5.4. Конъюнктурная политика государства
Конъюнктурная политика государства в экономике зародилась в 30-х годах столетия и стала первым целостным механизмом государственного вмешательства в экономику. Её становлению способствовали следующие основные предпосылки:
“Великая Депрессия”, показавшая несовершенство рыночных рычагов макроэкономического регулирования;
экономическое открытие Дж. Кейнса, показавшее возможность преодоления или смягчения циклического характера капиталистической экономики.
Кейнс достаточно убедительно доказал отсутствие автоматизма регулирования рыночных регуляторов /цены равновесия/ на изменение экономической ситуации. Главным выводом из его теории, нашедшим, широкое применение в практике государственного регулирования явился тезис необходимости воздействия государства на уровень совокупного спроса для поддерживания его на уровне, обеспечивающим бескризисное развитие экономики.
Основанная на кейсианской доктрине конъюнктурная экономическая политика призвана решать следующие задачи:
прогнозирование ухудшения состояния хозяйственной конъюнктуры;
стимулирование совокупного спроса в период снижения хозяйственной активности;
недопущения падения совокупного спроса во избежание кризисов перепроизводства.
Главный акцент в осуществлении конъюнктурной политики направлен на проблему занятости, т.к. естественно, что уровень безработицы оказывает самое сильное влияние на формирование объема совокупного спроса, а следовательно, на динамику предложения. Исходя из целей конъюнктурной политики, её часто называют антициклическим регулированием. Основными методами, используемыми при ее осуществлении являются бюджетные, финансово-кредитные и налоговые.
Сама идея антициклического регулирования, основанная на нагнетании спроса, подразумевает стимулирование инфляции. В связи с этим механизм осуществления конъюнктурной политики необходимо дополнять мерами антиинфляционного регулирования.
Конъюнктурная политика относится к механизмам краткосрочного регулирования. То есть ее действие можно охарактеризовать как реакцию на неблагоприятные тенденции в национальной экономике. Следовательно, прежде всего, чем использовать арсенал методов данной экономической политики необходимо иметь достоверную информацию о состоянии и тенденциях движения конъюнктуры.
К показателям, характеризующим, состояние хозяйственной конъюнктуры относятся:
интегральные, полученные на основе эконометрических методов;
показатели, рассчитанные формализованными методами;
показатели состояния товарного и фондового рынков.
В качестве оценки используется также и экспертные методы.
Интегральные показатели определяются как функции от нескольких независимых переменных:
у = f (xi) (5.10.)
где у – показатель, характеризующий состояние хозяйственной конъюнктуры;
хі – факторы, вызывающие изменение хозяйственной конъюнктуры.
Наиболее часто данная функция представляется в виде уравнения регрессии. Среди используемых факторных признаков, наиболее распространенными являются макроэкономические показатели: уровень занятости, уровень инфляции, прирост физического объема валового национального продукта и т.п.
Достоинством этих показателей является возможность анализа конкретных факторов влияющих на конъюнктуру, возможность сравнения результатов по уравнениям регрессии с различным набором факторов.
К недостаткам относят условный характер получаемого показателя и практическую невозможность установления их нормативных значений.
Эти недостатки устраняются при использовании показателей, получаемых формализованными методами. К таким показателям относится коэффициент хозяйственной конъюнктуры:
К х.к. = 3 , (5.11.)
0 м
где К х.к. – коэффициент хозяйственной конъюнктуры;
3 – объем запасов товаров;
0м – месячный объем продаж.
Простота расчета и наглядность этого показателя определяет широкое его использование в практике государственного регулирования. Кроме того, он имеет нормативные значения, позволяющие судить о ситуации в национальной экономике.
Таблица 5.1.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции