logo search
Экономическая теория_Океанова З

3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства

В историческом процессе общественного развития выделяют две формы организации производства:

1) натуральное;

  1. товарное.

Натуральное производство

Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.

Имеет следующие черты:

Натуральное хозяйство явилось исторически первым типом хозяйственной организации, достаточно широко распространенным на доиндустриальной стадии развития.

В условиях индустриального и постиндустриального про­изводства натуральное хозяйство в значительной мере исчер­пало себя. Между тем некоторые черты натурального хозяйства проявляются и сейчас при ведении личного подсобного хозяй­ства, производящего продукты прежде всего для нужд личного потребления. В отдельных случаях незначительная часть про­дуктов поступает в продажу.

Условиями перехода от натурального к товарному произ­водству явились: •

  1. общественное разделение труда;

  2. экономическая обособленность производителей.

В совокупности они обеспечивают: а) специализацию произ­водителей на производстве определенной продукции; б) обмен продукцией между различными хозяйственными структурами.

Товарное производство

Товарное производство — система организационно-эконо­мических отношений, при которой полезные продукты созда­ются для их продажи на рынке.

Существенные признаки товарного производства:

Товарное производство снимает ограничения для прогрес­са экономики, создаваемые замкнутой системой натурального хозяйства.

В зависимости от степени развития отношений собствен­ности и организационно-экономических отношений различают два вида товарного производства: простое и развитое (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Виды товарного производства

Простое — основано на личном труде товаропроизводи­теля.

Современные формы простого товарного производства — крестьянское хозяйство, хозяйство ремесленников, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Развитое — связано с превращением рабочей силы в товар, использованием наемного труда. В современных условиях в значительной мере представлено средним и крупным бизнесом, основанным на использовании наемного труда.

3.1.2. Инструменты рынка — товар и деньги: обусловленность возникновения, роль в современной экономике

Экономические формы продукта

Соответственно двум организационно-экономическим структурам производства выделяют две экономические формы продукта:

Всякий продукт имеет полезность, благодаря которой удовлетворяет те или иные потребности людей: физические или моральные — потребности в еде, одежде, обуви, интеллектуальные потребности и т. д. Это основное свойство продукта, обус­ловливающее необходимость в нем.

В натуральном хозяйстве, как правило, человек произво­дит те продукты, которые необходимы ему как факторы жиз­недеятельности — продукты питания или продукты, необходи­мые для защиты, производственных целей и пр.

В товарном хозяйстве продукт производится не для соб­ственного потребления, а для других, поступает в потребление не непосредственно, а через обмен, становясь при этом това­ром.

Товар — это продукт труда, произведенный для продажи.

В отличие от продуктов натурального производства он об­ладает двумя свойствами: полезностью и способностью обме­ниваться на другие полезности, или стоимостью (рис. 3.2).

ТОВАР

полезность стоимость

Рис. 3.2. Свойства товара

Наряду с товарными, важную роль в современных эконо­мических системах играют специфические "нетоварные" про­дукты, к которым, по мнению А. Маршалла1, относятся: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водо­проводные сооружения и др. Как правило, это коллективные, неделимые блага, не поступающие в продажу на рынок. Сред­ства на создание таких благ государство собирает преимуще­ственно в виде налогов.

Еще один вид благ — квазиобщественные или квазигосу­дарственные продукты2. К ним относятся: библиотеки, музеи, полицейская служба и т. д. Их особенностью является то, что индивидуальные собственники не берут на себя весь

1 См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. 1993. Т. 1. С. 117-118.

2 Квази — приставка, соответствующая по значению понятиям "мнимый", "ненастоящий" // Словарь иностранных слов. М., 1979. С. 228.

объем про­изводства таких благ, хотя частично они и могут оплачиваться ими (например, билет в музей). Эту задачу выполняет государ­ство с целью недопущения недостатка общественно-полезных продуктов.

Современные экономические системы ориентированы на удовлетворение разнообразных потребительских предпоч­тений в "товарных" и "нетоварных" продуктах и услугах как на платной, так и частично оплачиваемой или бесплатной ос­нове.

Трудовая теория стоимости и теория полезности

В экономической науке сложились два различных подхода к основаниям обмениваемости товаров на рынке: трудовая тео­рия стоимости и теория полезности.

