Реформа цен
Важным звеном программы реформирования явилась реформа цен.
Опыт рыночных преобразований в различных странах ориентирует на два варианта.
Радикальный, предполагающий быструю и полную либерализацию цен, окрещенный "шоковой терапией". Его сторонники считают, что именно такой подход сможет разрешить проблему дефицита и насыщения рынка потребительскими товарами, сориентировать экономику на потребности как внутреннего, так и внешнего рынка, позволит максимизировать прибыль.
Постепенный, рассчитанный на длительный период подход, сочетающийся с поэтапными рыночными преобразованиями.
Первый подход наиболее последовательно реализован в Польше, затем — в России, второй - в Китае.
Согласно принятой ориентации с января 1992 г. около 80% оптовых и 90% розничных цен в России были "отпущены на свободу". По имеющимся оценкам, это привело почти к пятикратному увеличению розничных и трехкратному росту оптовых цен только за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г.
Неизбежным спутником "ценовой реформы" явился углубившийся разрыв между денежной и товарной массами, инфляция. Соответственно, возникла необходимость ее регулирования.
В настоящее время это одна из важнейших экономических проблем, находящихся в центре" внимания правительства.
Финансовая и денежно-кредитная политика
Важной сферой рыночных преобразований явились финансовая и денежно-кредитная политика.
Исследователи предложили два механизма регулирования денежной массы в обращении: монетаристский и немонетаристский.
Монетаристский — ориентированный на усиление свободы предпринимательства, цен, максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику. Сторонники концепции полагают, что конкурентная рыночная система сама по себе обеспечивает высокую степень стабильности. Вместе с тем государственное вмешательство ее подрывает, поэтому государственный сектор должен быть как можно меньше, необходимо исключить его вредное влияние на экономику. Фискальную политику считают слабой и несущественной. Единственным регулятором экономики признают денежную массу, способную ограничить инфляцию и ее негативные проявления.
Немонетаристский — ориентированный на то, что рыночная система сама по себе не является достаточно эффективной, подвержена макроэкономической нестабильности, поэтому необходима активная государственная политика, "государственные регуляторы" экономики. Сторонники концепции выступили за восстановление государственного регулирования цен на товары и услуги, внешнеэкономического и валютного контроля, имеющих важное экономическое и социальное значение.
Правительство Е. Т. Гайдара сделало ставку на монетаристский подход — свободу предпринимательства, "отпуск" цен, максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику, что привело, практически, к ее полной разбалансированности. Проводимая правительством Е. Т. Гайдара финансовая политика оказалась неэффективной. Развал реального сектора экономики привел к значительному сокращению доходной части государственного бюджета. Принятая контрмера — чрезвычайно высокий уровень налогообложения — способствовала "уходу предпринимательства в тень", что усугубило негативы преобразований.
В последующий период была сделана ставка на более взвешенную финансовую и денежно-кредитную политику, что позволило "вывести" ряд предприятий "из тени". Вместе с тем трудно сказать, что действующие в настоящее время денежные и финансовые рычаги достаточно эффективны.
Инвестиционная политика. Курс на формирование рынка ценных бумаг
Разрушение значительной части производственного потенциала, сохраняющиеся структурные деформации обусловили необходимость структурных преобразований экономики, активной инвестиционной политики.
В западных странах значительную роль в решении этих проблем играет рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
Как отмечалось, роль фондового рынка в формирующейся экономике чрезвычайно велика. Через продажу ценных бумаг он мобилизует финансовые ресурсы для инвестиционной деятельности, способствует перераспределению денежных средств "в нужном направлении", тем самым выступает фактором косвенного регулирования экономики.
В условиях преобразований российской экономики стала очевидной необходимость разработки национальной модели фондового рынка, в наибольшей мере учитывающей страновую специфику, способствующей экономическому росту.
В настоящее время фондовый рынок занимает все более твердые позиции в российской экономике.
Развитие конкурентной среды предпринимательства
Трансформация экономической системы на рыночные механизмы обусловила ряд законодательных актов, направленных на развитие предпринимательства и др.
Вместе с тем актуализировалась проблема "преодоления" монополизма, развития конкурентной среды предпринимательства, формирования законодательной базы антимонопольной направленности. В 1991 г. впервые принимается Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", определивший политику предпринимательства в последующий период.
На первых порах экономических преобразований в России антимонопольная политика закладывается как пассивная защита возникающей конкуренции, которая "подстраивалась", по существу, под приоритетность экономической политики, не имела достаточно определенных собственных критериев.
Отсутствие четких ориентиров в содержании антимонопольной политики в ряде случаев способствовало прямо противоположным результатам: с одной стороны, разукрупнению предприятий и увеличению числа рыночных агентов, с другой — усилению концентрации капитала за счет приобретения одними и теми же хозяйствующими субъектами акций, лаев, долей в уставном капитале ликвидируемых предприятий.
Последующий процесс трансформации антимонопольного законодательства осуществляется в следующих направлениях:
антимонопольная политика распространяется и на определенные отрасли и структуры;
ориентируется не только на товарные, но инвестиционные потоки,
происходит формирование критериев рыночной власти, в частности, в 1995 г. вносятся уточнения в количественные параметры. Выделяются три группы предприятий: 1) с долей рынка до 35 % — исключаются из списка потенциальных нарушителей; 2) с долей рынка, превышающей 65 %, признаются доминирующими, подверженными искушению злоупотребления монопольным положением; 3) с рыночной долей от 35 до 65 % — занимают промежуточное положение, антимонопольные органы должны доказать наличие у них злоупотреблений и монополистических намерений;
ориентация на обособление антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами, инструментами, методологией и пр.
разработка правил добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, определение критериев цивилизованной конкуренции.
Вместе с тем сохраняется несогласованность экономической и конкурентной политик, обусловливающая их пересекаемость и конфликтность.
После августа 1998 г. происходит дальнейшее изменение ориентиров и методов экономической политики:
разграничение экономической и конкурентной политик, углубление представлений о предмете антимонопольной политики.
"ориентация" процесса демонополизации не только на региональные, но и межрегиональные товарные рынки.
распространение конкурентного законодательства на новые сферы регулирования — в 1999 г. принимается закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в 2001 -2002 гг. — большое число подзаконных актов о регулировании конкретных финансовых рынков (банковской деятельности, страхования, пенсионной сферы, лизинговых услуг и пр.);
расширение представлений о концентрации и монополии, формирование понятия необоснованной экономической концентрации;
усиление антимонопольного контроля за слияниями и поглощениями, связанными с приобретением акций российских компаний зарубежными ТНК с целью недопущения вытеснения с внутреннего рынка российских конкурентов, «отмывания» криминальных денег.
В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке, при этом оценка результатов деятельности объекта осуществляется не только по показателю, например, роста цен, но по совокупности факторов, с учетом возможного злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением.
Однако все еще сохраняется нечеткость и несогласованность антимонопольного регулирования, конкурентной и экономической политики.
Противоречивы и сами меры по антимонопольному регулированию, которые не всегда реально направлены на защиту конкуренции, например, "тарифная защита отечественных товаропроизводителей" скорее способствует росту концентрации отечественного капитала, а не решению проблемы конкуренции и пр.
С 2000 г. особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурентных действий государственной власти. Это направление отражает специфику России, для других стран не характерно, поскольку многие государства выступают на стороне конкурентного механизма, изначально рассматриваются как субъекты, защищающие конкуренцию, а не противоречащие ей.
Чрезвычайно важное изменение — переход от антимонопольного регулирования к государственной конкурентной политике.
В ее русле выдвигается новая концепция демонополизации экономики на основе дифференцированного подхода к отдельным отраслям и конкретным рынкам.
Важнейшая новация - вывод, что развитие крупных производств не мешает конкурентным процессам. Прямое разукрупнение предприятий, занимающих доминирующее положение, в большинстве случаев не может дать положительного эффекта. "Высокий уровень концентрации производства и централизации управления ... не может однозначно рассматриваться в качестве препятствующего элемента для реформирования экономики", в связи с чем "недопустима огульная деконцентрация национальных отраслей".
Таким образом, экономическая концентрация не всегда является необоснованной и наносит ущерб общественному благосостоянию. Важно "поддерживать процессы обоснованной концентрации, обеспечивающей устойчивость российских предприятий и конкурентоспособность их продукции на отечественном мировом рынках".
С 2004 г. начинается новый этап антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России.
Вместе с тем проводимая политика по-прежнему носит пассивный характер — фиксирует реакцию антимонопольной службы на возникающие проблемы. Полноценной конкурентной политики нет. Не разработан механизм конкуренции, ориентированный на ее "оптимальный" уровень,, определяющий, при каком минимальном уровне она уже эффективна и каком максимальном уровне еще не становится разрушительной для самого рынка и может допускаться антимонопольным законодательством?
Дальнейшее развитие взаимоотношений между органами, реализующими конкурентную и экономическую политику позитивно на путях сближения российского конкурентного права и конкурентного законодательства ЕС, где эти механизмы достаточно отработаны.
Сегодняшние ориентиры:
использование гибкого подхода в политике антимонопольного регулирования;
интегрирование в нормативных документах задач и интересов экономической и конкурентной политики;
переход от пассивного антимонопольного регулирования к активной политике поддержания конкуренции.
Необходим контроль за действиями экономических субъектов, предусматривающий недопустимость ограничения конкуренции в интересах тех или иных участников рынка, руководствующихся собственными (ведомственными или узкоотраслевыми) интересами.
Снижение степени конкурентного соперничества допустимо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения устойчивости экономического роста.
- Океанова з.К. Экономическая теория
- Содержание
- Раздел I. Введение в курс. Общие основы Экономической теории
- Раздел II. Микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Раздел III. Макроэкономика. Система взаимосвязей и механизмы регулирования в макроэкономике
- Раздел IV. Развитие глобальной экономики
- Введение в проблему
- 1.2. Производство и потребности Сущность и классификация потребностей
- Закон возвышения потребностей
- 1.3. Предмет и метод экономической теории Формирование научного подхода
- Система экономических отношений. Предмет экономической теории
- Функции экономической теории
- Методология экономической теории
- 1.4. Основные направления экономической мысли
- Меркантилизм
- Классическая политическая экономия
- Неоклассическое направление
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- 2.1. Собственность: понятие, проблемы эффективного использования Понятие собственности
- Объекты собственности
- Субъекты права собственности
- Содержание права собственности
- 2.2. Классификация собственности
- Формы собственности
- 2.3. От монополизма к многообразию форм собственности Эволюция собственности на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел II микроэкономика. Основы рыночной экономики
- Глава 3. Возникновение и сущность рыночной экономики
- 3.1. Путь к рыночной экономике
- 3.1.1. Диалектика натурального и товарного производства
- Сущность и функции денег
- 3.2. Рыночная система: сущность, характерные черты
- Роль рынка в экономике
- Рыночная сделка
- Зоны рыночного пространства
- Система рынков
- Правовое регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Рынок совершенной конкуренции. Механизм взаимосвязей на товарном рынке
- 4.2. Взаимодействие цены, спроса и предложения. Теория потребительского поведения
- Взаимосвязь предложения и цены
- Взаимосвязь спроса и цены
- Ценовая эластичность спроса
- Ценовая эластичность предложения
- Теория потребительского поведения
- 4.3. Ограниченность механизма и пределы рынка совершенной конкуренции
- Ограниченность и пределы рынка совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Монополия. Рынки олигополии и монополистической конкуренции
- 5.1. Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы
- Рыночная власть
- Легальная монополия
- 5.2. Механизм господства и предел экономической эффективности монополий Механизм монопольных цен
- 5.3. Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции
- Контрольные вопросы
- Р а з д е л III
- 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
- Функции
- Личность предпринимателя
- Коммерческий расчет и его принципы
- 6.2. Факторы и издержки производства, их современная структура Факторы производства
- Издержки производства
- Труд как фактор производства
- Капитал как фактор производства
- Организационный фактор
- Экологический фактор
- 6.3. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- 6.3.1. Простое воспроизводство индивидуального капитала
- Простое воспроизводство
- Кругооборот капитала, его стадии, функциональные формы
- Основной и оборотный капиталы
- Амортизация основного капитала
- 6.3.2. Расширенное воспроизводство индивидуального капитала
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.1. Факторы производства и "факторные" доходы: введение в проблему
- 7.2. Конкурентные рынки труда, капитала, земли и "факторные" доходы
- 7.2.1. Рынок труда и заработная плата Рынок труда — содержание понятия
- Формы заработной платы
- Тарифная система
- 7.2.2. Рынок капитала и прибыль
- Прибыль в традиционной экономике
- Норма прибыли
- Процент, норма процента
- Временное предпочтение
- 7.2.3. Рынок земли и рента
- Рентные отношения
- Абсолютная рента
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел III
- 8.1. Сущность, основные черты макроэкономики
- 8.2. Система показателей макроэкономики
- Дефлятор внп
- Международные сопоставления ввп
- 8.3. Национальные счета
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическое регулирование национальной экономики
- 9.1. Частичное и общее равновесие рыночной системы Введение в проблему
- 1. Изменения в потребительских расходах:
- 2. Изменения в инвестиционных расходах:
- 5. Поведенческие факторы:
- Ограниченность и пределы рыночного саморегулирования
- 9.2. Государственное регулирование национальной экономики
- 9.2.1. Направления и механизмы государственного регулирования
- Методы регулирования
- 9.2.2. Кейнсианская модель Обусловленность формирования
- Ориентация на "эффективный спрос"
- Парадокс бережливости
- 9.2.3. Модель командно-административного управления экономикой
- 9.3. Современные модели макроэкономического регулирования Обусловленность синтеза рыночного и государственного механизмов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика. Структурные кризисы
- 10.1. Структура макроэкономики, ее воспроизводственная динамика
- I. Производство средств производства
- Военно-промышленный комплекс
- 10.2. Структурные кризисы
- Диспропорции современного развития
- Глава 11. Нестабильность макроэкономического развития
- 11.1. Циклы экономической конъюнктуры: причины, характерные черты
- Фазы цикла
- Депрессия
- Оживление
- Концепция "длинных волн"
- 11.2. Антикризисное регулирование Западный опыт
- Антикризисная политика в России
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Экономический рост
- 12.1. Понятие и факторы экономического роста Понятие экономического роста
- Показатели
- Факторы экономического роста
- 12.2. Типы экономического роста Экстенсивный экономический рост
- Ограниченность и пределы
- 12.3. Модели экономического роста, современные проблемы и тенденции
- 12.4. Инвестиционный процесс в современной России
- Финансовые, реальные инвестиции
- Иностранные инвестиции
- Сегодняшние проблемы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 13. Занятость и безработица
- 13.1. Сущность и показатели безработицы Причины, сущность, безработицы. Критерии занятости
- 13.2. Основные формы безработицы
- Скрытая безработица
- Застойная безработица
- Закон Оукена
- 13.3. Политика занятости Политика занятости на Западе
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Кредитно-денежная система и политика кредитно-денежного регулирования
- 14.1. Денежное обращение и проблема равновесия на денежном рынке
- 14.2. Современные
- Валютное регулирование
- Уровень инфляции
- Инфляция и занятость
- Кривая Филлипса
- Антиинфляционное регулирование
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 15. Финансовая система и финансовое регулирование
- 15.1. Финансовая система и фискальная политика
- Финансовая политика
- Кривая Лаффера
- 15.2. Государственный бюджет и его сбалансированность
- Доходы государственного бюджета
- Расходы государственного бюджета
- Проблема государственного долга
- Стабилизационный фонд
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 16. Рынок ценных бумаг, экономическая роль, механизмы
- 16.1. Рынок ценных бумаг, обусловленность формирования, роль в экономике
- 16.2. Сущность и виды ценных бумаг
- Акции, курс акций
- Облигации
- Векселя
- Приватизационные чеки
- 16.3. Механизмы рынка ценных бумаг
- Фондовые индексы
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Глава 17. Социальная политика
- 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
- Кривая Лоренца
- Коэффициент Джини
- 17.2. Социальная справедливость и система социальных амортизаторов
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел IV развитие глобальной экономики
- Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции,
- От «замкнутости» к «открытости» экономик
- К "глобализации" экономики
- 18.2. Интернациональные экономические отношения
- Экспорт, импорт, платежный баланс
- Протекционизм
- Фритредерство
- Международная миграция капитала
- Предпринимательский капитал
- Миграция ссудного капитала
- Новые формы заимствования
- 18.3. Противоречия и проблемы мировой экономики
- Продовольственная проблема
- Глобальная экологическая проблема
- Проблема экономической отсталости
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Раздел V проблемы переходной экономики
- Глава 19. Основные направления экономической реформы в России
- 19.1. Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России Предпосылки реформирования
- Программа рыночных преобразований
- 19.2. Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы Дискутируемые варианты
- Приватизация
- Реформа цен
- Социальные проблемы
- Либерализация внешней торговли
- Основные термины и понятия
- Контрольные вопросы
- Литература