logo search
Экономическая теория_Океанова З

Реформа цен

Важным звеном программы реформирования явилась ре­форма цен.

Опыт рыночных преобразований в различных странах ори­ентирует на два варианта.

  1. Радикальный, предполагающий быструю и полную ли­берализацию цен, окрещенный "шоковой терапией". Его сто­ронники считают, что именно такой подход сможет разрешить проблему дефицита и насыщения рынка потребительскими то­варами, сориентировать экономику на потребности как внутрен­него, так и внешнего рынка, позволит максимизировать прибыль.

  2. Постепенный, рассчитанный на длительный период подход, сочетающийся с поэтапными рыночными преобразо­ваниями.

Первый подход наиболее последовательно реализован в Польше, затем — в России, второй - в Китае.

Согласно принятой ориентации с января 1992 г. около 80% оп­товых и 90% розничных цен в России были "отпущены на свобо­ду". По имеющимся оценкам, это привело почти к пятикратному увеличению розничных и трехкратному росту оптовых цен толь­ко за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г.

Неизбежным спутником "ценовой реформы" явился углу­бившийся разрыв между денежной и товарной массами, инф­ляция. Соответственно, возникла необходимость ее регулиро­вания.

В настоящее время это одна из важнейших экономических проблем, находящихся в центре" внимания правительства.

Финансовая и денежно-кредитная политика

Важной сферой рыночных преобразований явились финан­совая и денежно-кредитная политика.

Исследователи предложили два механизма регулирования денежной массы в обращении: монетаристский и немонета­ристский.

Монетаристский — ориентированный на усиление сво­боды предпринимательства, цен, максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику. Сторонники концепции полагают, что конкурентная рыночная система сама по себе обеспечивает высокую степень стабильности. Вместе с тем государственное вмешательство ее подрывает, поэтому государственный сектор должен быть как можно меньше, необходимо исключить его вредное влияние на эко­номику. Фискальную политику считают слабой и несуще­ственной. Единственным регулятором экономики признают денежную массу, способную ограничить инфляцию и ее не­гативные проявления.

Немонетаристский — ориентированный на то, что ры­ночная система сама по себе не является достаточно эффек­тивной, подвержена макроэкономической нестабильности, по­этому необходима активная государственная политика, "госу­дарственные регуляторы" экономики. Сторонники концепции выступили за восстановление государственного регулирования цен на товары и услуги, внешнеэкономического и валютного контроля, имеющих важное экономическое и социальное зна­чение.

Правительство Е. Т. Гайдара сделало ставку на монетарис­тский подход — свободу предпринимательства, "отпуск" цен, максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику, что привело, практически, к ее полной разбалансированности. Проводимая правительством Е. Т. Гайдара финан­совая политика оказалась неэффективной. Развал реального сектора экономики привел к значительному сокращению доход­ной части государственного бюджета. Принятая контрмера — чрезвычайно высокий уровень налогообложения — способство­вала "уходу предпринимательства в тень", что усугубило нега­тивы преобразований.

В последующий период была сделана ставка на более взве­шенную финансовую и денежно-кредитную политику, что по­зволило "вывести" ряд предприятий "из тени". Вместе с тем трудно сказать, что действующие в настоящее время денежные и финансовые рычаги достаточно эффективны.

Инвестиционная политика. Курс на формирование рынка ценных бумаг

Разрушение значительной части производственного потен­циала, сохраняющиеся структурные деформации обусловили необходимость структурных преобразований экономики, ак­тивной инвестиционной политики.

В западных странах значительную роль в решении этих проблем играет рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

Как отмечалось, роль фондового рынка в формирующейся экономике чрезвычайно велика. Через продажу ценных бумаг он мобилизует финансовые ресурсы для инвестиционной дея­тельности, способствует перераспределению денежных средств "в нужном направлении", тем самым выступает фактором кос­венного регулирования экономики.

В условиях преобразований российской экономики стала очевидной необходимость разработки национальной модели фондового рынка, в наибольшей мере учитывающей страновую специфику, способствующей экономическому росту.

В настоящее время фондовый рынок занимает все более твердые позиции в российской экономике.

Развитие конкурентной среды предпринимательства

Трансформация экономической системы на рыночные ме­ханизмы обусловила ряд законодательных актов, направленных на развитие предпринимательства и др.

