logo
Экономическая теория_Океанова З

11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт

Исследования показали, что нестабильность макроэкономи­ческого развития, обусловленная как циклическими, так и структурными кризисами, выступает закономерным результа­том макроэкономического развития. При этом объективно обус­ловленное различие форм нарушения стабильности становит­ся основой различных форм антикризисного регулирования.

К настоящему времени западные государства накопили оп­ределенный опыт антикризисной политики, направленный на мобильное решение возникающих экономических проблем, по возможности — преодоление негативных последствий деструк­тивных процессов.

Первый, наиболее значительный, опыт антикризисного регулирования связан с практической реализацией идей Кейнса в 30-40-е гг. в Америке.

Значительные разрушительные последствия Великой депрессии обусловили поиск путей выхода из кризиса, определения механизмов развития предпринимательства. Ориентир был сделан на разработанную Д. Кейнсом политику государственного регулирования экономики, стимулирование предпринимательства с помощью политики эффективного спроса.

В кейнсианский и посткейнсианский периоды большие надежды возлагались на принципы мультипликации и акселерации как факторы стимулирования предпринимательства.

Мультипликатор - коэффициент показывающий меру умножающего воздействия получаемого дохода от размера автономных (независимых) инвестиций, (представлен формулой (9.3). :

Акселератор (а) (от лат. "accelero" — ускоряю, ускоритель) — экономический показатель, характеризующий связь между приростом национального дохода (или конечного про­дукта) и объемом "индуцированных" т. е. производных

или стимулированных (зависящих от дохода) инвестиций.

Выражается формулой

Под автономными инвестициями понимаются инвестиции, связанные с капиталовложениями в связи с техническим прогрессом, расширением внешних рынков, ростом населения, войнами и т. д. Наиболее характерный пример - инвестиции государства или общественных организаций, связанные со стро­ительством военных и гражданских сооружений, дорог и т. д.

Индуцированные инвестиции — связаны с созданием но­вого капитала в результате увеличения уровня потребительс­ких расходов.

Национальные экономики, как правило, используют как ав­тономные, так и индуцированные инвестиции. Автономные дают первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являясь результатом воз­росшего дохода, приводят к его дальнейшему росту.

И в том, и в другом случаях ориентир делался на умножа­ющий эффект, являющийся следствием "цепной" зависимости между отраслями, приводящий к ускоренному росту производ­ства, обеспечивающему выход из кризисного состояния.

Принцип акселерации показывает, как в силу цепной за­висимости между отраслями изменения в спросе на потреби­тельские товары приводят к изменению в спросе на промыш­ленные товары. Доход, полученный в результате возрастания первоначальных инвестиций, вызывает рост спроса на потре­бительские товары. Под его влиянием отрасли, производящие потребительские товары, начинают расширяться. В свою оче­редь, это приводит к увеличению спроса на товары производ­ственного назначения - средства производства. При этом из­менения в спросе на потребительские товары вызывают более значительные изменения в спросе на товары производственно­го назначения.

Вполне очевидно, что с учетом общественных трансформа­ций, отражающих изменившиеся ориентиры с лидирующих позиций спроса на средства производства по отношению к про­изводству предметов потребления на лидирующие позиции спроса на предметы потребления по отношению к производству средств производства, происходит переориентация на потреби­тельский спрос, который создает основу для спроса и развития средств производства. Расширение производства предметов по­требления — II подразделения — дает толчок расширению средств производства, т. е. продукции I подразделения.

Вместе с тем имеют место различия в их динамике, посколь­ку воспроизводство основного капитала требует значительных единовременных денежных вложений, которые являются ре­зультатом сбережений и не могут динамично реагировать на каждое изменение потребительского спроса.

Исследователи считают, что принцип акселерации может действовать при исключении:

При этом предполагается, что растущий потребительс­кий спрос должен быть удовлетворен прежде всего за счет име­ющихся, неиспользуемых ресурсов, существующих запасов. Только после этого возможно расширение производства средств производства, находящегося в акселеративной зависимости от спроса на предметы потребления.

Например, потребительский спрос может быть удовлетво­рен за счет увеличения производства на основе приложения до­бавочного труда к существующему оборудованию, при этом принцип акселерации не работает. Акселеративный принцип, как правило, начинает действовать лишь после значительного "всплеска" в производство, установления нового машинного оборудования, в период подъема.

