logo
Экономическая теория_Океанова З

14.2. Современные

кредитно-денежные механизмы и политика

кредитно-денежного регулирования

Система кредитных институтов

В большинстве стран сложилась достаточно стандартная система кредитных институтов, обеспечивающая и регулирующая кредитно-денежную политику.

Современная банковская система обычно является двухуровневой, включающей: 1) Центральный (эмиссионный) банк и 2) коммерческие (депозитные) банки различных видов, а также специализированные кредитно-финансовые институты, объединяющие банковские и небанковские организации, специ­ализирующиеся на определенных видах кредитования.

Центральный банк

Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбан­ковского расчетного центра, финансового агента правительства. Он может выступать как продавец и покупатель на междуна­родных денежных рынках, координировать зарубежную дея­тельность частных банков.

Во всех странах центральные банки формируют и осуще­ствляют кредитно-денежную политику, контролируют и коор­динируют деятельность коммерческих банков. Коммерческие и специализированные банки.

Коммерческие и специализированные банки

Основными функциями коммерческих банков являются: привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

Предложение денег в экономике может изменяться в ре­зультате операций Центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора.

Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу и на мультипликатор.

Коммерческие банки "занимаются" фактическим объемом предложения денег, который складывается в результате опе­раций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.

В соответствии с объективно обусловленными потребнос­тями развития в центре современных концепций регулирова­ния денежного рынка находится предложение денег.

Предложение денег включает наличность вне банковской системы - "С" и депозиты (деньги или ценные бумаги, вноси­мые в кредитное учреждение для хранения) - "Д", которые экономические агенты могут использовать для сделок. Факти­чески это агрегат Мг

Современная банковская система - это система с частич­ным резервным покрытием, при которой часть депозитов бан­ки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуды.

В отличие от других финансовых институтов банки обла­дают способностью "создавать деньги". Такая возможность, на­зываемая кредитной мультипликацией, возникает в банковс­кой сфере в результате эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Она базируется на следующей динамике капитала.

Она отличается от предложения денег (Ms), равного сумме наличности и депозитов до востребования:

Предположим, депозиты банка "1" выросли на 2000. Из этой суммы 20%, т. е. 400, остаются в резерве (норма резервов — от­ношение резервов к депозитам, в данном случае равна 20%, или 0,2), а остальные отдаются в ссуду. При этом банк увеличивает предложение денег на 1600. Суммарное предложение оказыва­ется равным 3600.

Дополнительное движение 1600 вовлечет в новый виток еще 1280 (1600 - (1600 х 0,2) = 1280), которые, в свою очередь, увеличат приносящие проценты деньги еще на 1024 (1280-256) и т. д. Таков механизм "создающей деньги" кредитной муль­типликации.

Дополнительное предложение денег Mslf возникшее в ре­зультате нового депозита, равно:

Коэффициент 1/гг представляет банковский мультипликатор, или мультипликатор денежной экспансии (расширения } банковских денег).

Вместе с тем в реальной жизни не все деньги находятся в банках, возможен отток части денежных средств с банковских депозитов в наличность.

Поэтому динамику денежных потоков в рамках национальной экономики надо скорректировать на резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном банке (R), которые влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивать предложение денег и наличность вне банковской системы (С), являющуюся непосредственным источником предложения денег.

В совокупности они образуют денежную базу, т. е. деньги повышенной мощности, резервные деньги (MB), которая равна:

Денежная база (MB) = наличности (С) + резервы (R).

Соотношение между наличностью и депозитами определя­ется предпочтениями населения, решающего, в какой пропор­ции будут находиться наличность и депозиты.

Таким образом, предложение денег находится в прямой зависимости от величины денежной базы (MB) и денежного мультипликатора. В свою очередь, изменение денежной мас­сы оказывает влияние на мультипликационный эффект, связан­ный с предложением денег.

При этом возможны два направления воздействия:

Инструменты денежной политики корректируют величи­ну денежной массы, воздействуя или на денежную базу, или на мультипликатор.

