logo search
Экономическая теория_Океанова З

Уровень инфляции

Соответственно, уровень инфляции (темп роста цен) oпpeделяется относительным изменением среднего (общего) уровня цен. Средний уровень цен измеряется индексами цен1.

С учетом отмеченного можно дать такое определение: инфляция обесценение денег как следствие устойчивой тен­денции к повышению среднего (общего) уровня цен. Темп роста цен может быть рассчитан по формуле

где Рт — средний уровень цен в текущем году;

Рп — средний уровень цен в прошлом году.

При ориентации на определенный базовый год уровень цен текущего года относится к базовому году.

Показатель уровня инфляции, как правило, используют для исследования динамики уровня жизни.

В мировой практике широко исследуется индекс стоимости жизни, т. е. индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя, составляющих стоимость его жизни, его прожиточный ми­нимум.

При этом определяется потребительская корзина чаще всего употребляемых товаров и услуг, которая должна быть доступна среднему потребителю независимо от динамики цен. По имеющимся оценкам, в 1992-1995 гг. потребительская корзина американца составляла 300 товаров и услуг, у нас — около 30 продуктово-то-варных групп, включающих основные продовольственные и непро­довольственные товары плюс некоторые услуги.

В большинстве западных стран государства гарантиру­ют экономическую безопасность населению, обеспечивающую возможность приобретения ими жизненно важных продуктов и услуг, входящих в "потребительскую корзину", независимо от динамики цен на них.

Виды инфляции различают по ряду признаков. По характеру проявления:

1) открытая - ничем не ограниченная инфляция, харак­теризуется вялотекущим, незначительным, ничем не сдержи­ваемым изменением цен, отсутствием контроля над ценами и их динамикой;

2) скрытая, или подавленная - официально представляе­мая как отсутствующая инфляция, базируется на сдерживании цен при жестком государственном контроле над ценами в усло­виях товарного дефицита;

1 Индекс цен — относительная величина, характеризующая измене­ние совокупного (среднего) уровня цен.

3) инфляционный шок - шоковая реакция в связи с одно­моментным резким повышением цен.

По темпам роста цен:

По месту расположения:

Инфляция ожидаемая и непредвиденная

Инфляция может быть ожидаемой и непредвиденной.

В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы уменьшить ее возможные негативы — например, израсходовать деньги на необходимые ему отложенные покупки.

Вместе с тем инфляционные ожидания могут привести к ажиотажной1 скупке впрок товаров и валюты, что имеет проти­воречивые последствия.

Активная распродажа товаров, с одной стороны — позитивный фактор, с другой — фактор, усиливающий инфляцию. Деньги, затраченные на покупку товаров, валюты или сокровищ, как правило, не возвращается в казну, тем самым создаются предпосылки для печатания новых денег и роста инфляции.

Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех ви­дов фиксированных доходов, вместе с тем "субсидирует" тех экономических агентов, чьи номинальные доходы растут быст­рее, чем средний уровень цен.

Чтобы избежать инфляции или свести к минимуму потери денег из-за роста цен, люди пытаются найти им наиболее вы­годное применение. Расходы, связанные с поиском наиболее вы­годных вариантов вложения денег, связанные с хождением по соответствующим учреждениям, исследователи образно назва­ли "издержками стоптанных башмаков". В условиях инфля­ции эти издержки, как правило, растут.

Экономические и социальные последствия инфляции

Небольшие темпы инфляции способствуют временному оживлению конъюнктуры и нормы прибыли.

По мере увеличения темпов инфляции обостряется эконо­мическая и социальная напряженность в обществе:

• неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями;

1 Ажиотаж (фр.) — сильное возбуждение, волнение, борьба интере­сов вокруг какого-нибудь дела, вопроса (СЭС. М., 1989. С. 22).

Инфляция негативно влияет на владельцев сбережений. С ростом цен покупательная способность их сокращается.

Противоречивы последствия инфляции на кредитном рын­ке. Она является выгодной для получателей ссуд и невыгодной для кредиторов. Это обусловливает в условиях роста инфля­ции ориентацию кредиторов исключительно на краткосроч­ные кредиты, при долгосрочных — необходима корректиров­ка на инфляцию. Исходя из отмеченного, значительную выгоду от инфляции получают коммерческие банки, выдающие деньги в кредит на короткий срок, а также получающие высокие про­центы за счет "прокручивания денег".

Выгоду от инфляции получают промышленные и торговые монополии. Создавая искусственный дефицит на товары с це­лью имитирования ситуации увеличения спроса, они повыша­ют цены на них, что значительно увеличивает получаемые ими прибыли, вместе с тем в конечном счете также усиливает инф­ляцию.

Инфляция облегчает федеральному правительству бре­мя государственного долга. За счет печатания и выпуска но­вых денег оно покрывает бюджетный дефицит и т. д.

Таким образом, с одной стороны, инфляция усиливает рост нищеты, поскольку рост цен на товары и услуги прежде всего уменьшает доходы бедных слоев общества, с другой — способ­ствует перераспределению денежных средств в пользу лиц с нефиксированными доходами.