logo search
Экономическая теория_Океанова З

Либерализация внешней торговли

Развитие межхозяйственных связей, процессов глобализа­ции потребовало либерализации внешней торговли, способству­ющей интеграции российской экономики в мировое экономичес­кое пространство, создающей возможности для:

В совокупности с внутристрановыми преобразованиями они ориентированы на стимулирование рыночных преобразований в России.

Сегодняшние реалии, актуальные проблемы, направления преобразований

Сегодняшние реалии — известный сдвиг в производствен­ной сфере, наибольший с 1987 г. рост производства, определен­ные подвижки в налоговой политике, постепенное сокращение внешнего долга и пр. Вместе с тем достаточно остры социальные проблемы. Процесс реформирования не завершен ни в одной из сфер и направлений, требует продуманной политики, сочетаю­щейся с социальными механизмами.

Особая актуальность социальных проблем, обусловленная тем, что преобразованиям предшествовал уровень жизни, бо­лее высокий, чем тот, к которому большинство населения по­дошло два десятилетия спустя, определила необходимость ориентации экономического развития прежде всего на их ре­шение.

Этот ориентир может быть определен в качестве базовой ос­новы преобразований. При его конкретизации следует выделить три направления: а) реальное "создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека", опреде­ленных ст. 6 Конституции РФ; б) недопущение снижения, рост жизненного уровня населения; в) ориентация на определенный уровень благосостояния. Социальная ориентация должна быть ос­новным стержнем российской модели рыночной экономики.

Поскольку основой решения социальных проблем являет­ся экономика, важна ориентация на созидательные тенденции, интенсификацию производства, создание экономического потенциала, позволяющего сократить разрыв с Западом, Как обя­зательное условие независимости и формирования лидерских позиций — развитие наукоемких производств, ориентация на достижения НТР, "технологический прорыв", без которых раз­витие вышеназванных проблем практически невозможно.

Россия — крупнейшая мировая держава с высоким ресур­сным потенциалом, не должна ориентироваться на сложившу­юся уродливую экспортно-импортную политику, зависимость от западного индустриального потенциала, должна развивать собственную высокотехнологическую базу.

Необходима ориентация на развитие малого, среднего, крупного производства. В ближайший период — экономическая поддержка малого и среднего предпринимательства. При этом малый бизнес должен устремляться не только в самостоятель­ные структуры, чаще всего ориентированные на производство продукции пищеблока, но и в крупный бизнес, где, как и в стра­нах Запада, может выполнять вспомогательную роль по отно­шению к крупному капиталу. Такая ориентация будет способ­ствовать и решению актуальнейшей проблемы занятости.

Необходима ориентация бизнеса на приоритетное развитие тех производств, которые в наибольшей мере "направлены" на потребителя, имеют определенное качество, безопасны в употреблении.

Вместе с тем важны активные позиции государства в ры­ночной экономике. Государство должно помогать преобразова­тельным процессам формированием адекватной потребностям развития правовой базы, исполнительской дисциплины, способ­ствовать гибкости системы, поддержке отечественных произ­водителей и т. д.

При этом основными ориентирами могут выступить:

• создание правовой базы, соответствующей интересам рос­сиян, создающей заинтересованность в эффективном хозяй­ствовании, охраняющей их права — право собственности, доб­росовестной конкуренции, заимствования, аренды, социальные права и т. д.;

Большое значение имеет организованный на государствен­ном уровне контроль, прежде всего, за качеством продоволь­ственной продукции. В настоящее время значительный ряд им­портных продуктов с пищевыми добавками — консервантами и ингредиентами, опасными для здоровья, негативно влияющи­ми на органы пищеварения, желудок, печень, почки и т. д., не пользующиеся потребительским спросом в своих странах, ши­роко продаются на оптовых продовольственных рынках России по достаточно низким ценам. Эта небезопасная в употреблении продукция оказалась в современных условиях наиболее доступ­ной для российского потребителя.

При решении социальных проблем необходима конкрети­зация сфер, направлений деятельности и структур, занимаю­щихся социальными проблемами и принимающими решения, а также ответственных за реализацию социально ориентирован­ной политики в России. В настоящее время вся ответственность за эти проблемы в значительной мере лежит на федеральных органах исполнительной власти, которые осуществляют дея­тельность в социальной сфере на макроуровне. Вместе с тем в условиях расширения самостоятельности хозяйствующих структур больший акцент надо сделать на развитие деятельно­сти социальной направленности в регионах, на местах, с коор­динацией ее в меру необходимости на федеральном уровне. Ре­гионы все больше должны ориентироваться на производство у себя комплексов товаров и услуг, необходимых для удовлетво­рения жизненно важных потребностей населения в продуктах питания, услугах, некоторых преимущественно профильных для регионов товаров. Достаточно успешно на местах могут ре­шаться вопросы развития малого предпринимательства, в том числе при производстве сельскохозяйственной продукции, и т. д. Усиление самостоятельности регионов является важным фактором снижения социальной напряженности в регионах, в обществе, могущим ее реально снизить.

В Посланиях Президента России В» В. Путина Федераль­ному Собранию определены важнейшие направления экономи­ческой политики, представляющие концепцию экономического развития страны на ближайший период:

Таким образом, особенности современного развития обус­ловливают необходимость ориентации на решение социальных проблем, рост благосостояния, механизмы эффективного хозяй­ствования, активную роль государства в экономике.