18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
В течение последних лет стремительно развивается рынок информационных услуг. Толчком к этому послужило бурное развитие технических средств информационного обеспечения (коммутационной связи, компьютерных технологий, программного обеспечения информационных технологий). Если в 60-х годах в качестве информационного продукта выступали, в основном, реферативные издания, информационные бюллетени, библиотечные каталоги, распространяемые по подписке, то в 70-е годы получили распространение базы данных на машинных носителях. Именно в это время получили свое развитие и укрепились на рынке коммерческие сервисные информационные службы.
В структуре информационного бизнеса принято выделять: крупные информационные службы-гиганты, сервисные коммерческие информационные фирмы и фирмы информационной инфраструктуры.
Информационные службы - генераторы формируют и структуризируют накапливаемую традиционную информацию (печатные издания, техническая документация, справочная информация на машинных носиткелях). Подобного рода информационные центры тесно связаны с научно-техническими, государственными учреждениями и учебными заведениями, кооперируясь с ними в сборе источников информации и формах ее обработки. Генерирование информации является очень трудоемким процессом. Ускорение обработки информации возможно лишь с расширением ее автоматизации. Поэтому в структуре капитала таких фирм подавляющую часть составляет стоимость технического обеспечения сбора и передачи информации (компьютеры, сети, множительная и копировальная техники и т.п.).
Сервисные информационные фирмы выполняют, в основном, функции посредника, реализующего накопленный информационный продукт непосредственному потребителю. Появление таких фирм на рынке информации данных услуг возможно лишь с возникновением развитой системы информационных коммуникаций. В этом случае накопленная в банках данных информация становится массовым видом товара.
Например, при наличии в городе 5 крупных научно-технических библиотек, ее пользователями одновременно могут быть от 500 до 1000 человек. Появление системы теледоступа в банк данных в телефонном режиме позволит увеличить число пользователей в десятки и сотни раз (ограничителем является количество телефонов и компьютеров).
В инфраструктуре информационного обслуживания заняты фирмы. Обеспечивающие коммуникационные информационные связи; фирмы, проводимые программное обеспечение информационных технологий и т.п.
Анализ современного развития информационного рынка указывает на тенденцию увеличения доли посреднических услуг сервисных информационных фирм и фирм, проводящих программное обеспечение. Постепенно происходит смещение сервисного обслуживания в сторону генерации информационных баз данных.
Информационные посредники используют следующие формы взаимоотношения с заказчиками информации:
распространение информации по подписке;
открытая продажа информационного продукта;
информационные заказы;
постоянное (сервисное) информационное обслуживание;
пользование базами данных.
Распространение информации по подписке является одним из видов информационного обслуживания, заключающегося в выборе заказчиком определенной тематики информации, которую он желает получить в течение определенного срока. Данный вид обслуживания позволяет постоянно улучшать и расширять содержательность предоставляемого заказчику материала. К недостаткам этого вида услуг следует отнести односторонность предоставляемой заказчику информации, которую он не в состоянии корректировать. В связи с этим, такой вид услуг оценивается не высоко и коммерческие результаты возможны лишь при больших объемах заказов. Эти же недостатки относятся и к открытой продаже информации, которая рассчитана на случайного ее пользователя (издание справочной литературы, библиотечных каталогов, специальных изданий и т.п.).
Если перечисленные виды информационных услуг направлены на потребителя, то индивидуальные заказы обычно исходят от потребителей информации. К этому виду услуг следует отнести подготовку технических подборок, копий документации из информационных фондов, машинных копий материалов баз данных и т.п.
Более высоким уровнем информационного обслуживания является постепенное (сервисное) обслуживание заказчиков информации. При таком уровне обслуживания сервисная фирма имеет постоянный круг клиентов, взаимоотношения с которыми может быть оформлено на договорных условиях или без таковых. Постоянные заказчики обеспечиваются всеми видами информации и информационных услуг.
Особым видом информационного обслуживания является патентная работа и продажа патентных лицензий. Продажа лицензий является узкоспециализированным и высококвалифицированным видом коммерческой деятельности.