Первое направление — трудовая теория стоимости. Его представители — классики политической экономии В.Петти, А. Смит, Д. Рикардо — обосновали, что основой стоимости то­варов является труд, затраченный на производство товаров.

К. Маркс углубил исследование анализом двойственного характера труда, воплощенного в товаре. При этом выявил, что труд, создающий товар, имеет двойственный характер. С од­ной стороны, это труд в определенной, целесообразной форме, направленный на создание определенных полезностей (потре­бительных стоимостей — стола, стула и т. д.). Получил название конкретного труда. С другой — это труд вообще, безотноси­тельно к конкретной форме, представленный как затрата фи­зиологической энергии человека — энергии мышц, мускулов, не­рвов, мозга. Получил название абстрактного труда. К. Маркс доказал, что именно абстрактный труд в силу своей каче­ственной однородности, выступающей основой его количе­ственной соизмеримости, является основой стоимости товара.

Исследование количественной компоненты стоимости при­вело к выводу о том, что стоимость товара определяется не ин­дивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на производство товара или общественно-необ­ходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабо­чее время есть то рабочее время, которое требуется для из­готовления какой-либо потребительной стоимости при на­личных общественно нормальных условиях производства (т.е. условиях, при которых производится основная часть продук­ции данного вида) и среднем в данном обществе уровне умелос­ти и интенсивности труда.

Такой подход, ориентирующий на общественно нормальные, или господствующие, условия производства, очень важен. По­скольку реальные условия производства весьма многообразны при ориентации на индивидуальные затраты труда, непремен­но, выиграют "худшие" производители, чьи индивидуальные зат­раты больше общественно необходимых. Это означает стимули­рование менее способных и предприимчивых и более ленивых производителей. Однако подобная ориентация не отвечает инте­ресам общества, которое, как минимум, должно "полагаться" на имеющиеся технические достижения, используемые большин­ством производителей, а также тех, кто развивает технический прогресс, использует более совершенные методы организации труда. Это важный фактор прогрессивного развития.

В процессе обмена происходит "приравнивание труда", зат­раченного на производство различных полезностей. При этом ориентация на эквивалентность приводит к формированию оп­ределенной количественной пропорции, в которой потреби­тельные стоимости одного рода обмениваются на потреби­тельные стоимости другого рода. Это меновая стоимость то­вара.

Меновая стоимость — это форма стоимости, представ­ляющая конкретные вариации обмена полезности одного рода на полезности другого рода. Она может изменяться в зависимо­сти от места и времени при неизменности ее внутренней, сто­имостной субстанции.

Научные исследования, привели к выводу, что основным законом товарного производства является закон стоимости, определяющий основу и механизмы формирования и реализации стоимости товара. При этом можно выделить три важней­шие аспекта:

  1. основой стоимости товара является труд, затраченный на производство товара;

  2. количественная компонента стоимости определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда или общественно-необходимым рабочим временем;

  3. ОНЗТ выступают основой соизмеримости, определяющей пропорции обмена товаров на рынке.

Развитое товарное производство, свободная конкуренция, отсутствие механизмов монополии и государственного вмеша­тельства в экономику — идеальная среда действия закона сто­имости. При этом он определяет и регулирует важнейшие па­раметры рыночной системы — формирование товарной стоимо­сти, пропорции обмена товаров на рынке.

Второе направление — неоклассическая теория ценности. Его представители — Карл Менгер, дйген Бем-Баверк, Фрид­рих фон Визер — считали, что ценность товаров определяет­ся их полезностью.

Они выдвинули теорию полезности, согласно которой цен­ность товаров определяется не затратами труда на производ­ство товаров, а их полезностью, считая, что самые различные материальные и духовные блага ценятся людьми не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они обладают полезностью. При этом производство товара может потребовать незначитель­ных затрат труда, однако его полезность может оказаться весь­ма высокой. Она и определит ценность товара.

Классический пример — "парадокс Смита", ориентированный на разрешение дилеммы почему вода, столь полезная для челове­ка, стоит так дешево, а алмаз, чья польза для удовлетворения жиз­ненных потребностей намного меньше, стоит так дорого.

Неоклассическая теория данный феномен полезности объясняет редкостью. Вода имеется в изобилии, и, следователь­но, цена на нее низка. Наоборот, бриллианты встречаются ред­ко, требуют больших затрат на добычу, гранение, шлифовку. Их запас ограничен, цена высока.

С динамизмом представлений, формированием рационали­стических воззрений теория полезности трансформируется в теорию предельной полезности. При этом под предельной по­лезностью понимается наименьшая потребность, от кото­рой пользователь продукции прежде всего готов отказаться при невозможности удовлетворения полного круга потребно­стей. В качестве аргументации выдвинутой позиции один из виднейших представителей австрийской школы Э. Бем-Баверк приводит пример .о старике-отшельнике, живущем в лесу, име­ющем пять мешков зерна, которые он использует для удовлет­ворения своих потребностей. Полезность мешков располагает­ся в убывающем порядке:

1-й мешок — для себя, с целью удовлетворения самой на­сущной потребности — в питании;

2-й мешок — для улучшения питания; 3-й мешок — для откорма домашних птиц; 4-й мешок — для изготовления пива; 5-й мешок — для забавы — кормления попугаев. Лишившись одного мешка, отшельник откажется от корм­ления попугаев. При возможном последующем сокраще­нии — от других с учетом убывания полезности продукта в кругу удовлетворяемых потребностей.

Сторонники теории сделали вывод, что величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной полезности, которая занимает последнее место в ряду удовлет­воряемых потребностей.

И тот, и другой подходы определения ценности продукта имеют место и являются достаточно обоснованными. Вместе с тем первый подход представляется более оправданным в усло­виях массового производства продукции, ориентации на низко­доходные группы потребителей или в условиях "платежного де­фицита", когда за необходимые товары потребители могут зап­латить минимально возможную цену. Второй — в большей мере отвечает условиям индивидуализированного производства, ори­ентированного на высокодоходных потребителей, видящих глав­ную цель в полезности, особых потребительских свойствах то­варов, за которые готовы дорого заплатить, вместе с тем имеет место и в условиях "товарного дефицита", когда за желаемые товары, которые достаточно трудно купить, потребители гото­вы заплатить высокую цену.

В условиях огромного многообразия потребностей важно со­здание не просто разнообразных, но и взаимозаменяемых и вза­имодополняющих товаров, информированность потребителей об их качественных и ценовых характеристиках, уровне взаи­мозаменяемости или взаимодополняемости. Необходимо обес­печение их надлежащего качества.

Исторический процесс развития обмена и форм стоимости, возникновение денег

Исторический процесс развития товарного производства на определенном этапе привел к возникновению денег.

Можно выделить четыре этапа исторического процесса раз­вития обмена и форм стоимости, приведших к возникновению денег.

1. На раннем этапе развития товарного производства обмен носил случайный характер. При этом излишки продуктов, по­явившиеся у одной общины (например, х товара А), при случай­ной встрече общин могли быть обменяны на излишки продуктов, оказавшиеся у другой общины (например, у товара В). Имела место простая, или случайная, форма стоимости, имеющая вид:

хА = уВ.

2. С развитием общественного разделения труда, специализацией производителей в определенном направлении производство "излишков продукта" превращается из случайного в регулярное явление. Специализированное производство обеспечивает возможности для производства большего количества товаров, чем это необходимо для собственного потребления, в результате "излишки" систематически производятся и сис­тематически поступают в обмен. При этом собственник "из­лишнего" товара (например, х товара А) в обмен на произведенную им ищет нужную ему полезность в массе других товаров (например, у товара В, или z товара С, или др.). Часто об­ мен носил многоступенчатый характер, прежде чем его участники находили нужные им товары. Это полная, или разверну­тая, форма стоимости.

3. Дальнейшее развитие общественного разделения труда приводит к выделению в регионах наиболее распространенных, специфических для данной местности товаров (например, хА), на которые можно было обменять все остальные товары и кото­рые являлись основой для обмена их на нужные товары {у то­вара В, или г товара С, или др.). Появляется так называемая всеобщая форма стоимости.

4. В ходе дальнейшего развития общественного прогресса из товарного мира выделяется особый, специфический товар, для всего товарного мира выполняющий роль всеобщего экви­валента1. В силу своих специфических свойств: сохраняемос­ти, делимости, портативности, высокой- стоимости при малом весе в качестве такого товара выступили золото и сереб­ро. Закрепление за ними роли всеобщего эквивалента сделало их деньгами.

Явившаяся результатом общественного развития денежная форма стоимости адекватна всеобщей форме стоимости при условии, что товар хА — золото и серебро.