logo
Экономическая теория_Океанова З

9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему

Всякая национальная экономика стремится к поддержанию -равновесия1 между макроэкономическими структурами. Оно до­стигается двумя путями:

структурами, осуществляемое хозяйствующими субъектами, как правило, результат высокоразвитой и высокотехнологич­ной экономики. Однако путь к такой экономике достаточно до­лог. Означает ли это, что при отсутствии механизмов целенап­равленного регулирования исключается взаимосвязь и, более того — пропорциональность между структурами?

Отнюдь, нет. Независимо от воли и желания людей, на мак­роуровне действует объективный экономический закон про­порционального развития макроэкономики, реализующий объективную необходимость поддержания соответствия между макроэкономическими структурами.

Выделяют два способа взаимодействия людей, определяю­щих общественный порядок:

  1. спонтанный, или стихийный, порядок;

  2. регулируемые хозяйствующим субъектом экономичес­кие системы.

В спонтанных экономических системах информация, необ­ходимая производителям и потребителям, передается, как пра­вило, без целенаправленно сформированного регулирующего механизма. Экономические субъекты получают ее с помощью ценовых сигналов, Повышение или понижение цены подсказы­вает им в

1 Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь // Оже­гов С. И. Словарь русского языка. С. 637.

каком направлении организовывать деятельность. Других регуляторов взаимодействия в таких экономических системах нет. Только механизм цен координирует экономи­ческие действия людей.

Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899-1992)1, видный представитель неолиберализма в эконо­мической теории, назвал такую взаимосвязь, устанавливаемую через систему цен, спонтанным (самопроизвольным) поряд­ком. Этот порядок не зависит от чьих-либо намерений или пла­нов. Спонтанный порядок возник естественным путем в ходе раз­вития человеческой цивилизации.

Классический образец спонтанного порядка - рыночная си­стема.

Регулируемые хозяйствующим субъектом системы управ­ляются сверху вниз - от центра к исполнителю.

Они предполагают определенный иерархический порядок, согласно которому в общей цепочке взаимосвязей выделяются адресные фигуры, ответственные за конкретные решения и дей­ствия.

В отличие от спонтанной системы иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального государственного орга­на. Но всякая власть требует определенного управленческого аппарата, осуществляющего многоплановую деятельность, в том числе по "отправлению" власти. Это связано с большими денеж­ными затратами, которые получили название трансакционных затрат, или трансакционных издержек. Трансакционные из­держки, как правило, не связаны с производством как таковым. Это затраты, необходимые для сбора информации о ценах, кон­трагентах рыночной экономики, управленческие расходы и т. д.

Научные оценки спонтанного или иерархического экономи­ческого порядка не являются однозначными. Ход общественно­го развития, с одной стороны, обусловил поступательное раз­витие — эволюционный переход от спонтанного к иерархичес­кому управлению, модификацию форм их взаимодействия на различных этапах общественного развития, с другой — пере­ход к иерархическому управлению потребовал денежных средств, значительных трансакционных издержек.

При спонтанном порядке информацию о ценах субъекты рынка получают постоянно, в ходе взаимообмена произведен­ной продукцией, что не требует значительных денежных зат­рат на эти цели. Всякие же иерархические структуры тре­буют значительных денежных средств на получение инфор­мации. Поэтому эффективность существования таких систем на­ряду с прочими определяется величиной трансакционных из­держек. Этот критерий является достаточно важным при оцен­ке эффективности той или иной системы управления в рамках предприятия (фирмы) или национальной экономики.

1 Фридрих Август фон Хайек -лауреат Нобелевской премии 1974г. за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний, взаимо­влияния экономических, социальных и структурных процессов.

Исследования показали высокую результативность иерархической системы на фирме. Здесь работники взаимодей­ствуют не на основе ценовых сигналов, а на основе распоряже­ний, приказов, отдаваемых сверху вниз по иерархически управ­ляемой цепочке.

В рамках же национальной экономики весьма сложно со­брать "в один кулак" всю рассеянную информацию об эконо­мических агентах, определить способы наиболее эффективно­го использования редких ресурсов, вряд ли целесообразно уп­равлять ими из единого центра.

Способы организации экономического порядка, взаимодей­ствия субъектов экономики не находятся в застывшем состоя­нии, не являются неизменными. Они зависят от принятых в об­ществе "правил игры", определяемых прежде всего отношени­ями собственности.

При этом распределение условий и факторов производства определяет возможности и пределы иерархического управле­ния на соответствующем уровне.

В рамках частной собственности иерархия, как правило, отсутствует. Механизмы общей собственности, напротив, бази­руются на иерархии.

Рассмотрим содержание и трансформации макроэкономи­ческого регулирования в ходе общественной динамики.

Существует мнение, что заслуга исследования взаимосвя­зей и механизмов рыночного саморегулирования национально­го хозяйства принадлежит классикам. В действительности для их исследований характерен микроэкономический анализ. Они не исследовали проблемы общего рыночного равновесия, хотя в их высказываниях и имеются выводы о возможности и меха­низмах удовлетворения общественного потребительского спроса и установлении общего макроэкономического равновесия в ус­ловиях рынка совершенной конкуренции в краткосрочном пе­риоде.

Механизм рыночного саморегулирования, принцип "невидимой руки"

В условиях рыночной экономики пропорциональность меж­ду макроэкономическими структурами в определенных преде­лах обеспечивается механизмом рыночного саморегулирования. Классик политической экономии А. Смит назвал его механиз­мом " невидимой руки".

А. Смит полагал, что "невидимая рука" как бы "подталки­вает" всех частных производителей товаров и услуг к дей­ствиям на благо общества — предприниматель, заботящийся о собственной выгоде, производит продукт, удовлетворяющий не личные, а общественные потребности. Организуя производство, он на свой страх и риск, исходя из собственных представ­лений и оценок, решает — что, как и для кого производить. В свою очередь, потребитель может проявить интерес к продукту и купить его, тогда он реализуется не только как потребитель­ная стоимость, но и стоимость, но может и не купить его, в этом случае он не реализуется и как полезность. Следовательно, "не­видимой рукой" производитель направляется к цели, кото­рая вовсе не входила в его намерения. Руководствуясь личным интересом и личными предпочтениями, он вместе с тем решает проблемы насыщения общественного потребительского спроса товарами.

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя прямые и обратные связи между участниками рыночных сде­лок.

Прямая связь определяется движением от производите­ля к потребителю товаров. При этом если продукт удовлетво­ряет общественные потребности — он покупается. Но возмож­ны сбои, если произведенный продукт не находит потребителя и не реализовавшись как полезность, не реализуется как сто­имость.

Обратная связь характеризуется движением от рынка (покупателя) к производителю. Она также определяется полез­ностью товара и уровнем цен. Реакция покупателей дает инфор­мацию, позволяющую вносить поправки в действия производи­телей, переключаться на выпуск товаров, пользующихся потре­бительским спросом.

Таков в общих чертах обоснованный А. Смитом механизм саморегулирования в рыночной экономике, ориентированный на систему взаимосвязей в коротком периоде. Вместе с тем он не дает ответа на важнейший вопрос: об обеспечении равенства объемов спроса и предложения в макроэкономике в долгом пе­риоде.

Вслед за А. Смитом проблему рыночного равновесия пы­тался решить французский экономист Жан Батист Сей.

Исходя из предпосылки, что предложение рождает свой соб­ственный спрос, Сей полагал, что произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных благ, достаточный для ее полной реализации, тем са­мым ориентировал на равенство предложения и спроса.

Если какой-то объем дохода не будет израсходован на при­обретение продукции и уйдет в сбережения, произойдет сокра­щение в объеме совокупного спроса. Это приведет к уменьше­нию занятости, недопотреблению части произведенного продук­та и, следовательно, нарушению равенства между совокупным предложением и совокупным спросом.

Сей полагал, что рыночный механизм сам способен исклю­чить дисбалансы, возникающие в масштабах национальной эко­номики. Возможность перепроизводства допускал лишь приме­нительно к отдельным товарам, вместе с тем отрицал реальность перепроизводства на макроуровне. Полагал, что, если какие-либо товары не находят себе покупателя, это означает лишь, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно.

Теоретическая концепция Сея ориентировалась на взаимо­обусловленное движение товаров и денег, невозможность.их са­мостоятельного движения.

Предпосылки и угрозы нарушения равновесия

Вместе с тем в действительности наряду с взаимообуслов­ленным существует "автономное" движение денег, не зависи­мое от движения товаров, которое создает предпосылки для их выхода из обращения и сбережений. Это вытекает и предопре­делено самой формой товарного обращения (Т—Д—Т). Деньги, полученные от реализации товара, отнюдь не обязательно дол­жны быть направлены на покупку нового товара. Выйдя из то­варного обращения, они превращаются в сбережения. Таким об­разом, в самой форме товарного обмена заложена потенциаль­ная угроза нарушения равновесия.

Экономический кризис 1825 г. реализовал эту угрозу.

Дополнительным фактором, обусловившим нарушение об­щего рыночного равновесия, явилось образование монополий. Их развитие привело к переходу от совершенной к несовершенной конкуренции, исключившей саму возможность общего рыноч­ного равновесия.

Таким образом, Сей, как и А. Смит, не учел всего многооб­разия связей, складывающихся в макроэкономике, они иссле­довали проблему частичного рыночного равновесия в корот­ком периоде, вместе с тем не смогли решить проблемы общего макроэкономического равновесия в долгом периоде.

Частичное и общее рыночное равновесие

В масштабе макроэкономики разрозненные рыночные структуры переплетаются в сложную рыночную систему, на ко­торую в развитых странах приходится производство значитель­ной части валового национального продукта.

Существует частичное и общее равновесие рыночной сис­темы.

Частичное равновесие это равновесие цен и объемов про­изводства на многих специфических рынках, являющихся со­ставными частями рыночной системы.

Общее равновесие такое состояние экономики, при ко­тором взаимодействие между специфическими рынками, яв­ляющимися составными частями рыночной системы, обес­печивает стабильное развитие макроэкономики.

Поскольку рыночная система связывает производителей и потребителей, общее равновесие может быть достигнуто при условии, что рынок факторов (производителей) и рынок благ (потребителей) будут одновременно находиться в состоянии равновесия. При этом основа функции спроса на рынке благ и предложения на рынке факторов и основа функции предложе­ния на рынке благ и функции спроса на рынке факторов долж­ны корреспондировать или обеспечивать рыночное равновесие. Любое искажение цен на одном из рынков тотчас меняет усло­вия равновесия на всех прочих рынках.

Следовательно, спрос, предложение и цены всех благ и фак­торов образуют элементы общего равновесия.

Известно, что субъектов рынка связывают между собой механизмы спроса и предложения. На макроэкономическом уровне они агрегируют в совокупные величины, которые опре­деляют специфическую форму пропорциональности в макро­экономике - между макроэкономическим спросом и макроэко­номическим предложением.

Макроэкономический (или совокупный) спрос - сумма рас­ходов потребителей на покупку конечных товаров и услуг.

При прочих равных условиях он зависит от уровня цен: чем ниже уровень цен, тем большее количество товаров нацио­нального производства может быть куплено, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем продуктов может быть куплен (рис. 9.1).

Наряду с ценовыми на величину совокупного спроса ока­зывают влияние неценовые детерминанты (переменные), к ко­торым относятся: