18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции
Изучение конъюнктуры рынка научно-технической продукции необходимо производить в следующей последовательности:
Исследование основных черт и особенностей рынка данного вида научно-технической продукции.
Разработка методики изучения конъюнктуры.
Сбор и накопление конъюнктурной информации.
Анализ конъюнктуры.
Прогноз конъюнктуры.
Рынок научно-технической продукции относится к организованному виду рынка. Поэтому информация о потребительских характеристиках научно-технической продукции является достаточно доступной даже для новейших исследований и разработок. Однако, в силу перечисленных в первом параграфе особенностей научно-технической продукции, ее конъюнктурные характеристики (цена, динамика спроса и предложения и т.п.) практически недоступны моментным методам изучения конъюнктуры в силу эталонности большей части инноваций. Поэтому изучение конъюнктуры научно-технической продукции осуществляется, главным образом, с точки зрения оценки ее производителей.
Конъюнктурный анализ рынка может быть проведен с позиции потребителя научно-технической продукции, с позиции конкурирующей фирмы, либо специализированной информационной фирмы.
Потребителя в основном интересуют цены и эффективность внедрения НИОКР. Как показывает опыт, информацию такого рода на научно-техническую продукцию возможно получить, проанализировав договора на аналогичную продукцию и предложения от различных производителей. Однако, низкая цена и лучшие декларированные технические характеристики новой техники не являются основными рыночными показателями для потребителя инновации. Как правило, для потребителя научно-технической продукции гарантией качества является не само совершенство инновации, а скорее, рейтинг ее разработчиков. Поэтому для оценки складывающейся конъюнктуры на рынке инноваций для потребителя наиболее важными показателями конъюнктуры являются показатели, оценивающие деятельность разработчиков того или иного вида научно-технической продукции.
Анализ конъюнктуры с точки зрения конкурентов, как правило, сводится к исследованию показателей эффективности и цены самой инновации.
Особенности научно-технической продукции сводят на нет серьезные попытки прогнозирования конъюнктуры на данный вид товара. Прогнозирование возможно лишь с точки зрения оценки косвенных факторов, таких как экономические условия развития конкурентов - разработчиков, оценка некоторых тенденций развития того или иного научно-технического направления и т.п.
Литература
Ацюковский В.А. Блеск и нищета “физической экономики» Линдона Ларуша.//Экономическая газета,№3. – 2001.
Ацюковский В.А. Космос против «рынка».//Экономическая газета,№37.- 2002.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: “Финансы и статистика ”, 1995.
Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: “Финансы и статистика”, 1994.
Бутенко А.И., Кучеренко В.Р. и др. Механизм образования свободных экономических зон. - Одеса: ОЦНТІ, 1992.
Бутенко А.И., Кучеренко В.Р. и др. Механизм функционирования акционерных обществ. - Одеса: ОЦНТІ, 1991.
Бутенко А.И., Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Конъюнктура рынка. – ОДЕУ, 1998
Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Экономика,1993.
Величко Ф., Герасимова Т. Путь к успеху. – М.:ВШКА. – 2001.
Величко Ф.К. Ритмы нашей жизни и их нарушения. - М.:ДА. – 1991.
Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Советская Россия. – 1989.
Вернадський В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. –М.: Наука. – 1975.
Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. –М: «Банки и биржи», 1998
Гудвин Р.М. Динамические модели народного хозяйства. - М.: Экономика, 1990.
Гуляев В.К., Карпов В.А. Обоснование приватизации государственного имущества и создание на основе приватизируемого предприятия открытого акционерного общества. - Одеса: ОЦНТІ,1993.
Дамари Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организации. - Ярослав: «Периодика», 1993.
Дефоссе Г. Фондовая биржа и биржевые операции: Перевод с франц. - М.: Церих ПЭЛ, 1992.
Иновационный менеджмент /Под ред. Фишман Б.Е. - К. Видання концерна “Рамо” - 1991.
Карпов В.А. Конъюнктурные исследования потенциала рынка. //Инвестирование экономики Украины в условиях рынка. –Одеса: Інститут проблем ринку й економіко-екологічних досліджень НАН України, 1998
Карпов В.А. Конъюнктурный анализ регионального валютного рынка. //Ринкові важелі та стимули розвитку господарчих систем. – Одеса: ОДЕУ, 1998
Карпов В.А. Роль арендных предприятий в процессах приватизации государственной собственности. - Одеса: ОЦНТІ, 1993.
Карпов В.А. Фондовая биржа – индикатор РЦБ. Фондовое обозрение № 3-4, 1997
Карпов В.А., Кучеренко В.Р., Писной К.В. Методические рекомендации по созданию организации арендаторов. - Одеса: ОЦНТІ, 1993.
