Роль рынка в экономике
Механизм цен является основой, позволяющей рынку играть контролирующую, интегрирующую и координирующую роль в экономике.
При выполнении интегрирующей роли:
рынок соединяет сферу производства и сферу потребления в единый процесс;
является сферой реализации экономических интересов продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) товаров.
При выполнении контролирующей роли:
выступает "главным контролером" результатов предпринимательства;
учитывает, в какой мере интересам покупателей соответствует количество и качество произведенных товаров.
При выполнении координирующей роли является основой:
распределения средств производства и труда в рыночной экономике;
стимулирования технического прогресса;
дифференциации субъектов рынка.
Базовые основы и противоречивость рыночного развития
Базовыми "компонентами" рыночной системы выступают:
частная собственность на средства производства;
свобода предпринимательства и выбора экономических партнеров;
1 Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 г. за исследования в области потребления, истории и теории денег.
личная выгода;
4) минимальное вмешательство государства в экономику. Наличие "свобод" при приложении необходимых усилий
обеспечивает:
возможности для эффективного и предприимчивого хозяйствования;
отторжение неэффективного и ненужного производства;
минимизацию управленческих издержек;
стимулирование личной заинтересованности в хозяйственной деятельности.
Вместе с тем серьезными негативами рыночной системы являются:
усиление неравенства в обществе;
нестабильность в экономике;
отсутствие заинтересованности в производстве необходимых обществу бесприбыльных благ;
• безразличие к ущербу, наносимому предпринимательством окружающей среде (природе и человеку).
Характеризуя механизм рынка, выдающиеся экономисты прошлого и современные исследователи отмечают деперсонифицированный, т. е. безличностный, характер рыночного механизма.
А. Смит полагал, что в рыночной экономике действует механизм "невидимой руки", при котором каждый производитель, исходя из собственных представлений и оценок, на свой страх и риск, определяет что, как и для кого производить. Его деятельность целенаправленно не ориентирована на адресного потребителя. Если продукт находит своего потребителя, подтверждается общественная необходимость в произведенном продукте, если нет — общество не признает общественного характера затраченного на его производство труда. Таким образом, апостериори (после производства) рынок определяет общественную значимость произведенного продукта.
В результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается общественный порядок, достигается соответствие структуры производимого продукта структуре потребностей общества.
Вместе с тем развитие общественного производства привело к осознанию того, что, несмотря на действия в рамках общих правил, поведение экономических субъектов создает возможности для изменения параметров экономической деятельности. Исследования показали, что в рыночной системе возрастает успех субъектов рынка, проявляющих наибольшую активность и самостоятельность, неудачные же экономические решения могут привести к неуспеху. Поэтому контрагенты рынка уделяют большое внимание фактору предпринимательской активности.
Для определения рационального поведения хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей важно исследование предпочтительности используемых факторов, устойчивости их динамики.
Современные подходы базируются на экономическом рационализме поведения субъектов рыночной экономики, которые в результате сопоставления затрат и выгод от предпринимательской деятельности определяют и принимают наиболее оптимальные в данных условиях решения. При этом поиски решений могут продолжаться до тех пор, пока не будет найден вариант, оптимизирующий предельную выгоду и издержки.
В условиях динамизма экономической жизни важно определение того, носят ли происходящие изменения устойчивый или неустойчивый характер. Если при изменении внешних условий в системе имеются силы, возвращающие ее в прежнее состояние, такое равновесие является устойчивым, если внешние воздействия таковы, что система не находит сил для возвращения в исходное состояние, имеет место неустойчивое равновесие.
Представленные факторы важны не только для характеристики сегодняшнего поведения субъектов рынка, но и анализа "завтрашних тенденций", которые проявляются уже сегодня и оказывают влияние на рынок и поведение его контрагентов.
Наряду с отмеченными объективно-субъективными факторами, оказывающими влияние на рыночную ситуацию, нужно выделить информацию, дающую сигналы о ситуации„на рынке, позволяющую определить характер взаимосвязей в рыночной системе, принять адекватные решения.
Ж. Тироль в своей фундаментальной работе "Рынок и рыночная власть"1 связывает информацию с тремя важнейшими параметрами рыночной системы. Это:
Информация и качество.
Информация и конкуренция.
Информация и затраты.
Для того чтобы определить и гарантировать качество товара, необходимо подвергнуть его испытанию. Вместе с тем, если имеется гарантия качества, не обязательны испытания. Повторяющиеся покупки являются признаком соответствия товара установленному уровню качества, создают соответствующую высокую репутацию производителю.
Осуществляя повторные покупки, информированные потребители стимулируют дальнейшее повышение качества продукции. В свою очередь, высокое качество обусловливает высокие цены, сигнализирующие о высоком качестве изделий. Таким образом, информированные потребители не позволяют производителям снижать качество товаров.
Информированные потребители оказывают влияние на неинформированных, расширяя за счет них количество реализуемых товаров. В итоге за счет роста числа информированных потребителей расширяется производство, стимулируется качество продукции.