Инструменты прямого и косвенного регулирования

Различают инструменты1 прямого и косвенного регулиро­вания.

Инструментами прямого регулирования выступают:

Вместе с тем наиболее часто Центральный банк прибегает к инструментам косвенного регулирования.

1 Финансовый инструмент — понятие условное, это форма опера­ций с ценными бумагами.

Выделяют три главных инструмента, используемые Цент­ральным банком для косвенного регулирования кредитно-де­нежной сферы:

  1. изменение нормы обязательных резервов, которые ком­мерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкла­дов в Центральном банке;

  2. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)1, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки;

  3. операции на открытом рынке: купля или продажа Цен­тральным банком государственных ценных бумаг.

Их реализация имеет целью изменение величины банковских резервов, денежной базы.

Рассмотрим механизмы косвенного регулирования.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцен­тных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от общего объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вида вкладов, размеров банков и т. д. В современных условиях служат не столько для страховых, сколько для контрольных и регулиру­ющих функций Центрального банка, а также межбанковских расчетов.

Чем выше ставка обязательных резервов тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими бан­ками для активных операций. На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, связана со значительными издержками.

Помимо обязательных, коммерческие банки могут хранить в Центральном банке избыточные резервы, например для непредвиденных потребностей в увеличении ликвидных средств. Однако это невыгодно для них, лишает их дохода, поскольку; деньги не пускаются в оборот. С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

В США все банки обязаны держать в ФРС (Федеральной резервной системе) в качестве резерва долю депозитов на уров­не от 3 до 18% собственных активов. При увеличении нормы ре­зервов банки уменьшают объем кредитования клиентов, при снижении — расширяют предложение денег. Такое регулиро­вание нормы обязательных резервов является достаточно мощ­ным инструментом воздействия на денежное обращение.

Изменение процентной ставки (ставки рефинансирова­ния), по которой Центральный банк выдает кредиты коммер­ческим банкам, оказывает своего рода "цепную" реакцию. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у Централь­ного банка сокращается, вместе с тем сокращаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд.

Получая более дорогой кредит, коммерческие банки повы­шают свои ставки по ссудам. Волна "сжатия" и "удорожания" денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.

1 Рефинансирование — повторное или дополнительное вложение ка­питала.

Кредиты Центрального банка для пополнения резервов, как правило, предоставляются на короткий срок. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются только для особых нужд (например, на сезонные потребности) или для вы­хода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды, получаемые коммерческими банками от Центрального банка, увеличивают банковские доходы, являются основой мультипликационного роста.

Операции на открытом рынке — также очень важный способ контроля за денежной массой. Они достаточно широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг, вме­сте с тем ограничены в странах, где такого рынка нет или он на­ходится в стадии формирования.

Этот инструмент предполагает куплю-продажу Централь­ным банком государственных ценных бумаг, как правило, на вторичных рынках1.

При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков увеличивается сумма на резервных счетах этих банков (иногда на специальном счете для этих операций), вместе с тем в банковскую систему поступают дополнительные деньги, служащие основой мультипликационного расширения денежной массы.

При продаже Центральным банком ценных бумаг имеет место обратный процесс.

Таким образом, через операции на открытом рынке Центральный банк регулирует в определенной мере размер денежной массы в экономике.

Вместе с тем он не может полностью контролировать предложение денег, поскольку:

  1. коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов;

  2. Центральный банк не может точно предусмотреть объем' кредитов, которые будут выданы коммерческим банкам;

3) соотношение между наличностью и депозитами определяется поведением населения и другими причинами, которые не могут быть предусмотрены Центральным банком.

"Жесткая" и "мягкая" монетарная политика

В зависимости от экономической целесообразности Центральный банк может проводить различную кредитно-денежную -политику. Различают жесткую и мягкую монетарную поли­тику.

Жесткая — предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы, предпочтительна, например, в случае инфляции. Наоборот, если целесообразно изолировать общественную динамику от неожиданных изменений скорости обращения денег, предпочтительнее мягкая политика поддержания ставки процента.