Лицензией принято называть предоставление за определенное вознаграждение право на использование различного вида научно-технических достижений. Лицензии бывают следующих видов:
патентная лицензия, предоставляющая право на использование запатентованного изобретения или изобретения, на которое подана заявка;
бесплатная лицензия, дающая право на использование “ноу-хау”, которое или незапатентовано, или плтеряло новизну;
комплексные лицензии, предоставляемые на нововведения, на которые подана заявка, но имеется сомнение в его патентной чистоте;
исключительная лицензия, определяющая монопольное право ее владельцу на использование изобретения;
простая лицензия, выдаваемая под право использования нововведения на определенный срок.
В общем виде стоимость лицензии рассчитывается по следующей формуле:
Ц = W * T * П, (18.1)
где: Ц - цена лицензии;
W - доля лицензиатора в прибыли лицензиата;
Т - срок действия лицензии;
П - ежегодная прибыль лицензиата от использования лицензии.
Платежи по лицензиям осуществляются двумя способами:
на базе фактического экономического результата и участия в прибылях;
на базе ожидаемого экономического эффекта (поушальный платеж).
Поушальный платеж - это твердо зафиксированная в лицензионном договоре сумма вознаграждения от предполагаемого экономического эффекта. Такие платежи приняты за пользование“ноу-хау” большой сложности или с неопределенными результатами внедрения (продажа лицензии малоизвестной фирме, внедрение нововведения через определенный срок и т.п.).
По фактическому результату, как правило, производятся периодические отчисления в процентах от определенного базового показателя (стоимость продукции, суммы продаж, с единицы выпускаемой продукции, от единицы мощности и т.п.). Такие отчисления принято называть - роялти.
Расчет роялти производится по формуле:
, (18.2)
где Р - размер роялти;
П - дополнительная ожидаемая прибыль;
Ц - мировая цена базового аналога лицензируемой единицы продукции.
В международной практике получили распространение следующие размеры роялти:
3-6% - за лицензии на производственное оборудование;
1-5% - за лицензии на изделия массового спроса и продовольственные товары;
4-8% - за лицензии на специальные приборы и оборудование;
1-4% - за лицензии на полуфабрикаты и продукцию непромышленных отраслей.
Исходя из размеров роялти, цена на лицензию рассчитывается следующим образом:
Ц = Q * p * P * T, (18.3)
где: Ц - цена лицензии;
Q - объем выпускаемой продукции;
p - цена изделия;
P - размер роялти;
Т - срок действия лицензии;
Сроки действия лицензионных договоров, как правило, не превышает 10 лет.
В последнее время широкое распространение получили консультационные услуги, которые также выделились в отдельный вид научно-технической деятельности - консалтинг.
Принято выделять следующие типы консультационных услуг:
исследование и прогнозирование рынка (товаров, услуг, “ноу-хау” и т.д.);
исследование и прогнозирование цен мировых торговых рынков;
оценка экспортно-импортных операций;
разработка технико-экономических обоснований;
юридические консультации.
Большинство консультативных фирм оказывает услуги по широкому кругу проблем, где образуются специализированные группы для решения определенных задач, свзанных с конкретными функциЯми предприятия (производства, финансы, сбыт, изучение рынка и т.д.) или сектором экономики (промышленность, банковское дело, торговля, коммунальные услуги и т.д.). В таких фирмах с одной стороны осуществляют углубленные специализации путем накопления опыта, а с другой - всемерно способствуют расширению квалификационного профиля сотрудников, переводя их из одной специализированной группы в другую. Все это сказывается на повышении уровня квалификации специалистов, так как на работу в консультативные фирмы подбираются специалисты с образованием экономического или технического ( реже обоих этих) профилей.
Контроль за качеством работы консультантов осуществляется фирмой-клиентом совместно с администрацией консультационной фирмы. Предварительный и текущий контроль является более эффективной его формой за деятельностью консультанта, чем контроль по окончании работы.
В ряду факторов, обеспечивающих высокое качество консультативных услуг, выделяются: уровень подготовки консультантов и их активность, точное определение условий контракта, четкий отбор договоров в соответствии со специализацией консультативной фирмы, правильная организация взаимоотношений между консультантом и фирмой-клиентом, стандартизация методов работы консультантов.
Поддерживать высокое качество консультативных услуг позволяет своевременное выделение новых тенденций в развитии науки и техники, которое осуществляется путем анализа текущей периодики, организации внутрифирменных мероприятий, участия в семинарах и курсах повышения квалификации.
Высокое качество работы консультативных фирм в последнее время обеспечивается использованием электронно-вычислительной техники в двух основных направлениях: обработка технической информации и применение ЭВМ непосредственно в процессе консультирования.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции