logo
1___2007

5.4. Конъюнктурная политика государства

Конъюнктурная политика государства в экономике зародилась в 30-х годах столетия и стала первым целостным механизмом государственного вмешательства в экономику. Её становлению способствовали следующие основные предпосылки:

Кейнс достаточно убедительно доказал отсутствие автоматизма регулирования рыночных регуляторов /цены равновесия/ на изменение экономической ситуации. Главным выводом из его теории, нашедшим, широкое применение в практике государственного регулирования явился тезис необходимости воздействия государства на уровень совокупного спроса для поддерживания его на уровне, обеспечивающим бескризисное развитие экономики.

Основанная на кейсианской доктрине конъюнктурная экономическая политика призвана решать следующие задачи:

Главный акцент в осуществлении конъюнктурной политики направлен на проблему занятости, т.к. естественно, что уровень безработицы оказывает самое сильное влияние на формирование объема совокупного спроса, а следовательно, на динамику предложения. Исходя из целей конъюнктурной политики, её часто называют антициклическим регулированием. Основными методами, используемыми при ее осуществлении являются бюджетные, финансово-кредитные и налоговые.

Сама идея антициклического регулирования, основанная на нагнетании спроса, подразумевает стимулирование инфляции. В связи с этим механизм осуществления конъюнктурной политики необходимо дополнять мерами антиинфляционного регулирования.

Конъюнктурная политика относится к механизмам краткосрочного регулирования. То есть ее действие можно охарактеризовать как реакцию на неблагоприятные тенденции в национальной экономике. Следовательно, прежде всего, чем использовать арсенал методов данной экономической политики необходимо иметь достоверную информацию о состоянии и тенденциях движения конъюнктуры.

К показателям, характеризующим, состояние хозяйственной конъюнктуры относятся:

В качестве оценки используется также и экспертные методы.

Интегральные показатели определяются как функции от нескольких независимых переменных:

у = f (xi) (5.10.)

где у – показатель, характеризующий состояние хозяйственной конъюнктуры;

хі – факторы, вызывающие изменение хозяйственной конъюнктуры.

Наиболее часто данная функция представляется в виде уравнения регрессии. Среди используемых факторных признаков, наиболее распространенными являются макроэкономические показатели: уровень занятости, уровень инфляции, прирост физического объема валового национального продукта и т.п.

Достоинством этих показателей является возможность анализа конкретных факторов влияющих на конъюнктуру, возможность сравнения результатов по уравнениям регрессии с различным набором факторов.

К недостаткам относят условный характер получаемого показателя и практическую невозможность установления их нормативных значений.

Эти недостатки устраняются при использовании показателей, получаемых формализованными методами. К таким показателям относится коэффициент хозяйственной конъюнктуры:

К х.к. = 3 , (5.11.)

0 м

где К х.к. – коэффициент хозяйственной конъюнктуры;

3 – объем запасов товаров;

0м – месячный объем продаж.

Простота расчета и наглядность этого показателя определяет широкое его использование в практике государственного регулирования. Кроме того, он имеет нормативные значения, позволяющие судить о ситуации в национальной экономике.

Таблица 5.1.