logo search
Экономическая теория_Океанова З

Облигации

Облигация (от лат. obligateобязательство) — ценная бу­мага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного экви­валента.

Облигации являются важным объектом торговли на фон­довых рынках мира.

Они выступают главным инструментом мобилизации фи­нансовых средств правительствами, различными государствен­ными органами, муниципалитетами, а также корпорациями для осуществления конкретных задач, чаще всего инвестиционного характера.

Различают государственные облигации и облигации корпораций.

Государственные облигации выпускаются самым крупным заемщиком — государством. Выпуск государственных облига­ций, как правило, происходит в условиях дефицита государственного бюджета, при этом преследует цель сдерживания инфляции.

В зависимости от эмитента ценные государственные бумаги подразделяются на правительственные (казначейские) и выпускаемые правительственными учреждениями.

По срокам погашения государственные займы подразделяются на текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные.

В зависимости от обращаемости на фондовых рын­ках выделяют рыночные и нерыночные ценные бумаги. Рыноч­ные могут свободно продаваться и покупаться на открытом рын­ке, нерыночные такими свойствами не обладают. Обычно они эмитируются государством для привлечения денежных средств мелких индивидуальных инвесторов (широких слоев населения) и специальных финансовых институтов. Принимают форму вкладов в сберегательные учреждения, а также форму ценных бумаг (сберегательных сертификатов, доходных и депозитных сберегательных бон и т. д.).

Облигации корпораций — долговые обязательства церед кредиторами о выплате в установленные сроки долга, а также процентов по полученным займам. Как правило, цель такого рода облигаций — мобилизация долгосрочного капитала.

Как и акции, облигации являются фондовыми бумагами, от­личающимися от акций тем, что являются представителями не собственного, а заемного капитала. Для корпорации они явля­ются "долговыми бумагами". При этом держатели облигаций, по существу, являются кредиторами корпораций, в то время как акционеры — ее собственниками. Как кредиторы, держатели об­лигаций обладают определенными правами, которых не имеют акционеры, например, получения процента по облигациям, пре­имущественные права при ликвидации компании и т. д.

Корпоративные облигации различаются по значительному ряду параметров: именные или предъявительские, обеспечен­ные или необеспеченные, отзывные или безотзывные, с фикси­рованным или плавающим процентом, облигации по доходам на прибыль или реорганизационные и т. д.

Некоторые облигации обращаются на фондовом рынке, вме­сте с тем большинство сделок осуществляется во внебиржевом обороте.

Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость и рыночную цену. Облигации могут продаваться по цене адекват­ной номиналу, выше номинала — с надбавкой или с премией, или ниже номинала — со скидкой или с дисконтом. Обычно ры­ночная цена зависит от надежности (финансовой стабильности корпорации-эмитента) и ставки процента. Характеристикой облигации как финансового инструмента чаще всего выступает ее доходность. Доход по облигации может быть номинальным (по купонной ставке) и текущим (по текущей цене облигации).

При купле-продаже корпоративных облигаций большое значение имеет их рейтинг, устанавливаемый независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, на­зываются облигациями "инвестиционного класса". Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятив­ными. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. Вместе с тем чем выше рейтинг — ниже доход по ним.