Экономисты исследуют меру акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос. Такой мерой является коэффициент акселерации, или акселе­ратор, который учитывает изменения в спросе на инвестицион­ные товары как функцию изменений в спросе на потребительс­кие товары. С учетом акселератора и прироста новых или сти­мулированных (зависящих от дохода) инвестиций определяются индуцированные (производные) инвестиции.

В макроэкономических моделях цикла принцип акселера­ции довольно часто объединяют с принципом мультипликации, отражающим зависимость дохода от автономных инвестиций, при этом представляют не только прямое, но и обратное влия­ние дохода на инвестиции, порождающее "интегрированный эффект".

Суть интегрированного эффекта мультипликатора-ак­селератора в следующем: увеличение инвестиций ведет к рос­ту дохода, являющемуся основой новых инвестиций, которые вновь приводят к росту дохода и последующему увеличению ин­вестиций

Взаимодействие мультипликатора и акселератора обуслов­ливает тенденцию к непрерывному и прогрессивному росту выпуска продукции (дохода).

Вместе с тем отмеченная тенденция хотя и преобладает, но не исключает общей закономерности снижения эффективнос­ти капитала по мере роста инвестиций. Аналогичный результат обусловливает и взаимосвязанная тенденция — к относитель­ному сокращению доли дохода, направляемого на потребление. Они формируют противоположную тенденцию динамики муль­типликационного эффекта — к понижению. На витке, когда эф­фективность от дополнительных инвестиций минимизируется до неэффективного уровня, что ограничивает использование ин­вестиционного капитала, а величина нового дополнительного прироста дохода в процессе трансформации дополнительных расходов одних субъектов в дополнительные доходы других ста­новится бесконечно малой величиной, мультипликационный процесс прекращается.

Наряду с ориентацией на предпринимательскую актив­ность как средство выхода из кризиса представляют интерес и другие модели антикризисного регулирования.

В частности, значительные успехи послевоенного развития связывают с проведением антициклической политики, направ­ленной на корректировку "пиковых" фаз цикла. Для этого в период спада деловой активности проводятся мероприятия, на­правленные на стимулирование предпринимательства, на­пример снижение уровня процентной ставки. В периоды подъе­ма, наоборот, проводится политика дестимулирования пред­принимательства, рост уровня процентной ставки и т. д.

За счет этого "сглаживаются" пиковые фазы, имеет место "размытость" фаз цикла (рис. 11.2).

В результате проводимой политики кривая цикла выпрям­ляется, что позволяет избежать негативных последствий кри­зисов.

Наряду с этим в соответствии с объективно обусловленны­ми тенденциями общественного развития появляются и механиз­мы, направленные на преодоление структурных противоречий, которые, как правило, носят конкретный, целенаправленный характер. При этом по отношению к структурным, так же как циклическим кризисам, разрабатываются мероприятия по их преодолению. Например, кризисное состояние в угольной про­мышленности ряда стран обусловило государственную полити­ку по техническому перевооружению угольных шахт, резерви­рованию при низких мировых ценах собственных месторожде­ний, регулированию цен на собственные энергоносители т. д.

В целом они определяют единую государственную анти­кризисную политику, которая может сочетаться с частными программами.

Принципы кейнсианской модели государственного регули­рования экономики легли в основу социально-экономической по­литики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась в 50-70-х гг. XX в. и получила название "регулируемого капитализма". Она дала положительные ре­зультаты. В течение длительного времени экономика западных стран развивалась достаточно плавно, без кризисных потрясе­ний. Это был наибольший по продолжительности период бес­кризисного развития капитализма.

Экономический кризис 1973-1974 гг. опроверг представле­ния- о бескризисном развитии.

Развернувшийся кризис выполнил не только разруши­тельную, но и созидательную функцию экономика запад­ных стан перешла на новые ресурсосберегающие технологии.

Достаточная синхронность, предсказуемость последующих циклов заставляет искать механизмы, противодействующие их негативам. При этом активные позиции принадлежат государ­ствам, которые мобилизуют усилия на решение возникающих проблем.