Вместе с тем поддержание высокого качества требует высоких затрат. Поэтому перед производителями постоянно встает вопрос: качество или затраты?
Противоречивость подходов нередко приводит к различного рода ухищрениям.
Для производителя достаточно очевидно, что неинформированный потребитель первоначально наблюдает только цену, информацию о качестве он получает потом.
1 См.: Тироль Ж. Рынок и рыночная власть / Пер с англ. СПб., 1996.
Исходя из этого, нечестный производитель может слукавить и на первом этапе установить цену, не адекватную качеству товара. В этом случае на втором этапе он может получить нулевую прибыль. Вместе с тем другой "нечестный тип" может обеспечить высокое качество уже в первом периоде, чтобы убедить потребителей в своей честности. В последующем при той же или возросшей цене, надеясь на незыблемость репутации, он может снизить качество продукции, несмотря на то, что покупатели ожидают высокое качество товара и во втором периоде, готовы заплатить за него высокую цену.
Нечестный производитель может объединиться с честным с целью воспользоваться его репутацией честного производителя. При этом на определенное время, несмотря на рост цен, может повыситься спрос на производимые и реализуемые им товары.
В отдельных случаях эффект репутации срабатывает при производстве известной фирмой нового, неизвестного потребителям товара.
Вместе с тем, несмотря на стремление к высокой репутации, для некоторых производителей более предпочтительны незначительные затраты и, соответственно, невысокое качество товара. При этом, реализуя значительное количество товаров по невысоким ценам, они могут получить "эффект от масштаба".
Любой производитель заинтересован в том, чтобы потребитель периодически покупал новые изделия, обновлял ранее купленные, имеющиеся в его распоряжении предметы. Его интересам не соответствует долговечность производимой продукции. Более того, сам факт поддержания функционального состояния требует периодического обновления продукции, а значит, допускает не всегда высокий уровень ее качества.
Производитель имеет стимул для производства высококачественной продукции только тогда, когда высокое качество обеспечивает ему ренту (доход на продукт), которую он боится потерять, если снизит качество.
Таким образом, информация интегрирует интересы продавцов и покупателей товаров, качество и затраты.
Наряду с отмеченным, информация оказывает существенное влияние на конкурентные позиции соперничающих сторон.
Как правило, информация предоставляется в соответствии с договором. При отсутствии такового фирма не обязана распространять сведения о производимом продукте. Вместе с тем ее интересам может соответствовать неофициальное распространение несоответствующей действительности информации, например, что спрос на товары велик или о низких затратах на производимую продукцию. В распространении такой информации она может быть заинтересована, в частности, реализуя товары по высоким или, наоборот, низким ценам. Это может заставить соперников сократить производство, снизить цены и т.д.
Исходя из отмеченного, важно иметь в виду действенность принципа "искажения сигнала", необходимость учета его в рыночной экономике. В отдельных случаях он весьма позитивен для одной из сторон, решает проблему производства необходимых обществу товаров, например, в случае установления низкой цены на высококачественные товары. При этом повторные покупки являются стимулом возобновления их производства.
При несовершенной информации, обусловливающей неадекватные представления о товаре и неадекватную ситуацию на товарном рынке, необходима корректировка рынке механизмами государственного регулирования.
Итак, в результате разрозненных действий отдельных обособленных производителей складывается рыночная система, базирующаяся на конкуренции, обеспечивающей преуспевание производителям, представляющим высококачественный товар или низкие затраты и цены, вместе с тем — разорении тех, кто не смог обеспечить высокого качества продукции или низких затрат и цен. Имеющая место при этом колебательная динамика оказывает влияние на отдельных субъектов рынка, не изменяя при этом общей рыночной ситуации, или изменяя ее незначительно.