Карпов В.А., Кучеренко В.Р. Маркетинг: прогнозування кон’юнктури ринку: Навч. Посіб. – 2-ге вид.,випр. І доп. – К.:Т-во «Знання»,КОО,2003.- 284 с.
Карпов В.А., Порядок составления и содержания плана приватизации (методические рекомендации). - Одеса: ОЦНТІ, 1993.
Коваль Б. Время и деньги. – М.: ЦАИ.- 1995.
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: «Экономика», 1989.
Костюк В.Н. Макроєкономика: приспособление и становление. – Одесса: ОМК. – 1995, 145 с.
Кузнецов П.Г. Смысл жизни человечества. //Экономическая газета, №16.- 2000.
Кучеренко В.Р. Конъюнктура рынка научно-технической продукции. //Инвестирование экономики Украины в условиях рынка. –Одеса: Інститут проблем ринку й економіко-екологічних досліджень НАН України, 1998
Кучеренко В.Р. Конъюнктурные исследования валютного рынка. «Фондовое обозрение» № 3-4, 1997
Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Рекомендации по подготовке предприятия к приватизации. - Одеса: ОЦНТІ -ОІНГ, 1993.
Кучеренко В.Р., Карпов В.А., Маркітан О.С. Бізнес-планування фірми: Навч. Посіб. – К.: Знання, 2006. – 423 с.
Ларуш Л. Семь атак на цивилизацию.//Экономическая газета, №25. – 2000. Ларуш Л. Торговля без валюты . //Экономическая газета, №49. – 2000.
Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: «Международные отношения», 1993.
Льюис Эджел, Брэндан Бойд. Как покупать ценные бумаги. - Самара: Вид. “Самарский Дом Печати”, 1993.
Мажухани Г.Р. Золотое правило инвестирования: Пер. с англ. - М.: «Церих ПЭЛ», 1994.
Манн А.Т. Жизнь во времени. – М. – 1997.
Маслов А. Экономика будущего или наука о том как быть богатым.ч.1. Экономическая теория. – Омск. – 2000.
Настольная книга валютного дилера. - М.: «Верба», 1992.
Нефедов А.М. Прощай,Фридман! /Экономическая газета, №48. – 2000.
Никаноров С.П. Русский космизм.//Экономическая газета, №4. – 2001.
Нікбахт С., Гропеллі А. Фінанси. - К.: “Вік”, “Глобус”, 1992.
Овсієнко В. Витоки української економічної школи. //Освіта, №4-5.- 2001.
Осокина И.Е. Делайте деньги на бирже. - М.: «Мировой океан, Российский банкир», 1992.
Писарев В.М. Феномены и парадоксы.//Экономическая газета,№19.-2001.
Попов В.В. США - Канада: взаимодействие национальных экономических циклов (распространение циклических колебаний в мировом капиталистическом хозяйстве). - М.: Международные отношения, 1988.
Салыч Г.Г. Опционные, фьючерсные и форвардные контракты. М.: «Экономика»,1994.
Скляр Ю. Фондовые индексы как индикаторы экономики// Бизнес-информ. - №9. - 1996.
Соколенко С.И. Глобальные рынки XXI столетия. Перспективы Украины. –К.: «Логос», 1998
Стасюк Ф.Ф. и др. Методические рекомендации по спецкурсу “Рынок ценных бумаг”. - Одеса: ОДЕУ, 1994.
Стасюк Ф.Ф. Рекомендации по участию инвестиционных посредников в размещении местных займов. - Одесса: “Инвестсервис- ЛТД” - ОЦНТІ, 1994.
Теслюк И.Е. Статистика финансов. - Минск: “Вышейшая школа”, 1994.
Уманец Т.В., Гандрабура А.С. и др. Финасово-банковская статистика. - К.: УМК ОІНГ, 1992.
Циклы природы и общества .Материалы V Международной конференции. Ч.2, Ставрополь, - 1997. - с 8-77.
Четыркин Е.М. Финансовые вычисления по внешнеэкономической деятельности . - М.: Финансы и статистика, 1984.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль. – 1976.
Шабаров В.Н. От либерморства – к физэкономике Кузнецова и Ларуша. //Экономическая газета,№1. – 2001.
Экономика и организация предпринимательской деятельности. /Под редакцией Кучеренко В.Р., Маркитана А.С., Карпова В.А. - Одеса: «Логос-сервис», 1998
Эрлих Анна. Технический анализ товарных и финансовых рынков.- М., 2000
Економіка і планування бізнесу.// кол.авт.під кер. Кучеренка В.Р.,Одеса: «Автограф», 2005. – 428 с.
СОДЕРЖАНИЕ:
|
|
| Введение |
| Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. |
1. | Циклы и ритмы национальной экономики |
1.1. | Современные парадигмы развития национальной экономики |
1.2. | Общая теория циклов |
1.3. | Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии. |
2. | Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в Украине |
2.1. | Теоретические аспекты динамического равновесия в экономике |
2.2. | Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.г. |
3.. | Сущность и задачи конъюнктурных исследований |
3.1. | Понятие равновесия в экономике, экономическая статика и динамика |
3.2. | Виды экономических процессов |
3.3. | Содержание и виды экономической конъюнктуры |
3.4. | Основные задачи конъюнктурных исследований |
4. | Основы методики конъюнктурных исследований |
4.1. | Этапы исследования экономической конъюнктуры |
4.2. | Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков |
4.3. | Информационное обеспечение исследования конъюнктуры |
5. | Система конъюнктурных показателей |
5.1. | Основные требования к использованию экономических показателей в конъюнктурном анализе |
5.2. | Классификация показателей рыночной конъюнктуры |
5.3. | Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры |
5.4. | Конъюнктурная политика государства |
6. | Методы конъюнктурных исследований |
6.1. | Классификация методов анализа экономической конъюнктуры |
6.2. | Методы фундаментального анализа |
6.3. | Общая характеристика методов технического анализа |
6.4. | Теория Доу |
6.5. | Волновая теория Эллиотта |
6.6. | Организация разработки конъюнктурных прогнозов |
7. | Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях |
7.1. | Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе |
7.2. | Простые и сложные проценты |
7.3. | Финансовые ренты |
8. | Анализ динамики и цикличности экономических процессов |
8.1. | Оценка уровня колебаний в экономической динамике |
8,2. | Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла |
8.3. | Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка |
8.4. | Содержание и эндогенный механизм длинных волн |
8.5. | Малые циклы экономической конъюнктуры |
9. | Цены и ценовые показатели конъюнктуры |
9.1. | Спрос и ценообразование |
9.2. | Виды цен и ценовых показателей |
9.3. | Методы установления цен на рынке |
10. | Оценки потенциала и основных пропорций рынка |
9.1. | Понятие потенциала рынка |
9.2. | Расчет и анализ потенциала рынка |
9.3. | Анализ структуры и пропорциональности рынка |
11. | Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска |
11.1. | Понятие предпринимательского риска |
11.2. | Виды предпринимательских рисков |
11.3. | Измерение и предотвращение риска |
| Раздел II.Конъюнктурные исследования отдельных видов рынков |
12. | Общехозяйственная конъюнктура |
12.1. | Содержание общехозяйственной конъюнктуры |
12.2. | Показатели общехозяйственной конъюнктуры |
12.3. | Система национальных счетов |
13. | Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины |
13.1. | Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков |
12.2. | История развития финансового рынка Украины |
13.3. | Динамика развития украинского фондового рынка
|
14. | Анализ и прогнозирование конъюнктура рынка ценных бумаг |
14.1. | Структура рынка ценных бумаг |
14.2. | Виды операций на фондовой бирже |
14.3. | Показатели биржевой конъюнктуры |
14.4. | Методы расчета биржевых индексов |
14.5. | Украинские фондовые индексы |
14.6. | Анализ текущей биржевой конъюнктуры |
15. | Конъюнктура валютного рынка |
15.1. | Содержание конъюнктуры валютного рынка |
15.2. | Валютные котировки и факторы их движения |
15.3. | Методы исследования конъюнктуры валютного рынка |
15.4. | Методы оценки и страхования валютных рисков |
15.5. | Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка |
16. | Конъюнктура товарно-сырьевых бирж |
16.1. | Особенности биржевой торговли |
16.2. | Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности |
16.3. | Исследование биржевой конъюнктуры |
16.4. | Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой |
16.5. | Анализ текущей биржевой конъюнктуры |
16.6. | Прогнозирование биржевой конъюнктуры |
17. | Конъюнктура потребительского рынка |
17.1. | Структура потребительского рынка |
17.2. | Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров |
17.3. | Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры |
17.4. | Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка |
18. | Конъюнктура рынка научно-технической продукции |
18.1. | Особенности рынка научно-технической продукции |
18.2. | Жизненный цикл изделия |
18.3. | Виды фирм в научно-технической сфере |
18.4. | Информационное и консультативное обслуживание производств |
18.5. | Показатели конъюнктуры научно-технической продукции |
18.6. | Особенности ценообразования в научно-технической сфере |
18.7. | Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции |
ЛИТЕРАТУРА |
1 Анна Эрлих. Технический анализ товарных и финансовых рынков, стр. 135
2 По официальным данным государственных органов статистики Украины.
3 В основе параграфа материал С.И.Соколовского «Глобальные рынки XXI столетия», К.: «Логос», 1998
4 В.И.Ляшенко. Фондовые индексы и рейтинги. - К.: Сталкер, 1998
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции