logo search
Экономическая теория_Океанова З

Стабилизационный фонд

Специфика бюджетного регулирования стран-экспортеров сырьевых ресурсов во многом определяется колебаниями де­нежных поступлений в зависимости от их продажи. При небла­гоприятной внешнеэкономической конъюнктуре уменьшение денежных поступлений в бюджет может вызвать необходимость сокращения бюджетных расходов, что чревато серьезными по­литическими и социально-экономическими последствиями.

В периоды высоких цен на сырьевые источники крупные поступления в бюджет, напротив, могут "стимулировать рост неэффективных расходов.

Для снижения негативного воздействия внешнеэкономичес­кой конъюнктуры на макроэкономику и бюджет необходимо про­ведение обоснованной макроэкономической и бюджетной поли­тики, ориентированной на поддержание макроэкономического развития и обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета.

Многие страны пошли по пути создания стабилизационных фондов.

Стабилизационные фонды предназначены для снижения зависимости макроэкономики и бюджетной политики от коле­баний мировых цен на тот или иной вид сырья. При неблагопри­ятной ситуации за счет средств фонда возможно финансирова­ние расходов бюджета. Вместе с тем требуется проведение же­сткой бюджетной политики и стратегии государственных рас­ходов, не допускающей необоснованного роста расходов, накоп­ления избыточных для экономики денег.

Россия имеет высокую зависимость экономики и финансо­вой системы от внешних факторов. Как следствие, основные экономические показатели — темпы экономического роста, уро­вень инвестиций, инфляция, динамика валютного курса, финан­совые результаты работы предприятий и пр. в значительной мере зависят от внешнеэкономической конъюнктуры. В 2005 г. поступления за счет указанных источников составили около 23% доходов бюджета.

Начиная с 2004 г. Россия перешла к использованию Стаби­лизационного фонда.

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики

В России переход от одной модели регулирования экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики.

Прежний механизм предельно централизованной мобилизации и расходования денежных средств в условиях перехода ; к рынку оказался несостоятельным.

Преобразование собственности изменило состав налогопла­тельщиков. Раньше основными налогоплательщиками выступа­ли предприятия, и, соответственно, основными формами налогов являлись налоги с государственных предприятий и налог с оборота. Налоги с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета.

В условиях преобразований государственный бюджет фор­мируется за счет налоговых поступлений не только от юриди­ческих, но, в значительной мере, и физических лиц. Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог, налог на до­бавленную стоимость, акцизы, платежи за использование при­родных ресурсов.

Изменилась структура расходов государственного бюдже­та. Как и в развитых странах, обнаруживается тенденция к со­кращению расходов на оборону, государственное управление, вместе с тем актуализируется ситуация с финансированием социального сектора экономики.

В условиях развала экономических связей обострилась про­блема неплатежей. Сама собираемость налогов оказалась про­блематичной. При непродуманной налоговой политике (налоги поглощали практически весь получаемый доход) многие пред­приятия ушли "в тень". Это усугубило сложность их сбора.

Вполне понятно, и это отмечалось ранее, что политика доходов и политика расходов государственного бюджета вза­имосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для фи­нансирования необходимых мероприятий — на развитие науч­но-технического прогресса, в социальную сферу и т. д.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является взаимо­действие федерального и региональных бюджетов.

В 90-е гг. в результате трансформаций бюджетной систе­мы произошел переход от дифференцированной ставки отчис­лений региональных бюджетов в федеральный бюджет к сис­теме «расщепления» федеральных налогов, что сделало поступ­ления в федеральный бюджет более предсказуемыми.

Вместе с тем налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению уровня фискальной автономии муниципа­литетов. Доля местных финансов в консолидированном бюдже­те регионов заметно снизилась.

В настоящее время определенные надежды возлагаются на перераспределение доходов от высокообеспеченных регионов к менее обеспеченным. Вместе с тем существует мнение, что стремление укрепить выравнивающий механизм налоговой си­стемы за счет варьирования нормативов распределения нало­гов между бюджетами различных уровней трудно реализуемо на практике.

Итак, важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам нацио­нальной экономики финансово-кредитной и денежной полити­ки, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяю­щей занять достойное место в мире.