- Океанова з.К. Экономическая теория
- Содержание
- Раздел I. Введение в курс. Общие основы Экономической теории
- Раздел II. Микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Раздел III. Макроэкономика. Система взаимосвязей и механизмы регулирования в макроэкономике
- Раздел IV. Развитие глобальной экономики
- Введение в проблему
- 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
- Закон возвышения потребностей
- 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
- Система экономических отношений. Предмет экономической теории
- Функции экономической теории
- Методология экономической теории
- 1.4. Основные направления экономической мысли
- Меркантилизм
- Классическая политическая экономия
- Неоклассическое направление
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- 2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования Понятие собственности
- Объекты собственности
- Субъекты права собственности
- Содержание права собственности
- 2.2. Классификация собственности
- Формы собственности
- 2.3. От монополизма к многообразию форм собственности Эволюция собственности на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел II микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Глава 3. Возникновение и сущность рыночной экономики
- 3.1. Путь к рыночной экономике
- 3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства
- Сущность и функции денег
- 3.2. Рыночная система: сущность, характерные черты
- Роль рынка в экономике
- Рыночная сделка
- Зоны рыночного пространства
- Система рынков
- Правовое регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
- 4.2. Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
- Взаимосвязь предложения и цены
- Взаимосвязь спроса и цены
- Ценовая эластичность спроса
- Ценовая эластичность предложения
- Теория потребительского поведения
- 4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
- Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции
- 5.1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы
- Рыночная власть
- Легальная монополия
- 5.2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий Механизм монопольных цен
- 5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
- Контрольные вопросы
- Р а з д е л III
- 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
- Функции
- Личность предпринимателя
- Коммерческий расчет и его принципы
- 6.2. Факторы и издержки производства, их современная структура Факторы производства
- Издержки производства
- Труд как фактор производства
- Капитал как фактор производства
- Организационный фактор
- Экологический фактор
- 6.3. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- 6.3.1. Простое воспроизводство индивидуального капитала
- Простое воспроизводство
- Кругооборот капитала, его стадии, функциональные формы
- Основной и оборотный капиталы
- Амортизация основного капитала
- 6.3.2. Расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.1. Факторы производства и "факторные" доходы: введение в проблему
- 7.2. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.2.1. Рынок труда и заработная плата Рынок труда — содержание понятия
- Формы заработной платы
- Тарифная система
- 7.2.2. Рынок капитала и прибыль
- Прибыль в традиционной экономике
- Норма прибыли
- Процент, норма процента
- Временное предпочтение
- 7.2.3. Рынок земли и рента
- Рентные отношения
- Абсолютная рента
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел III
- 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
- 8.2. Система показателей макроэкономики
- Дефлятор внп
- Международные сопоставления ввп
- 8.3. Национальные счета
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическое регулирование национальной экономики
- 9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему
- 1. Изменения в потребительских расходах:
- 2. Изменения в инвестиционных расходах:
- 5. Поведенческие факторы:
- Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
- 9.2. Государственное регулирование национальной экономики
- 9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования
- Методы регулирования
- 9.2.2. Кейнсианская модель Обусловленность формирования
- Ориентация на "эффективный спрос"
- Парадокс бережливости
- 9.2.3. Модель командно-административного управления экономикой
- 9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика. Структурные кризисы
- 10.1. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика
- I. Производство средств производства
- Военно-промышленный комплекс
- 10.2. Структурные кризисы
- Диспропорции современного развития
- Глава 11. Нестабильность макроэкономического развития
- 11.1. Циклы экономической конъюнктуры: причины, характерные черты
- Фазы цикла
- Депрессия
- Оживление
- Концепция "длинных волн"
- 11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт
- Антикризисная политика в России
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Экономический рост
- 12.1. Понятие и факторы экономического роста Понятие экономического роста
- Показатели
- Факторы экономического роста
- 12.2. Типы экономического роста Экстенсивный экономический рост
- Ограниченность и пределы
- 12.3. Модели экономического роста, современные проблемы и тенденции
- 12.4. Инвестиционный процесс в современной России
- Финансовые, реальные инвестиции
- Иностранные инвестиции
- Сегодняшние проблемы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Занятость и безработица
- 13.1. Сущность и показатели безработицы Причины, сущность, безработицы. Критерии занятости
- 13.2. Основные формы безработицы
- Скрытая безработица
- Застойная безработица
- Закон Оукена
- 13.3. Политика занятости Политика занятости на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Кредитно-денежная система и политика кредитно-денежного регулирования
- 14.1. Денежное обращение и проблема равновесия на денежном рынке
- 14.2. Современные
- Валютное регулирование
- Уровень инфляции
- Инфляция и занятость
- Кривая Филлипса
- Антиинфляционное регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Финансовая система и финансовое регулирование
- 15.1. Финансовая система и фискальная политика
- Финансовая политика
- Кривая Лаффера
- 15.2. Государственный бюджет и его сбалансированность
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Проблема государственного долга
- Стабилизационный фонд
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Рынок ценных бумаг, экономическая роль, механизмы
- 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
- 16.2. Сущность и виды ценных бумаг
- Акции, курс акций
- Облигации
- Векселя
- Приватизационные чеки
- 16.3. Механизмы рынка ценных бумаг
- Фондовые индексы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Социальная политика
- 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
- Кривая Лоренца
- Коэффициент Джини
- 17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел IV развитие глобальной экономики
- Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции,
- От «замкнутости» к «открытости» экономик
- К "глобализации" экономики
- 18.2. Интернациональные экономические отношения
- Экспорт, импорт, платежный баланс
- Протекционизм
- Фритредерство
- Международная миграция капитала
- Предпринимательский капитал
- Миграция ссудного капитала
- Новые формы заимствования
- 18.3. Противоречия и проблемы мировой экономики
- Продовольственная проблема
- Глобальная экологическая проблема
- Проблема экономической отсталости
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел V проблемы переходной экономики
- Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
- 19.1. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России Предпосылки реформирования
- Программа рыночных преобразований
- 19.2. Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы Дискутируемые варианты
- Приватизация
- Реформа цен
- Социальные проблемы
- Либерализация внешней торговли
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Литература