logo search
1___2007

Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.

ПРОБЛЕМЫ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ

ББК 65.050я73

УДК 338.12(075.8)

Кучеренко В.Р., Карпов В.А., Соломенцев И.А. Проблемы конъюнктурных исследований на рынках товаров и услуг. /Научное издание.

В монографии рассмотрены теоретические и практические вопросы конъюнктурных наблюдений, изложены основные принципы исследования современного рынка, методики анализа и прогноза конъюнктуры товарных и финансовых рынков с учетом особенностей экономики Украины. Обозначены конкретные направления совершенствования конъюнктурной работы в условиях развивающегося предпринимательства. Работа предназначена для специалистов в области маркетинга, предпринимателей, студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Печатается по решению секции Экономики, управления и права в инженерной деятельности Одесского отделения Инженерной академии Украины

Авторы:

Кучеренко Виктор Романович, академик Инженерной академии Украины, доктор экономических наук, профессор, зав кафедрой экономики и управления национальным хозяйством Одесского государственного экономического университета;

Карпов Владимир Анатолиевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления национальным хозяйством Одесского государственного экономического университета;

Соломенцев Игорь, сотрудник кафедры экономики и управления национальным хозяйством Одесского государственного экономического университета

Рецензенты:

Брюховецкая Н.Ю., д.э.н., профессор (Донецкий университет экономики и права), Лисецкая Т.А., к.э.н., доцент (Одесский филиал Европейского университета), Труш В.Е., к.э.н., профессор, Рогальский Ф.Б., к.э.н., профессор (Херсонский государственный технический университет)

А н о т а ц і я:

В роботі розглядаються теоретичні та практичні питання кон'юнктурних спостережень, методика аналізу і прогнозування стану окремих ринків з урахуванням особливостей переходу України до ринкових відносин. Зазначені конкретні напрямки вдосконалення кон’юнктурної роботи в умовах становлення підприємництва.

Призначений для спеціалістів у галузі маркетингу, студентів, аспірантів, викладачів економічних навчальних закладів, а також усім, кому не байдужі проблеми сучасного бізнесу.

В в е д е н и е

Хозяйственная деятельность любого производителя обречена на провал, если он не обладает необходимыми сведениями о перспективах товародвижения, емкости рынка, активности на нем конкурентов, состояния спроса и предложения, изменениях в потребностях покупателей и т.п. Информация о состоянии национальной экономики и движении рыночных механизмов - конкуренции, ценообразовании, спроса и предложения, налогах, деньгах, валюте и других во многом изменяет порядок функционирования хозяйственных систем. Такие сведения позволяют прогнозировать динамику спроса и предложения, устанавливать связь между возникающими потребностями и потребительскими свойствами товаров, повысить качество и эффективность управленческих действий. Поэтому важно иметь мобильную систему изучения рынка, позволяющую оперативно и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства, которые обуславливают степень напряжения экономической жизни и, в конечном итоге, успех хозяйственной деятельности.

Особенность современного этапа общественного развития состоит в том, что каждый производитель должен строить свою хозяйственную политику, основываясь не на своих производственных возможностях, а на потребностях потенциальных покупателей.

Потребность, как социальное явление, означает способность к потреблению и носит объективный характер. Платежеспособная потребность представляет собой спрос. Другими словами, спрос - это денежная форма потребности, а предложение - сумма рыночных цен на товары. Потребность - это внутреннее состояние потребляющего субъекта. Потребность - категория не статическая, а динамическая, отличающаяся относительной стабильностью, а поэтому прогнозируемая с достаточной точностью. Внешним проявлением состояния потребляющего субъекта выступает спрос. Он выражается в потребности приобрести товар в определенном количестве, иметь фиксированный объем конкретных благ, удовлетворяющих какую-то потребность. Спрос представляет собой не всю потребность, а только ту, которая обеспечена денежными средствами. Только в том случае, если на рынке появляются товары, соответствующие спросу, происходит обмен и потребление. Спрос подвержен сильным колебаниям, поэтому постоянный его контроль и исследование - необходимое условие коммерческого успеха.

