logo
Экономическая теория_Океанова З

Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции

Анализ исторического процесса общественного развития свидетельствует об ограниченности и пределах рынка совер­шенной конкуренции.

На определенном этапе свободная конкуренция явилась фактором образования монополий.

Предприниматели, успешно функционирующие в рыноч­ной экономике, применяющие достижения научно-техническо­го прогресса и получающие за счет этого дополнительный до­ход, с течением времени усиливаются, что является основани­ем для их лидирующего положения на рынке.

Притягательная сила и большие возможности "лидирую­щего" положения обусловливают объединение предприятий. Таким образом, механизм рынка стимулирует два процесса:

  1. увеличение собственных размеров предприятий за счет более эффективного хозяйствования;

  2. объединение ряда капиталов в один более крупный ка­питал.

Эти процессы объективно ведут к образованию монополий.

Но монополия антипод конкуренции, приводящий к ее отрицанию. Таким образом, конкуренция сама создает преде­лы своему развитию и существованию.

Свободная конкуренция не ограничена лишь в условиях относительно невысоко развитого производства, базирующе­гося на частной собственности и индивидуализированном про­изводстве. Вместе с тем объективный процесс перехода от ин­дивидуализированного к совместному предпринимательству ог­раничивает этот механизм, ставит пределы его развитию.

Следовательно, неограниченное инициативное хозяйство­вание, ориентированное только на рыночные механизмы, в ус­ловиях высокоразвитой экономики неправомерно и невозмож­но. Рынок сам ставит ему пределы.

Как и все экономические процессы, находящиеся в дина­мике и переходном состоянии, совершенная конкуренция име­ет очень ограниченные пределы своего существования в "чис­том виде".

Анализ объективно подводит к необходимости интеграции рыночного и государственного механизмов для повышения эф­фективности использования ограниченных ресурсов, более пол­ного удовлетворения потребностей общества.

Основные термины и понятия

Закон предложения выражает прямую пропорциональную зависимость предложения от цены, чем выше цена — тем боль­ше предложение товаров.

Закон спроса отражает обратно пропорциональную зави­симость спроса от цены: чем выше цена — тем ниже спрос.

Конкуренция — соперничество между участниками рыночного пространства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.

Предложение — количество товаров, которые продавцы готовы продать по сложившимся ценам.

Спрос — платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.