1 Покупка Центральным банком ценных бумаг на первичном рынке во многих странах запрещена или ограничена законом.

Таким образом, процентная ставка становится фактором, в известной мере определяющим политику "дорогих" или "дешевых" денег. Как правило, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляцию, проводится политика "дорогих" денег: повышенные банковские проценты снижают интерес заим­ствования. Вместе с тем для стимулирования отечественных и иностранных инвестиций используется политика "дешевых" де­нег, связанная со снижением учетной ставки процента, но ей дол­жны сопутствовать внутренние факторы, обеспечивающие за­интересованность и безопасность инвестирования иностранно­го капитала в ту или иную национальную экономику.

Нельзя одновременно фиксировать денежную массу и став­ку процента.

Рассмотрим их взаимодействие на реальном рынке.

Предположим, что предложение денег контролируется банком и уровень цен в коротком периоде стабилен, тогда кри­вую предложения можно представить в виде прямой вертикаль­ной линии.

Спрос на деньги выступает как убывающая функция став­ки процента для заданного уровня дохода.

В точке равновесия Е спрос на деньги равен их предложе­нию (рис. 14.5).

Подвижная процентная ставка меняет структуру ак­тивов в зависимости от ее уровня. Если процентная ставка до­статочно велика, предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась наличность, пы­таются избавиться от нее, обратив ее в другие активы. Высокая процентная ставка, напротив, соответствует низкому курсу облигаций, которые при этой ситуации выгодно скупать в расчете на повышение их курса при снижении ставки процента.

В условиях превышения предложения денег над спросом банки начнут снижать процентные ставки. Это приведет к по­вороту в обратную сторону. Постепенно изменение экономичес­ких активов приведет к равновесию на денежном рынке.

В случае колебания равновесных значений под влиянием экзогенных переменных: уровня дохода, предложения денег произойдет сдвиг кривых спроса и предложения. В частности, повышение уровня дохода приведет к сдвигу вправо кривой спроса на деньги, сокращение предложения денег сдвинет кри­вую предложения влево (рис. 14.6).

Подобный механизм установления и поддержания равно­весия на денежном рынке может достаточно эффективно рабо­тать в рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, устоявшимися поведенческими связями, предполагающими ти­пичную реакцию экономических агентов на изменения в эконо­мике, например ставки процента.

Вместе с тем разбалансированность экономики, неразви­тость рынка ценных бумаг препятствует реализации этих фун­кций в полном объеме в экономике России.

В условиях переходной экономики происходит деформация экономических структур, приводящая к нарушению денежного равновесия, инфляции. Антиинфляционная политика обуслов­ливает сокращение предложения денег, что создает ситуацию значительного превышения спроса над предложением денег. Это способствует дестабилизации экономики, росту неплатежей, бартерных сделок и т. д. Проблема стабильности на денежном рынке не может быть решена без бюджетной стабильности, нор­мализации финансового положения, укрепления внутренней ва­люты, требует продуманной антиинфляционной политики.

Тенденции современной кредитно-денежной политики

В 80-е гг. западные страны серьезно изменили кредитно-денежную политику Центрального банка. Переориентация с кейнсианских на неоклассические механизмы обусловила пере­нос центра тяжести с динамики процентной ставки на измене­ние величины и темпов роста денежной массы. Соответственно, в ряде стран было введено таргетирование (от англ. target — цель) денежной массы, что предполагало установление верх­него и нижнего пределов роста денежной массы на предстоя­щий период. Подобные ограничения были введены в США, Ан­глии, Японии и некоторых других странах.

В минувшие десятилетия денежная политика была при­знана приоритетной формой макрорегулирования. Ее эф­фективность, по мнению многих экономистов, в гибкости и опе­ративности реакции на потребности экономического раз­вития.

Сегодня проблема стабильности на денежном рынке не мо­жет быть решена без бюджетной стабильности, продуманной ан­тиинфляционной политики, политики валютного регулирования.