Таким образом, рынок должен быть объектом регулярного наблюдения. Сами по себе рыночные исследования значения не имеют, если они не связаны с принятием управленческих решений. Поэтому результатом наблюдений рынка выступает информация, которая отвечает на вопросы, интересующие субъектов рынка. Рынок, как известно, - это сфера обмена. Обычно рынки делят на товарные и финансовые, внутренние и мировые. Совокупность рынков страны образует национальный рынок, а мира - мировой. Исходя из складывающегося соотношения между спросом и предложением, превышение первого над вторым образует рынок продавца, а второго над первым - рынок покупателя.

Если сформировался рынок продавца, то можно полагать, что немедленную реализацию может найти любой товар. На таком рынке главное значение приобретает количество, а не качество товара. Вопрос о сервисе реализуемых товаров не ставится, а конкуренция отсутствует. На рынке покупателя появляется реальная возможность выбора товара. Решающее значение приобретают потребительские свойства реализуемого товара и его сервисное обслуживание.

Для предпринимателя важно выбрать именно тот рынок, который позволяет ему наиболее полно реализовать свои потребности. Рынок должен быть достаточно емким, чтобы окупить расходы по его освоению. Именно на выявление подходящих рынков, учет складывающихся на них обстоятельств и направлены их исследования. Совокупность складывающихся на рынке обстоятельств принято называть конъюнктурой. При анализе рынка важно правильно выделить и определить факторы, формирующие благоприятные или неблагоприятные для субъектов рынка их стечение.

Конъюнктура - важная отрасль экономической науки, ее динамическое направление. Она рассматривает хозяйственные процессы в постоянном изменении и развитии. Конъюнктурные исследования составляют неотъемлемый элемент хозяйственной программы. Без них невозможно добиться успеха. Конъюнктура указывает на совокупность факторов и условий, влияющих на развитие рыночного процесса.

В рыночных исследованиях обычно выделяют общехозяйственную или экономическую конъюнктуру и конъюнктуру отдельных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего рыночного процесса национального хозяйства на тот или иной период. Конъюнктура товарных рынков изучает изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных видов товара. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, спрос и предложение зависит от складывающихся на нем условий, то есть конъюнктуры.

Впервые термин “конъюнктура” применил Ф.Лассаль, отождествляя ее с представлениями о связаной совокупности всех существующих обстоятельств, окружающих человека меркантильного мира. Выясняя содержание конъюнктуры, необходимо иметь в виду, что рынок с его рычагами воздействия на производство выступает в качестве связующего звена между отдельными хозяйствующими единицами. Только рынок определяет степень успеха или неуспеха коммерческой деятельности. Нетрудно заметить, что бывают периоды, когда “стечение обстоятельств” благоприятствует хозяйственной деятельности, расширению производства, получению прибыли. Такие благоприятные периоды характерны не только для отдельных производств, но и национального хозяйства в целом. Бывают и такие периоды, когда хозяйственная деятельность попадает в полосу неблагоприятного развития, доходы понижаются, реализация товаров затрудняется. Хозяйственная жизнь подвержена периодическим колебаниям, подъемам и спадам, называемыми экономическими циклами.

Циклические колебания в экономике составляют объективный процесс. Они возникают под влиянием разнообразных факторов и связей. В экономике выделяют регулярные и нерегулярные колебания. Нерегулярные колебания возникают случайно, часто по не установленным причинам или циклам, имеющим сложную структуру. Регулярные колебания в экономике подразделяются на сезонные и циклические. Сезонные колебания обусловлены природно-климатическими факторами и по своему содержанию являются также циклическими, производными от солнечных и лунных циклов. Циклические колебания в экономике сочетают следующие друг за другом фазы подъемов и спадов. Они подразделяются на малые и большие циклы. Малые циклы охватывают период в 7-11 лет. Их материальной основой выступает средний срок службы оборудования. Большие циклы или долговременные периодические колебания охватывают более длительный период - 50-60 лет. Большие циклы связаны с глобальными изменениями в обществе (изменение техники, войны, революции, перестройки и т.п.). Периодические кризисы малого цикла как бы нанизываются на соответствующие фазы большого цикла. Несмотря на общие для всех циклов фазы, отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Циклические закономерности развития экономики являются первопричиной всех конъюнктурных изменений.

Экономическое содержание конъюнктуры характеризуется той совокупностью обстоятельств, которая указывает на вероятность подъема или упадка хозяйственной активности в отдельных производствах или в экономике в целом. И задача конъюнктурных наблюдений состоит в том, чтобы как можно точнее указать эти обстоятельства и в какой период времени будет их благоприятное или неблагоприятное стечение.

Исследование конъюнктуры рынка охватывает широкий круг самых разнообразных вопросов производственного, коммерческого, технического и экономического характера, что позволяет выявить основные направления хозяйственного развития каждого субъекта рыночных отношений и ситуацию, которая сложилась в определенный момент времени в результате взаимодействия разнообразных конъюнктурообразующих факторов. Задача исследования конъюнктуры сводится к постановке и решению проблемы прогноза ее изменения. Состояние конъюнктуры рынка характеризует производство и реализацию товара за определенный период времени или положение на рынке в данный момент. Конъюнктурные исследования позволяют установить возможность и целесообразность выхода с конкретным товаром на конкретный рынок в соответствии со сложившейся ситуацией. Конъюнктурная ситуация на рынке определяется экономическими характеристиками исследуемого объекта и субъекта рыночных отношений и зависит от складывающейся обстановки на рынке. Конъюнктурная обстановка может меняться вслед за изменением экономических характеристик производства и реализации товара, благодаря технологическим изменениям или вследствие конкуренции. Конкуренция в данном случае - основополагающее понятие конъюнктурных исследований и означает тип установления цен и объемов предложения или спроса, на основе борьбы между производителями и потребителями. Таким образом, конъюнктура рынка - это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую характеризует соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы и другие экономические показатели. Результаты конъюнктурных наблюдений рынка предназначены для обеспечения успешной предпринимательской деятельности и основываются на сборе информации, систематизации и ее регистрации, анализе всех сведений, связанных с рынком конкретного товара. Оно направлено на определение настоящих и будущих потребителей и их покупательской способности. По результатам проведения конъюнктурных исследований составляются конъюнктурные прогнозы. Конъюнктурные прогнозы вооружают необходимыми знаниями поведения на рынке, умением рационально маневрировать имеющимися ресурсами, способностью покупать и продавать товар по выгодным ценам, расширять или сокращать производство товара в соответствии с ожидаемым состоянием рынка.

В ряде источников конъюнктурные исследования рассматриваются как часть маркетинговых исследований. Действительно, при проведении маркетинговых исследований конкретных видов товарных рынков используются методы и приемы конъюнктурного анализа. Однако, конъюнктурные исследования не ограничивается товарными рынками. На финансовых рынках методы изучения динамики конъюнктуры полностью замещают маркетинговые исследования (для этих рынков существует собственная терминология поиска успеха на рынке). Конъюнктурные наблюдения проводятся и на макроэкономическом уровне (цикличность мировой и региональных экономик, колебания отраслевой конъюнктуры и т.п.). Таким образом, можно утверждать, что, конъюнктурные исследования в широком смысле формируют самостоятельный раздел экономической теории.

Настоящая книга раскрывает наиболее важные вопросы исследования конъюнктуры разнообразных рынков. Авторы надеются, что она станет полезным пособием для предпринимателей, студентов, аспирантов и преподавателей экономических учебных заведений, а также для всех интересующихся бизнесом.