Вместе с тем актуализировалась проблема "преодоления" монополизма, развития конкурентной среды предпринима­тельства, формирования законодательной базы антимоно­польной направленности. В 1991 г. впервые принимается За­кон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках", определивший по­литику предпринимательства в последующий период.

На первых порах экономических преобразований в России антимонопольная политика закладывается как пассивная защи­та возникающей конкуренции, которая "подстраивалась", по существу, под приоритетность экономической политики, не име­ла достаточно определенных собственных критериев.

Отсутствие четких ориентиров в содержании антимонополь­ной политики в ряде случаев способствовало прямо противопо­ложным результатам: с одной стороны, разукрупнению предпри­ятий и увеличению числа рыночных агентов, с другой — усиле­нию концентрации капитала за счет приобретения одними и теми же хозяйствующими субъектами акций, лаев, долей в уставном капитале ликвидируемых предприятий.

Последующий процесс трансформации антимонопольного законодательства осуществляется в следующих направлениях:

Вместе с тем сохраняется несогласованность экономичес­кой и конкурентной политик, обусловливающая их пересекае­мость и конфликтность.

После августа 1998 г. происходит дальнейшее изменение ориентиров и методов экономической политики:

В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от пре­имущественно ценового регулирования и начинает осуществ­лять мониторинг общего состояния дел на рынке, при этом оцен­ка результатов деятельности объекта осуществляется не толь­ко по показателю, например, роста цен, но по совокупности фак­торов, с учетом возможного злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением.

Однако все еще сохраняется нечеткость и несогласован­ность антимонопольного регулирования, конкурентной и эконо­мической политики.

Противоречивы и сами меры по антимонопольному регули­рованию, которые не всегда реально направлены на защиту кон­куренции, например, "тарифная защита отечественных товаропроизводителей" скорее способствует росту концентрации отече­ственного капитала, а не решению проблемы конкуренции и пр.

С 2000 г. особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурент­ных действий государственной власти. Это направление отра­жает специфику России, для других стран не характерно, по­скольку многие государства выступают на стороне конкурент­ного механизма, изначально рассматриваются как субъекты, защищающие конкуренцию, а не противоречащие ей.

Чрезвычайно важное изменение — переход от антимоно­польного регулирования к государственной конкурентной поли­тике.

В ее русле выдвигается новая концепция демонополизации экономики на основе дифференцированного подхода к отдель­ным отраслям и конкретным рынкам.

Важнейшая новация - вывод, что развитие крупных про­изводств не мешает конкурентным процессам. Прямое разук­рупнение предприятий, занимающих доминирующее положе­ние, в большинстве случаев не может дать положительного эф­фекта. "Высокий уровень концентрации производства и цент­рализации управления ... не может однозначно рассматривать­ся в качестве препятствующего элемента для реформирования экономики", в связи с чем "недопустима огульная деконцентрация национальных отраслей".

Таким образом, экономическая концентрация не всегда яв­ляется необоснованной и наносит ущерб общественному благо­состоянию. Важно "поддерживать процессы обоснованной кон­центрации, обеспечивающей устойчивость российских предпри­ятий и конкурентоспособность их продукции на отечественном мировом рынках".

С 2004 г. начинается новый этап антимонопольного регули­рования. В рамках административной реформы создается Фе­деральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирова­ние, сколько развитие полноценной политики поддержки кон­куренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России.

Вместе с тем проводимая политика по-прежнему носит пас­сивный характер — фиксирует реакцию антимонопольной служ­бы на возникающие проблемы. Полноценной конкурентной поли­тики нет. Не разработан механизм конкуренции, ориентирован­ный на ее "оптимальный" уровень,, определяющий, при каком ми­нимальном уровне она уже эффективна и каком максимальном уровне еще не становится разрушительной для самого рынка и может допускаться антимонопольным законодательством?

Дальнейшее развитие взаимоотношений между органами, реализующими конкурентную и экономическую политику по­зитивно на путях сближения российского конкурентного права и конкурентного законодательства ЕС, где эти механизмы дос­таточно отработаны.

Сегодняшние ориентиры:

Необходим контроль за действиями экономических субъек­тов, предусматривающий недопустимость ограничения конку­ренции в интересах тех или иных участников рынка, руковод­ствующихся собственными (ведомственными или узкоотрасле­выми) интересами.

Снижение степени конкурентного соперничества допусти­мо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения ус­тойчивости экономического роста.