4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
Качество анализа и прогноза рыночной конъюнктуры зависит от полноты и достоверности информации. Вне зависимости от целей и задач анализа конъюнктуры информационная база должна отвечать следующим требованиям:
иметь организованную структуру базы данных;
обновляться с требуемой периодичностью;
иметь репрезентативную (представительную) степень охвата рынка.
В настоящее время организация конъюнктурных наблюдений невозможна без использования ЭВМ и специализированных АРМов. Существуют достаточно эффективные программные разработки, позволяющие оперативно использовать накопленную информацию в целях конъюнктурного анализа.
Структура информационной базы зависит от степени организованности рынка.
Организованные рынки сами предоставляют определенный набор показателей, поэтому необходимость в организации собственной информационной базы возникает лишь для выяснения детального характера динамики процесса.
При исследовании неорганизованного рынка каждый из контрагентов организует собственную информационную базу данных. Структура информационной базы, в этом случае, будет зависеть от конкретного изучаемого рынка и доступности информации о его функционировании.
Периодичность регистрации информации тесно увязана с коэффициентом ликвидности и оборачиваемости запасов изучаемого товара, поскольку первый указывает на количественные стороны конъюнктуры, а второй на временные условия ее динамики.
При изучении конъюнктуры неорганизованных рынков очень важным является степень охвата рынка. Для изучения, как правило, берется 20% общепризнанных мощных, средних и слабых контрагентов рынка, суммарная доля охвата которых согласно эффекта Порето составляет 80% (80/20).
5.Система конъюнктурных показателей
5.1.Основные требования к использованию экономических показателей в конъюнктурном анализе
Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью комплекса экономических показателей, позволяющих, во-первых, дать количественную характеристику тем качественным изменениям, которые происходят в процессе воспроизводства и характеризуют сложившуюся ситуацию на рынке, во-вторых, определить значимость, направления и тенденции развития конъюнктуры, т.е. составить прогноз. Значение этих показателей для характеристики состояния и перспектив развития конъюнктуры далеко не равнозначно.
При использовании отдельных показателей необходимо иметь в виду, что часть их дает прямую количественную оценку сложившейся на рынке ситуации и непосредственно отражает те или иные происходящие конъюнктурные изменения, а состояние и движение другой может быть использовано в качестве косвенного свидетельства происходящих на рынке процессов или складывающихся тенденций, т.е. является лишь косвенными индикаторами. К числу последних относятся данные и сведения о конкурентной борьбе на исследуемом рынке и ее тенденциях, международном разделении труда, развитии специализации и научно-техническом сотрудничестве, уровне монополизации и т.д.
В ряде случаев ввиду ограниченности или отсутствия прямых данных косвенные показатели приобретают особо большое значение. Так, вследствие недостаточности информации о динамике цен на оборудование о них иногда приходится судить по показателям, характеризующим возможные изменения отдельных элементов издержек производства (в первую очередь, цен на черные металлы, другие материалы, ставок заработной платы и т. д.).
В систему конъюнктурных показателей необходимо отбирать данные, наиболее правильно и оперативно отражающие основные изменения, направления и темпы развития процесса воспроизводства и в наименьшей степени подверженные воздействию случайностей. Например, при изучении общехозяйственной конъюнктуры важным критерием происходящих изменений могут служить данные о промышленном производстве - как в целом, так и по отдельным отраслям. Естественно, при выборе отраслей должны учитываться их значение и удельный вес в общем промышленном производстве.
В качестве общего замечания следует отметить, что встречающиеся в различных источниках информации экономические показатели чаще всего относятся к категории высоко агрегированных и обычно свидетельствуют об общих тенденциях (в области спроса, производства, экспорта, импорта и цен), характерных для данной товарной группы в целом (например: металлорежущие станки, двигатели внутреннего сгорания, тракторы и т.п.).
