5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
История вопроса
В историческом процессе монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Как следствие, потребители, мелкие и средние предприниматели начали выступать против гнета монополий.
В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана, который явился первым законодательным актом антимонопольной направленности. Согласно ему запрещалась монополизация торговли, единоличный контроль в отрасли, сговор о ценах. Последующие законодательные акты — Закон о Федерольной торговой комиссии (1914), Закон Клейтона (1914), Закон Робинсона—Патмана (1936) и другие законодательные акты, поправки к ним — Закон Миллера Тайдингса (1937), поправка Селлера—Кефовера (1950) — также направлены против монополизации не только явной, но и тайной, различного рода договоров и сговоров, ценовой дискриминации, предусматривают ограничение доли на рынке.
Анализируя указанные акты, исследователи обращают внимание на отсутствие единого подхода к установлению рыночной доли — 33% для одного предприятия, 50% — для трех, 66,6% — для пяти1. Полагаем что, дифференциация доли на рынке является не минусом, а плюсом названного законодательства, поскольку наличие трех или пяти, а не одного предприятия на рынке свидетельствует о возможной внутренней конкуренции, что является позитивным.
Важнейшая особенность американского антимонопольного законодательства — направленность не против "крупного бизнеса", а против ограничительной, деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Такая ориентация представляется вполне правомерной, поскольку, по логике вещей, антимонопольная политика должна поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее. Вместе с тем предоставление льготного режима одним группам производителей (или потребителей) за счет других вряд ли оправдано, поскольку это как раз и создает возможности для стимулирования или ограничения одних или других, что противоречит принципам конкуренции.
Итак, уже в конце XIX — начале XX вв. американское законодательство приняло позитивную для страны ориентацию на конкуренцию и те "живительные силы", которые с нею связаны, в сочетании с ограниченной на рынке долей монополии.
В последующий период антимонопольное законодательство было принято в большинстве стран с развитой и развитой и развивающейся рыночной экономикой.
В 1991 г. в России впервые принят Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который в последующем многократно дополнялся и изменялся.
Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции
Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:
ограничение монополизации рынка;
запрещение слияния конкурирующих компаний;
запрещение установления монопольных цен;
4) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
К началу 30-х гг. XX в. в США проявились положительные результаты антимонопольной политики. Активную роль в экономике начала играть так называемая монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, которая предусматривает возможности реализации множества индивидуальных предпочтений при производстве продукта, его дифференциации. Важным фактором, дополняющим механизм, явился очень слабый контроль над ценами.
Соответственно, в экономической теории активизировались исследования с обоснованием необходимости и форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.
Таким образом, 30-е гг. — это своего рода рубеж перехода от преимущественно однородных форм конкуренции — совершенной или несовершенной к сочетанию их не только в рамках национальной экономики, но и на уровне отдельных хозяйствующих структур. Соответственно экономической целесообразности — сочетания монополии и конкуренции, продолжается совершенствование антимонопольного законодательства.
Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.
1. Монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. Она позволяет учитывать как особенности различных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эффективная форма сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.
2. Достаточно эффективной формой сочетания совершенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие автомобильные гиганты США — "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой — ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникальные, порой произведенные в единственном экземпляре товары высокого качества по высоким рыночным ценам.
При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического превосходства, высокого качества, надежности изделий.
Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощаются крупным бизнесом или "сотрудничают" с ним в качестве вспомогательных структур.
Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодействуют не только открытым, но и "тайным" объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство (явилось основной причиной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным "джентльменским соглашениям", что также противоречит антимонопольной политике.
Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики — цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировавший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, корректируется антимонопольным законодательством.
С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную "антидемпинговую" политику, направленную против
1 См.: Курс экономической теории / Под/ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 194.
устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.
В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное — не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключению их из производственного процесса.
По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.
Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные, методы ценообразования в этой сфере:
метод предельных издержек — отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой — такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;
метод средних издержек — предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением "нормальной", изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;
3) метод установления потолка цен — важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.
С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтительные, отвечающие специфике страны методы ценообразования.
Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных монополий как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не получат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.
Современные подходы к установлению эффективного уровня цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей интересам национальной экономики, политики, проводимой на следующем этапе: "снижение затрат" — "снижение цен". Такая диалектика и такой принцип — необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.
Итак, мы подошли к выводу, что современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях Требует государственного участия.
Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:
среди немонополизированных предприятий;
внутри монополий — между входящими в них предприятиями;
между монополиями.
Подытожим тенденции конкуренцией монополии на современном этапе:
• с одной стороны, проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют крупных капиталовложений, эффективны при государственном участии;
• с другой, усиливается значимость и позитивные проявления конкуренции, как правило, на уровне монополистических союзов.
Вместе с тем роль мелкого бизнеса в конкуренции невелика. Как правило, разрозненные мелкие самостоятельные собственники не в состоянии использовать достижения научно-технической революции, вынуждены по отношению к крупному капиталу выполнять в основном вспомогательную роль.
