logo
1___2007

18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства

В течение последних лет стремительно развивается рынок информационных услуг. Толчком к этому послужило бурное развитие технических средств информационного обеспечения (коммутационной связи, компьютерных технологий, программного обеспечения информационных технологий). Если в 60-х годах в качестве информационного продукта выступали, в основном, реферативные издания, информационные бюллетени, библиотечные каталоги, распространяемые по подписке, то в 70-е годы получили распространение базы данных на машинных носителях. Именно в это время получили свое развитие и укрепились на рынке коммерческие сервисные информационные службы.

В структуре информационного бизнеса принято выделять: крупные информационные службы-гиганты, сервисные коммерческие информационные фирмы и фирмы информационной инфраструктуры.

Информационные службы - генераторы формируют и структуризируют накапливаемую традиционную информацию (печатные издания, техническая документация, справочная информация на машинных носиткелях). Подобного рода информационные центры тесно связаны с научно-техническими, государственными учреждениями и учебными заведениями, кооперируясь с ними в сборе источников информации и формах ее обработки. Генерирование информации является очень трудоемким процессом. Ускорение обработки информации возможно лишь с расширением ее автоматизации. Поэтому в структуре капитала таких фирм подавляющую часть составляет стоимость технического обеспечения сбора и передачи информации (компьютеры, сети, множительная и копировальная техники и т.п.).

Сервисные информационные фирмы выполняют, в основном, функции посредника, реализующего накопленный информационный продукт непосредственному потребителю. Появление таких фирм на рынке информации данных услуг возможно лишь с возникновением развитой системы информационных коммуникаций. В этом случае накопленная в банках данных информация становится массовым видом товара.

Например, при наличии в городе 5 крупных научно-технических библиотек, ее пользователями одновременно могут быть от 500 до 1000 человек. Появление системы теледоступа в банк данных в телефонном режиме позволит увеличить число пользователей в десятки и сотни раз (ограничителем является количество телефонов и компьютеров).

В инфраструктуре информационного обслуживания заняты фирмы. Обеспечивающие коммуникационные информационные связи; фирмы, проводимые программное обеспечение информационных технологий и т.п.

Анализ современного развития информационного рынка указывает на тенденцию увеличения доли посреднических услуг сервисных информационных фирм и фирм, проводящих программное обеспечение. Постепенно происходит смещение сервисного обслуживания в сторону генерации информационных баз данных.

Информационные посредники используют следующие формы взаимоотношения с заказчиками информации:

распространение информации по подписке;

открытая продажа информационного продукта;

информационные заказы;

постоянное (сервисное) информационное обслуживание;

пользование базами данных.

Распространение информации по подписке является одним из видов информационного обслуживания, заключающегося в выборе заказчиком определенной тематики информации, которую он желает получить в течение определенного срока. Данный вид обслуживания позволяет постоянно улучшать и расширять содержательность предоставляемого заказчику материала. К недостаткам этого вида услуг следует отнести односторонность предоставляемой заказчику информации, которую он не в состоянии корректировать. В связи с этим, такой вид услуг оценивается не высоко и коммерческие результаты возможны лишь при больших объемах заказов. Эти же недостатки относятся и к открытой продаже информации, которая рассчитана на случайного ее пользователя (издание справочной литературы, библиотечных каталогов, специальных изданий и т.п.).

Если перечисленные виды информационных услуг направлены на потребителя, то индивидуальные заказы обычно исходят от потребителей информации. К этому виду услуг следует отнести подготовку технических подборок, копий документации из информационных фондов, машинных копий материалов баз данных и т.п.

Более высоким уровнем информационного обслуживания является постепенное (сервисное) обслуживание заказчиков информации. При таком уровне обслуживания сервисная фирма имеет постоянный круг клиентов, взаимоотношения с которыми может быть оформлено на договорных условиях или без таковых. Постоянные заказчики обеспечиваются всеми видами информации и информационных услуг.

Особым видом информационного обслуживания является патентная работа и продажа патентных лицензий. Продажа лицензий является узкоспециализированным и высококвалифицированным видом коммерческой деятельности.