Для характеристики состояния общехозяйственной конъюнктуры отдельных стран или конъюнктуры конкретных товарных рынков наряду с общими данными об изменениях в производстве и потреблении необходимо располагать дополнительными, менее агрегированными частными показателями, относящимися непосредственно к анализируемому виду продукции, с помощью которых можно выявить отклонения и особенности развития этих отдельных процессов. Не исключено, что эти показатели будут свидетельствовать об иных, часто противоположных тенденциях по сравнению с тенденциями, характерными для целой товарной группы.
При этом система конъюнктурных показателей должна включать такие показатели, которые характеризуют как процесс воспроизводства в целом, так и особенности отдельных фаз цикла.
5.2. Классификация показателей рыночной конъюнктуры
Большинство основных экономических показателей сферы (процесса) воспроизводства и исследования конъюнктуры можно свести в следующие группы, характеризующие те или иные стороны (особенности) состояния и проявления рыночной конъюнктуры:
Устойчивость, цикличность и динамика развития рынка. а) средние показатели конъюнктуры; б) показатели вариации конъюнктуры; в) показатели формы конъюнктурной волны; г) показатели динамики конъюнктуры (темпы роста, векторы и параметры тренда, функции тренда); д) параметры моделей сезонности и цикличности развития.
Рыночное предложение. а) объем, структура и динамика предложения; б) функциональные возможности предложения; в) эластичность предложения.
Рыночный спрос. а) объем, структура и динамика спроса; б) показатели сегментации и дифференциации спроса; в) функциональные возможности спроса (емкость рынка); г) эластичность спроса.
Пропорциональность рынка. а) показатели соотношения спроса и предложения (объемы и цена равновесия); б) структуры рынка (показатели производства основных производи- телей, структура потребления, структура товарооборота и т.п.); в) раздел рынка между основными производителями, торговыми посредниками и торговлей; г) территориальная структура рынка; д) соотношение с другими рынками; е) показатели масштаба рынка, уровень монополизации и конку- рентности.
Деловая активность и коммерческий риск. а) объем, число, частота и динамика сделок; б) индексы деловой активности, макроэкономические показатели и индексы экономического барометра; в) показатели производственных (торговых) возможностей предло жения; г) показатели сбытовых возможностей предложения (портфель за- казов, его состав, заполненность и динамика); д) уровень коммерческого риска (инвестиционный риск, риск приня- тия решений, риск конъюнктурных колебаний, непредвиденный риск).
Предлагаемая система, конечно, охватывает самые основные, наиболее применяемые показатели, которые могут быть использованы при анализе важнейших изменений произошедших за исследуемый период, и необходима при определении перспектив развития и моментов перелома конъюнктуры, т.е. для составления прогноза ее изменения.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие важные из приведенных показателей отражают не статичные явления, а динамические или вариационные процессы, другие - характеризуют структуру явления, соотношения и их сдвиги. Некоторые конъюнктурные характеристики, в частности тенденции и их устойчивость, могут быть получены только в результате соответствующей обработки трендовых моделей. Один из основных объемных показателей- спрос, представляет собой не реальную, непосредственно измеряемую величину, а потенцию и в силу этого доступен лишь косвенным оценкам. Характеристика другого объемного показателя, масштаба рынка, представляет собой набор показателей: объема продажи, числа сделок, численности продавцов и покупателей и т.п. Поскольку же конъюнктура - сложный комплекс взаимосвязей и взаимовлияний, постольку следует считать оправданным важное место, которое в системе показателей отводиться показателям эластичности спроса и предложения, выражающим действие соответствующих рыночных законов.
Одной из особенностей всех конъюнктурных показателей является их изменение по мере перехода рыночного хозяйства из одной фазы цикла в другую. Таким образом, изучив изменения показателей конъюнктуры в ходе цикла, получаем возможность на их основании судить не только о происшедших сдвигах, но и делать выводы о вероятностных изменениях в дальнейшем.
Следует также отметить, что изучение конъюнктуры необходимо производить на основе анализа всего комплекса изменений, и чем больше показателей привлекается, тем правильнее и точнее можно определить сложившуюся на данный момент конъюнктурную ситуацию и перспективу дальнейших изменений и развития.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции