиз­водственных процессов.

Макроэкономика — это целостная экономическая систе­ма, представленная совокупностью домашних хозяйств, биз­неса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Основные черты и механизмы макроэкономики

Для макроэкономики характерна экономическая целост­ность, базирующаяся на общем (национальном) разделении труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли произ­водства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны меж­ду собой либо рынком, либо общей экономической программой, объединяющей участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Наряду с отношениями по горизонтали важная роль в макроэкономике принадлежит отношениям по вертикали. При этом государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на субъектов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздей­ствия на хозяйствующих субъектов:

  1. прямого или косвенного регулирования;

  2. экономического или внеэкономического воздействия на участников экономического процесса.

Методы прямого регулирования предполагают непосред­ственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной эконо­мики, по отношению к которым государство может выносить обязывающие решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще все­го взаимодействуют с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях. При этом с помощью сти­мулирующих факторов может быть создана заинтересован­ность, например, в переливе труда и капитала в те или иные сферы экономики или обратное — при непродуманной налого­вой политике — уход в тень капитала при высоких ставках на­логообложения, стимулирование или дестимулирование покуп­ки тех или иных промышленных или продовольственных това­ров — автомобилей, хлеба, водки и т. д. Тем самым не прямо, а косвенно регулируется поведение экономических субъектов.

Методы экономического воздействия — прежде всего сти­мулирующие методы, как правило, связанные с заинтересован­ностью экономических субъектов в предпринимательской дея­тельности, напрямую зависят от уровня получаемых доходов и выплачиваемых налогов. Чем выше материальная заинтересо­ванность, тем больше "устремленность" в предпринимательс­кую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы — это, как правило, директивные, обязательные, так называемые административные методы, основанные на директивах сверху, имеют широкое распространение в условиях централизованно управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут иметь место в каждой экономической системе.

В зависимости от специфики страны, особенностей ее экономического развития и переживаемого периода возможны их' различные сочетания.

В настоящее время во многих западных странах удельный] вес государственной собственности составляет примерно 2(Н 40%. Именно им прежде всего, определяется уровень прямого государственного регулирования национальной экономики.

Можно выделить ряд направлений прямого регулирования:

Конкретные направления, сферы, участники макроэконо­мического регулирования зависят от специфики страны, могут отличаться в различных странах. Они определяются экономи­ческой политикой государства, выделяющей важнейшие эко­номические процессы, соответствующие переживаемому пери­оду, мотивирующей поведение контрагентов экономики.

Как отмечалось в первой главе, в соответствии с особеннос­тями времени и страновой спецификой в качестве целей разви­тия, определяемых экономической политикой, могут выступать различные ориентиры. В частности:

Вместе с тем в условиях интернационализации экономичес­кого развития наблюдается тенденция к интегрированию на­правлений и целей экономического развития.

Сегодня исследователи выделяют три общие для всех стран важнейшие проблемы, требующие макроэкономического регу­лирования:

Они не могут быть решены механизмами спроса и предло­жения, требуют макроэкономического регулирования.

На макроэкономическом уровне формируется кредитно-денежная, финансовая политика, в значительной мере — со­циальная политика, играющие важную роль в экономике, во многом обеспечивающие её эффективность.

При этом налоговая, процентная политика, прежде всего, определяют вектор экономического регулирования хозяйствен­ной деятельности, ориентируют субъектов экономики на реа­лизацию приоритетных задач правительственной политики.

Совокупность дополнительных факторов — инфляция, без­работица и т. д. — также оказывают влияние на микроэкономи­ческие решения хозяйствующих субъектов, связанные с их по­требительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т. д.

Таким образом, микро- и макроэкономические процессы тесно взаимосвязаны, переплетаются в воспроизводственном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Развитие научно-технического прогресса, высокий уровень компьютеризации и электронизации позволили формализовать и моделировать экономические процессы, что создало основу для успешного решения сложных макроэкономических задач, многовариантности и альтернативности экономических ре­шений, позволяющих, в частности, оптимизировать сочетание инструментов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, внеш­неэкономической политики и т. д.

Вместе с тем любая модель является упрощенным отражением реальности, она не может прореагировать одновременно на все многообразие факторов экономической динамики. Для: решения широкого круга макроэкономических проблем необходим системный анализ, всестороннее изучение взаимосвязей и процессов, происходящих в экономике, их последовательное "включение" в макроэкономическую систему.

Как и при анализе микроэкономики, основные механизмы макроэкономической динамики можно исследовать с помощью! модели "круговых потоков", характеризующей движение до­ходов и расходов между субъектами экономики, позволяющей определить механизмы взаимодействия между участниками процесса.

Круговые потоки в микроэкономике, абстрагированные от участия государства, представляют довольно простую взаимо­связь между фирмами, домашними хозяйствами, рынками ре­сурсов и продуктов (см. рис. 3.3).

Участие государства значительно усложняет взаимосвязи между ними1 (рис.

На схеме представлено движение потоков товарно-матери­альных средств от домашних хозяйств к предприятиям и обрат­но. При этом выделяются доходы и расходы каждого из участ­ников движения.

Подключение правительства к экономическому процессу обусловливает ряд новых направлений взаимодействия, связан­ных .с уплатой налогов, правительственными закупками как на рынке продуктов, так и ресурсном рынке.

Вполне очевидна зависимость предприятий и домашних хозяйств от правительственной политики, которая имеет мно­гоплановые механизмы и направления, оказывающие различ­ное воздействие на деятельность хозяйствующих структур.

Различные направления правительственной политики име­ют неоднозначные последствия, оказывают различное влияние на субъектов экономики.

Весь последующий анализ имеет целью исследование вза­имосвязей и механизмов регулирования в макроэкономике.