Лицензией принято называть предоставление за определенное вознаграждение право на использование различного вида научно-технических достижений. Лицензии бывают следующих видов:

патентная лицензия, предоставляющая право на использование запатентованного изобретения или изобретения, на которое подана заявка;

бесплатная лицензия, дающая право на использование “ноу-хау”, которое или незапатентовано, или плтеряло новизну;

комплексные лицензии, предоставляемые на нововведения, на которые подана заявка, но имеется сомнение в его патентной чистоте;

исключительная лицензия, определяющая монопольное право ее владельцу на использование изобретения;

простая лицензия, выдаваемая под право использования нововведения на определенный срок.

В общем виде стоимость лицензии рассчитывается по следующей формуле:

Ц = W * T * П, (18.1)

где: Ц - цена лицензии;

W - доля лицензиатора в прибыли лицензиата;

Т - срок действия лицензии;

П - ежегодная прибыль лицензиата от использования лицензии.

Платежи по лицензиям осуществляются двумя способами:

на базе фактического экономического результата и участия в прибылях;

на базе ожидаемого экономического эффекта (поушальный платеж).

Поушальный платеж - это твердо зафиксированная в лицензионном договоре сумма вознаграждения от предполагаемого экономического эффекта. Такие платежи приняты за пользование“ноу-хау” большой сложности или с неопределенными результатами внедрения (продажа лицензии малоизвестной фирме, внедрение нововведения через определенный срок и т.п.).

По фактическому результату, как правило, производятся периодические отчисления в процентах от определенного базового показателя (стоимость продукции, суммы продаж, с единицы выпускаемой продукции, от единицы мощности и т.п.). Такие отчисления принято называть - роялти.

Расчет роялти производится по формуле:

, (18.2)

где Р - размер роялти;

П - дополнительная ожидаемая прибыль;

Ц - мировая цена базового аналога лицензируемой единицы продукции.

В международной практике получили распространение следующие размеры роялти:

3-6% - за лицензии на производственное оборудование;

1-5% - за лицензии на изделия массового спроса и продовольственные товары;

4-8% - за лицензии на специальные приборы и оборудование;

1-4% - за лицензии на полуфабрикаты и продукцию непромышленных отраслей.

Исходя из размеров роялти, цена на лицензию рассчитывается следующим образом:

Ц = Q * p * P * T, (18.3)

где: Ц - цена лицензии;

Q - объем выпускаемой продукции;

p - цена изделия;

P - размер роялти;

Т - срок действия лицензии;

Сроки действия лицензионных договоров, как правило, не превышает 10 лет.

В последнее время широкое распространение получили консультационные услуги, которые также выделились в отдельный вид научно-технической деятельности - консалтинг.

Принято выделять следующие типы консультационных услуг:

исследование и прогнозирование рынка (товаров, услуг, “ноу-хау” и т.д.);

исследование и прогнозирование цен мировых торговых рынков;

оценка экспортно-импортных операций;

разработка технико-экономических обоснований;

юридические консультации.

Большинство консультативных фирм оказывает услуги по широкому кругу проблем, где образуются специализированные группы для решения определенных задач, свзанных с конкретными функциЯми предприятия (производства, финансы, сбыт, изучение рынка и т.д.) или сектором экономики (промышленность, банковское дело, торговля, коммунальные услуги и т.д.). В таких фирмах с одной стороны осуществляют углубленные специализации путем накопления опыта, а с другой - всемерно способствуют расширению квалификационного профиля сотрудников, переводя их из одной специализированной группы в другую. Все это сказывается на повышении уровня квалификации специалистов, так как на работу в консультативные фирмы подбираются специалисты с образованием экономического или технического ( реже обоих этих) профилей.

Контроль за качеством работы консультантов осуществляется фирмой-клиентом совместно с администрацией консультационной фирмы. Предварительный и текущий контроль является более эффективной его формой за деятельностью консультанта, чем контроль по окончании работы.

В ряду факторов, обеспечивающих высокое качество консультативных услуг, выделяются: уровень подготовки консультантов и их активность, точное определение условий контракта, четкий отбор договоров в соответствии со специализацией консультативной фирмы, правильная организация взаимоотношений между консультантом и фирмой-клиентом, стандартизация методов работы консультантов.

Поддерживать высокое качество консультативных услуг позволяет своевременное выделение новых тенденций в развитии науки и техники, которое осуществляется путем анализа текущей периодики, организации внутрифирменных мероприятий, участия в семинарах и курсах повышения квалификации.

Высокое качество работы консультативных фирм в последнее время обеспечивается использованием электронно-вычислительной техники в двух основных направлениях: обработка технической информации и применение ЭВМ непосредственно в процессе консультирования.