В условиях интернационализации экономического развития появилась необходимость ориентации не только на национальные, но и общие — в глобальном масштабе, механизмы антимонопольной политики, что в целом отражает позитивные процессы мирохозяйственного развития.
Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях.
Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности.
Все это является основой для формирования "организованного", "регулируемого" рынка.
Основными "регулирующими" и "контролирующими" рыночный механизм структурами выступают:
правовая система;
учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;
налоговая система;
органы финансовой, денежно-кредитной политики и др.
Таким образом, через систему правовых норм, экономических инструментов и институтов государства устанавливают на рынке правила игры, "направляющие" и "организующие" рыночную систему. При этом акцент на конкретные инструменты и институты, право, государственные регуляторы весьма важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие эффективное "вписывание" рынка в систему национальной экономики, его развитие не по стихийному, а регулируемому "сценарию".
Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров по заказам. В определенной мере такой подход правомерен.
Действительно, крупные монополии сегодня не производят продукт на неизвестный, не учтенный, не регулируемый рынок, имеет место ориентация на известного потребителя. Основная часть продукции монополий реализуется по договору, контракту, что породило название — контрактная экономика. Такая система взаимосвязей "организует" рынок конкретных товаров, что в целом играет позитивную роль, поскольку, практически, исключает производство товаров на неизвестного потребителя (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Система взаимосвязей в контрактной экономике
Вместе с тем важно подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок. Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками.
Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы исходя из экономической необходимости и экономической целесообразности определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, ориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.
Предлагаемые "механизмы" не предполагают жесткого централизованного управления из единого народнохозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов.
В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", включающая ассоциации, союзы потребителей, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т. д., в различных странах имеющая специфические формы. Согласно статусу их представители непосредственно занимаются проблемами взаимоотношений рыночных агентов.
Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов
Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.
С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.
Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются "организованные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции.
В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок.
А что у нас?
В конце 80-х — начале 90-х гг. в нашей стране был провозглашен переход к свободному рынку.
В результате отсутствия четкой концепции рыночных преобразований и обоснованной правовой базы были разрушены многие предпринимательские структуры и взаимосвязи между ними, катастрофических размеров достигли инфляция, безработица. Достаточно большая часть цветных металлов, важных сырьевых источников по мизерным ценам ушла за рубеж, принеся колоссальные доходы имевшим доступ к ним и продававшим их лицам. Экономика страны была отброшена на десятки лет назад.
Отсутствие обоснованной концепции и государственного регулирования привели к тем негативам, которые мы сегодня имеем.
Основные термины и понятия
Акционерное общество — общество, интегрированный уставный капитал которого разделен на определенное число акций, распределяемых среди акционеров, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Картель — форма объединения, при которой участники соглашения — собственники средств производства и продуктов производственной деятельности договариваются о "квотах" — количестве производимой продукции, разделе рынков сбыта, уровне цен.
Конгломерат -— крупное объединение промышленных, банковских и прочих структур, формируемое ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний, имеющее высокий уровень децентрализации управления, "скрепленное" узами финансового и административного контроля.
Концерн — как правило, диверсифицированный (многоотраслевой) комплекс формально независимых предприятий различных сфер экономики — промышленных, банковских, торговых, транспортных и других, находящихся под финансовым контролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредоточивающей у себя акции компании.
Корпорация — одна из наиболее распространенных современных форм объединения капитала, основанная на ограниченной только вложенным капиталом ответственности владельцев капитала по обязательствам.
Монополия — захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.
Синдикат — объединение имеющих производственную независимость участников соглашения, организующих совместный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.
Трест — интегрирует (объединяет) собственность на средства производства и готовую продукцию, управление ими.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) — многоотраслевые образования, предполагающие интеграцию промышленных, конструкторских, финансово-кредитных, торговых организаций с целью увеличения маневренности, получения сверхприбыли.
Холдинговая компания (от англ. holding — владеющий) — это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления господства и контроля над ними.
- Океанова з.К. Экономическая теория
- Содержание
- Раздел I. Введение в курс. Общие основы Экономической теории
- Раздел II. Микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Раздел III. Макроэкономика. Система взаимосвязей и механизмы регулирования в макроэкономике
- Раздел IV. Развитие глобальной экономики
- Введение в проблему
- 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
- Закон возвышения потребностей
- 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
- Система экономических отношений. Предмет экономической теории
- Функции экономической теории
- Методология экономической теории
- 1.4. Основные направления экономической мысли
- Меркантилизм
- Классическая политическая экономия
- Неоклассическое направление
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- 2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования Понятие собственности
- Объекты собственности
- Субъекты права собственности
- Содержание права собственности
- 2.2. Классификация собственности
- Формы собственности
- 2.3. От монополизма к многообразию форм собственности Эволюция собственности на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел II микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Глава 3. Возникновение и сущность рыночной экономики
- 3.1. Путь к рыночной экономике
- 3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства
- Сущность и функции денег
- 3.2. Рыночная система: сущность, характерные черты
- Роль рынка в экономике
- Рыночная сделка
- Зоны рыночного пространства
- Система рынков
- Правовое регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
- 4.2. Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
- Взаимосвязь предложения и цены
- Взаимосвязь спроса и цены
- Ценовая эластичность спроса
- Ценовая эластичность предложения
- Теория потребительского поведения
- 4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
- Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции
- 5.1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы
- Рыночная власть
- Легальная монополия
- 5.2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий Механизм монопольных цен
- 5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
- Контрольные вопросы
- Р а з д е л III
- 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
- Функции
- Личность предпринимателя
- Коммерческий расчет и его принципы
- 6.2. Факторы и издержки производства, их современная структура Факторы производства
- Издержки производства
- Труд как фактор производства
- Капитал как фактор производства
- Организационный фактор
- Экологический фактор
- 6.3. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- 6.3.1. Простое воспроизводство индивидуального капитала
- Простое воспроизводство
- Кругооборот капитала, его стадии, функциональные формы
- Основной и оборотный капиталы
- Амортизация основного капитала
- 6.3.2. Расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.1. Факторы производства и "факторные" доходы: введение в проблему
- 7.2. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.2.1. Рынок труда и заработная плата Рынок труда — содержание понятия
- Формы заработной платы
- Тарифная система
- 7.2.2. Рынок капитала и прибыль
- Прибыль в традиционной экономике
- Норма прибыли
- Процент, норма процента
- Временное предпочтение
- 7.2.3. Рынок земли и рента
- Рентные отношения
- Абсолютная рента
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел III
- 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
- 8.2. Система показателей макроэкономики
- Дефлятор внп
- Международные сопоставления ввп
- 8.3. Национальные счета
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическое регулирование национальной экономики
- 9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему
- 1. Изменения в потребительских расходах:
- 2. Изменения в инвестиционных расходах:
- 5. Поведенческие факторы:
- Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
- 9.2. Государственное регулирование национальной экономики
- 9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования
- Методы регулирования
- 9.2.2. Кейнсианская модель Обусловленность формирования
- Ориентация на "эффективный спрос"
- Парадокс бережливости
- 9.2.3. Модель командно-административного управления экономикой
- 9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика. Структурные кризисы
- 10.1. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика
- I. Производство средств производства
- Военно-промышленный комплекс
- 10.2. Структурные кризисы
- Диспропорции современного развития
- Глава 11. Нестабильность макроэкономического развития
- 11.1. Циклы экономической конъюнктуры: причины, характерные черты
- Фазы цикла
- Депрессия
- Оживление
- Концепция "длинных волн"
- 11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт
- Антикризисная политика в России
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Экономический рост
- 12.1. Понятие и факторы экономического роста Понятие экономического роста
- Показатели
- Факторы экономического роста
- 12.2. Типы экономического роста Экстенсивный экономический рост
- Ограниченность и пределы
- 12.3. Модели экономического роста, современные проблемы и тенденции
- 12.4. Инвестиционный процесс в современной России
- Финансовые, реальные инвестиции
- Иностранные инвестиции
- Сегодняшние проблемы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Занятость и безработица
- 13.1. Сущность и показатели безработицы Причины, сущность, безработицы. Критерии занятости
- 13.2. Основные формы безработицы
- Скрытая безработица
- Застойная безработица
- Закон Оукена
- 13.3. Политика занятости Политика занятости на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Кредитно-денежная система и политика кредитно-денежного регулирования
- 14.1. Денежное обращение и проблема равновесия на денежном рынке
- 14.2. Современные
- Валютное регулирование
- Уровень инфляции
- Инфляция и занятость
- Кривая Филлипса
- Антиинфляционное регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Финансовая система и финансовое регулирование
- 15.1. Финансовая система и фискальная политика
- Финансовая политика
- Кривая Лаффера
- 15.2. Государственный бюджет и его сбалансированность
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Проблема государственного долга
- Стабилизационный фонд
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Рынок ценных бумаг, экономическая роль, механизмы
- 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
- 16.2. Сущность и виды ценных бумаг
- Акции, курс акций
- Облигации
- Векселя
- Приватизационные чеки
- 16.3. Механизмы рынка ценных бумаг
- Фондовые индексы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Социальная политика
- 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
- Кривая Лоренца
- Коэффициент Джини
- 17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел IV развитие глобальной экономики
- Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции,
- От «замкнутости» к «открытости» экономик
- К "глобализации" экономики
- 18.2. Интернациональные экономические отношения
- Экспорт, импорт, платежный баланс
- Протекционизм
- Фритредерство
- Международная миграция капитала
- Предпринимательский капитал
- Миграция ссудного капитала
- Новые формы заимствования
- 18.3. Противоречия и проблемы мировой экономики
- Продовольственная проблема
- Глобальная экологическая проблема
- Проблема экономической отсталости
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел V проблемы переходной экономики
- Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
- 19.1. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России Предпосылки реформирования
- Программа рыночных преобразований
- 19.2. Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы Дискутируемые варианты
- Приватизация
- Реформа цен
- Социальные проблемы
- Либерализация внешней торговли
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Литература