logo
Экономическая теория_Океанова З

5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции

История вопроса

В историческом процессе монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Как следствие, по­требители, мелкие и средние предприниматели начали высту­пать против гнета монополий.

В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана, который явился первым законодательным актом антимоно­польной направленности. Согласно ему запрещалась монопо­лизация торговли, единоличный контроль в отрасли, сговор о ценах. Последующие законодательные акты — Закон о Федерольной торговой комиссии (1914), Закон Клейтона (1914), За­кон Робинсона—Патмана (1936) и другие законодательные акты, поправки к ним — Закон Миллера Тайдингса (1937), по­правка Селлера—Кефовера (1950) — также направлены против монополизации не только явной, но и тайной, различного рода договоров и сговоров, ценовой дискриминации, предусматрива­ют ограничение доли на рынке.

Анализируя указанные акты, исследователи обращают внимание на отсутствие единого подхода к установлению ры­ночной доли — 33% для одного предприятия, 50% — для трех, 66,6% — для пяти1. Полагаем что, дифференциация доли на рын­ке является не минусом, а плюсом названного законодательства, поскольку наличие трех или пяти, а не одного предприятия на рынке свидетельствует о возможной внутренней конкуренции, что является позитивным.

Важнейшая особенность американского антимонопольного законодательства — направленность не против "крупного биз­неса", а против ограничительной, деловой практики, подры­вающей эффективную конкуренцию. Такая ориентация пред­ставляется вполне правомерной, поскольку, по логике вещей, антимонопольная политика должна поддерживать конкурен­цию, а не ограничивать ее. Вместе с тем предоставление льгот­ного режима одним группам производителей (или потребите­лей) за счет других вряд ли оправдано, поскольку это как раз и создает возможности для стимулирования или ограничения од­них или других, что противоречит принципам конкуренции.

Итак, уже в конце XIX — начале XX вв. американское за­конодательство приняло позитивную для страны ориентацию на конкуренцию и те "живительные силы", которые с нею свя­заны, в сочетании с ограниченной на рынке долей монополии.

В последующий период антимонопольное законодательство было принято в большинстве стран с развитой и развитой и развивающейся рыночной экономикой.

В 1991 г. в России впервые принят Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках", который в пос­ледующем многократно дополнялся и изменялся.

Важнейшие направления антимонопольной политики. Синтез монополии и конкуренции

Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по четырем важ­нейшим, традиционным направлениям:

  1. ограничение монополизации рынка;

  2. запрещение слияния конкурирующих компаний;

  3. запрещение установления монопольных цен;

4) сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизо­ванных формах.

К началу 30-х гг. XX в. в США проявились положительные результаты антимонопольной политики. Активную роль в эко­номике начала играть так называемая монополистическая кон­куренция с дифференциацией продукта, которая предусматривает возможности реализации множества индивидуальных предпочтений при производстве продукта, его дифференциа­ции. Важным фактором, дополняющим механизм, явился очень слабый контроль над ценами.

Соответственно, в экономической теории активизировались исследования с обоснованием необходимости и форм сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.

Таким образом, 30-е гг. это своего рода рубеж перехода от преимущественно однородных форм конкуренции — совер­шенной или несовершенной к сочетанию их не только в рамках национальной экономики, но и на уровне отдельных хозяйству­ющих структур. Соответственно экономической целесообразно­сти — сочетания монополии и конкуренции, продолжается со­вершенствование антимонопольного законодательства.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм сочетания совершенной и несовершенной кон­куренции.

1. Монополистическую конкуренцию с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализаци­ей которых занимаются разные компании. Она позволяет учи­тывать как особенности различных производственных струк­тур, так и различие условий реализации продукции. Это свое­образная достаточно эффективная форма сочетания совершен­ной и несовершенной конкуренции.

2. Достаточно эффективной формой сочетания совершен­ной и несовершенной конкуренции является олигополия, ба­зирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие ав­томобильные гиганты США — "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок авто­мобилей в США, с другой — ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоя­тельным покупателям приобретать уникальные, порой произ­веденные в единственном экземпляре товары высокого каче­ства по высоким рыночным ценам.

При установлении такого рода высоких цен монополии ори­ентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Со­перничество ведется на базе технического превосходства, вы­сокого качества, надежности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие кон­куренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощают­ся крупным бизнесом или "сотрудничают" с ним в качестве вспо­могательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства яв­ляется запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодей­ствуют не только открытым, но и "тайным" объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство (явилось основной причи­ной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным "джентльменским соглашениям", что также про­тиворечит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной поли­тики — цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировав­ший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, кор­ректируется антимонопольным законодательством.

С помощью антимонопольного законодательства правитель­ства многих стран проводят активную "антидемпинговую" по­литику, направленную против

1 См.: Курс экономической теории / Под/ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1994. С. 194.

устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимули­руют жизнедеятельность более слабых конкурирующих струк­тур.

В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное — не дать возмож­ности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключе­нию их из производственного процесса.

По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над цена­ми, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.

Очень жесткий порядок ценообразования в области есте­ственных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные, методы ценообразования в этой сфере:

  1. метод предельных издержек — отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издер­жек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой — такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необ­ходимости субсидирования монополий за государственный счет;

  2. метод средних издержек — предполагает, что вся при­быль монополиста, за исключением "нормальной", изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам го­сударства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;

3) метод установления потолка цен — важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует разви­тие производства, обычно приводит к дефициту продукции.

С учетом особенностей страны и требуемых объемов про­дукции государства выбирают наиболее предпочтительные, от­вечающие специфике страны методы ценообразования.

Представленные механизмы позитивно характеризуют го­сударственную политику цен в области естественных монопо­лий как отвечающую интересам общества, национальной эко­номики. Если монополистические структуры не получат доста­точной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.

Современные подходы к установлению эффективного уров­ня цен в области естественных монополий в нашей стране, пред­ставляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей инте­ресам национальной экономики, политики, проводимой на сле­дующем этапе: "снижение затрат" — "снижение цен". Такая диалектика и такой принцип — необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.

Итак, мы подошли к выводу, что современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижени­ях научно-технического прогресса, которое не под силу мелко­му, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях Требует го­сударственного участия.

Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию кон­куренции на разных уровнях товарных рынков:

  1. среди немонополизированных предприятий;

  2. внутри монополий — между входящими в них предпри­ятиями;

  3. между монополиями.

Подытожим тенденции конкуренцией монополии на со­временном этапе:

• с одной стороны, проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют крупных капиталовложений, эффек­тивны при государственном участии;

• с другой, усиливается значимость и позитивные проявле­ния конкуренции, как правило, на уровне монополистических союзов.

Вместе с тем роль мелкого бизнеса в конкуренции невели­ка. Как правило, разрозненные мелкие самостоятельные соб­ственники не в состоянии использовать достижения научно-тех­нической революции, вынуждены по отношению к крупному капиталу выполнять в основном вспомогательную роль.

В условиях интернационализации экономического разви­тия появилась необходимость ориентации не только на нацио­нальные, но и общие — в глобальном масштабе, механизмы ан­тимонопольной политики, что в целом отражает позитивные процессы мирохозяйственного развития.

Таким образом, особенности современного развития, с од­ной стороны, вносят коррективы, с другой — упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна не­обходимость учета их при формировании рыночных механиз­мов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях.

Во многих странах антимонопольное законодательство до­полняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализа­цию механизмов деятельности хозяйствующих структур в ин­тересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установ­ленным параметрам, определяются социально-этические под­ходы к рекламе и другим направлениям деятельности.

Все это является основой для формирования "организован­ного", "регулируемого" рынка.

Основными "регулирующими" и "контролирующими" ры­ночный механизм структурами выступают:

Таким образом, через систему правовых норм, экономичес­ких инструментов и институтов государства устанавливают на рынке правила игры, "направляющие" и "организующие" ры­ночную систему. При этом акцент на конкретные инстру­менты и институты, право, государственные регуляторы весьма важен, поскольку ориентирует на структуры и механиз­мы, обеспечивающие эффективное "вписывание" рынка в сис­тему национальной экономики, его развитие не по стихийно­му, а регулируемому "сценарию".

Некоторые исследователи связывают организованный ры­нок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров по заказам. В определенной мере такой подход правомерен.

Действительно, крупные монополии сегодня не производят продукт на неизвестный, не учтенный, не регулируемый рынок, имеет место ориентация на известного потребителя. Основ­ная часть продукции монополий реализуется по договору, кон­тракту, что породило название — контрактная экономика. Та­кая система взаимосвязей "организует" рынок конкретных то­варов, что в целом играет позитивную роль, поскольку, практи­чески, исключает производство товаров на неизвестного потре­бителя (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Система взаимосвязей в контрактной экономике

Вместе с тем важно подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "орга­низовать" национальный рынок. Ее деятельность, напротив, мо­жет способствовать обострению противоречий между отдель­ными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы исходя из экономической необходимости и экономичес­кой целесообразности определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, раз­меры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механиз­мы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, зак­репить их в правовых и иных актах. Их реализация в услови­ях предпринимательской свободы и будет формой государствен­ного регулирования и контроля в национальной экономике, ори­ентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жесткого централизованного управления из единого народнохозяйствен­ного центра товарными потоками, это достаточно мобиль­ные методы регулирования, сочетающие преимущества ры­ночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась осо­бая "рыночная инфраструктура", включающая ассоциации, со­юзы потребителей, торговые предприятия, товарные и фондо­вые биржи, банки и т. д., в различных странах имеющая специ­фические формы. Согласно статусу их представители непосред­ственно занимаются проблемами взаимоотношений рыночных агентов.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов

Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной сто­роны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и сред­ние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На не­известного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма актив­но развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйству­ющим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются "организованные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции.

В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок.

А что у нас?

В конце 80-х — начале 90-х гг. в нашей стране был провоз­глашен переход к свободному рынку.

В результате отсутствия четкой концепции рыночных пре­образований и обоснованной правовой базы были разрушены многие предпринимательские структуры и взаимосвязи между ними, катастрофических размеров достигли инфляция, безра­ботица. Достаточно большая часть цветных металлов, важных сырьевых источников по мизерным ценам ушла за рубеж, при­неся колоссальные доходы имевшим доступ к ним и продавав­шим их лицам. Экономика страны была отброшена на десятки лет назад.

Отсутствие обоснованной концепции и государственного регулирования привели к тем негативам, которые мы сегодня имеем.

Основные термины и понятия

Акционерное общество — общество, интегрированный ус­тавный капитал которого разделен на определенное число ак­ций, распределяемых среди акционеров, которые не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с дея­тельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Картель — форма объединения, при которой участники со­глашения — собственники средств производства и продуктов производственной деятельности договариваются о "квотах" — количестве производимой продукции, разделе рынков сбыта, уровне цен.

Конгломерат -— крупное объединение промышленных, бан­ковских и прочих структур, формируемое ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний, имеющее высокий уровень децентрализации управ­ления, "скрепленное" узами финансового и административного контроля.

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоот­раслевой) комплекс формально независимых предприятий раз­личных сфер экономики — промышленных, банковских, торго­вых, транспортных и других, находящихся под финансовым кон­тролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредо­точивающей у себя акции компании.

Корпорация — одна из наиболее распространенных совре­менных форм объединения капитала, основанная на ограничен­ной только вложенным капиталом ответственности владельцев капитала по обязательствам.

Монополия — захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нем своего господства.

Синдикат — объединение имеющих производственную не­зависимость участников соглашения, организующих совмест­ный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.

Трест — интегрирует (объединяет) собственность на сред­ства производства и готовую продукцию, управление ими.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — много­отраслевые образования, предполагающие интеграцию про­мышленных, конструкторских, финансово-кредитных, торговых организаций с целью увеличения маневренности, получе­ния сверхприбыли.

Холдинговая компания (от англ. holding — владею­щий) — это акционерная компания, использующая свой капи­тал для приобретения контрольных пакетов акций других ком­паний с целью установления господства и контроля над ними.