6.3. Общая характеристика методов технического анализа
Концепция и методологические принципы технического анализа базируются на том, что динамика основных элементов рынка — объема спроса, уровня цен и т.п. подвержена определенным закономерностям, которые с большой долей вероятности должны проявиться и в предстоящем периоде. Таким образом, методологический аппарат технического анализа, т.е. исследование динамики внутренних технических характеристик самого рынка, может быть применен как для анализа, так и для прогнозирования его конъюнктуры.
Основу аналитического аппарата технического анализа составляет построение и интерпретация графиков динамики уровня цен и объемов продажи отдельных видов финансовых инструментов.
Технический анализ – это метод прогнозирования цен с помощью рассмотрения графиков движений рынка за предыдущие периоды времени.
Под термином движения рынка аналитики понимают три основных вида информации: цена, объем, и открытый интерес. Ценой может быть как действительная цена товаров на биржах, так и значения валютных и других индексов. Объем торговли – количество позиций, не закрытых на конец торгового дня. Не все три индикатора равноценны. Главный из них – цена, на втором месте по значимости – объем, и последнее место занимает открытый интерес.
Практическое использование технического анализа подразумевает существование некоторых основных предположениях.
Предположение 1. В движении рынка учитывают все.
Предположение заключается в том, что любой фактор, влияющий на цену (например, рыночную цену товара), - экономический, политический, психологический – заранее учтен и отражен в ее графике. То есть, на любое изменение цены есть соответствующее изменение внешних условий. Например, в фундаментальном анализе утверждается, что если спрос превышает предложение, то цена на товар растет. Технический аналитик делает вывод наоборот, – если цена на товар растет, то спрос превышает предложение.
Предположение 2. Цены двигаются направленно.
Это предположение стало основой для создания всех методик технического анализа. Главной задачей технического анализа является определение трендов (т.е. направлений движения цен) для использования в торговле. Существуют три типа трендов – бычий (движение цены вверх), медвежий (движение цены вниз) и боковой (цена практически не движется). Все три типа трендов встречаются не в чистом виде, поскольку движение «по прямой» на ценовом графике можно встретить очень редко.
Все теории и методики технического анализа основаны на том, что тренд движется в одном и том же направлении, пока тенденция не будет меняться на обратную.
Предположение 3. Волна динамики повторяется.
Аналитики предполагают, что если определенные методики анализа работали в прошлом, то будут работать и в будущем, поскольку их использование основано на устойчивой человеческой психологии.
В пользу технического анализа говорят его преимущества – широта кругозора и гибкость, не свойственные фундаментальному анализу.
Сложно представить себе профессионального фундаменталиста, работающего одновременно с ценными бумагами, валютами и сахаром или делающего прогнозы с одинаковой легкостью на день и на год вперед. Но с техническим анализом все тоже не так просто – существенная оговорка по его применению – профессионализм, включающий в себя умение правильно выбрать нужную методику.
Рассмотрим основные методы технического анализа.
Как уже отмечалось в техническом анализе активно используются графические построения динамики экономического процесса.
Под графическими построениями понимаются те методы, в которых для прогнозирования используются наглядные изображения динамики рынка.
Подобные методы различаются в зависимости от того, на каком типе графика строятся. Например, классические фигуры строятся на линейных либо гистограммных графиках. А особые способы построения ценовых графиков (японские свечи и крестики-нолики) привели к развитию специальных методов прогнозирования. Примером классического графика является рис. 6.1.
К лассические графики отражают, как правило, одну тенденцию на одной линии, для отражения нескольких процессов на одном рисунке строятся несколько линий динамики. Это наиболее простой вид графика, отражающий только одно значение изучаемого показателя, например, минимальный уровень цен на финансовый инструмент в наблюдаемом периоде. Этот вид графика не требует привлечения большого числа значений изучаемого показателя и является наиболее наглядным при анализе линии тренда.
Вместе с тем, традиционные графические построения не позволяют исследовать диапазон изменения изучаемого показателя в каждом из периодов наблюдения, что снижает его аналитическую ценность.
Столбцовый график (японские свечи) может показывать несколько характеристик процесса. Например, курс валюты на начало торгов, средний курс за день, курс на закрытие биржи (рис. 6.2.).
Средний курс
Маржа
Курс покупки Курс продажи
Рис. 6.2. Столбцовый график динамики курса валюты.
Такой диапазон значений наблюдаемого показателя отражает возможность учета всех нюансов его динамики не только в анализируемом отрезке времени, но и в течение каждого из периодов наблюдения. На этом графике каждое значение наблюдаемого показателя в отдельном периоде представлено в определенном диапазоне (столбце) от минимального до максимального. Кроме того, на столбце графика могут быть помещены и другие значения показателя, например, слева — начальный уровень цен ("курс открытия"), а справа — последний наблюдаемый уровень цен ("курс закрытия"). Такой диапазон значений наблюдаемого показателя в каждом периоде дает возможность учета всех нюансов его динамики не только в анализируемом отрезке времени, но и в течение каждого из периодов наблюдения.
Третьей разновидностью графиков динамики является фигурный график. Являясь достаточно сложным, этот график дает наиболее общее представление о динамике изучаемого показателя и изменении его трендов. В этом графике горизонтальная ось времени отсутствует, а сетка координат фиксирует лишь изменение показателя в определенном направлении (его рост или понижение). Для этого избирается количественный масштаб изменения, принимаемый за один шаг (он должен соответствовать значимым изменениям наблюдаемого показателя). Построение фигурного графика в избранной системе координат начинается с обозначения в ней начального уровня наблюдаемого показателя (на графике — знак "А"). По отношению к нему обозначаются затем изменения уровня в сторону его повышения (обозначаемые по каждому шагу знаком "х") или понижения (обозначаемые по каждому шагу знаком "О"). При этом каждая колонка в сетке координат отражает лишь одну тенденцию наблюдаемого показателя — повышательную или понижательную; переход к построению следующей колонки начинается лишь с того момента, когда тенденция изменилась на противоположную (рис.6. 3.).
Методы выявления волны в экономических процессах бурно развиваются последние 25 лет вместе с компьютерной техникой. Эта группа делится на две основные части – скользящие средние и осцилляторы.
Теория циклов более развита на теоретическом, чем на практическом уровне. Она занимается циклическими колебаниями не только цен, но и природных явлений в целом. Почти все методы технического анализа укладываются в эту классификацию. Например, Волновая Теория Эллиотта – метод в основном графический, но имеет черты фильтрации и цикличности.
Графические методы технического анализа сводятся в основном к своевременному обнаружению на графиках движения цен фигур (или сочетаний элементов) или сигналов, свидетельствующих о продолжении существующего тренда или его развороте. На линейных графиках это фигуры (формации), типа «голова и плечи», «треугольники», «флаги», «вымпелы» и др., пробивание уровней поддержки и сопротивления. На крестиках-ноликах, также образование фигур и пробивание линий поддержки и сопротивления. На японских свечах (один из самых древних способов графического отражения движения цен) основными индикаторами являются сочетания свечек, обычно последних трех. Все эти методы очень эффективно работают на практике, но требуют очень продолжительной практики в их использовании, иногда возможно двоякое толкование ситуации, сложившейся на рынке, к тому же они практически не поддаются компьютеризации. Более просты (по крайней мере, в использовании) методы, использующие фильтрацию и математическую аппроксимацию, так как их легко можно адаптировать к работе на компьютере, их сигналы точны и недвусмысленны. Другое дело – насколько им стоит доверять. Проблема выбора собственного порядка скользящей средней, подходящего под анализ нужного периода каждого ценового тренда, оказалась настолько важной, что метод стал отдельной ветвью технического анализа.
Скользящие средние
П ростая средняя скользящая представляет собой линию (кривую), каждая точка которой представляет собой среднее значение цен за какой-то фиксированный период времени (на рис. 6.4 представлен пример трехлетней скользящей средней).
Существуют также взвешенные и экспоненциальные скользящие средние, но наиболее широко на практике используются простые, по результатам исследований сигналов, подаваемых скользящими, работа с ними приносит наибольший доход. Линия скользящей откладывается прямо на графике движения цены. Общий принцип работы со скользящими средними формулируется так – если линия скользящей находится ниже ценового графика, то ценовой тренд является бычьим, а если выше, то тренд – медвежий. При пересечении графика цены со скользящей средней ценовой тренд меняет направление. На практике используются сочетания двух, трех скользящих с разным порядком (периодом).
Применение скользящих средних эффективно на трендовых рынках, их сигналы всегда запаздывают и при боковом тренде они часто приводят к потерям. Для работы на рынке с преобладанием бокового тренда лучше использовать осцилляторы.
Осцилляторы
Использование семейства осцилляторов – один из наиболее легких и в то же время надежных способов получения прогнозов о дальнейшем движении цены. Особенность осцилляторов в том, что они предвосхищают будущие события, сигнализируя о повороте заранее. Этим они отличаются от скользящих средних, которые всегда отстают от развития событий.
Все осцилляторные методы по форме исполнения более или менее похожи друг на друга. В их основе лежат разные формулы, которые, в свою очередь, можно применить к разным порядкам. Изначально осцилляторы строились для ежедневных колебаний цен, сегодня их применяют к любым – как к поминутным, так и понедельным. В отличии от графиков скользящих средних, которые строятся прямо на ценовом графике, осцилляторы обычно располагают отдельно – выше или ниже графика цен. Значение осциллятора может измеряться в процентных, относительных и абсолютных единицах. В зависимости от этого на графике осциллятора строят линии определенных уровней, пересечение с которыми говорит о том или ином состоянии рынка.
В основе использования осцилляторных методов лежат понятия перекупленного и перепроданного рынка. Перекупленным рынок считается тогда, когда цена находится около своей верхней границы, т.е. ее дальнейшее повышение невозможно. Перепроданный рынок характеризуется такой низкой ценой, что на данный момент ее дальнейший спад невозможен. Другим важным индикатором является расхождение (дивергенция) между направлениями цены и кривой осциллятора. Расхождение – сигнал о повороте.
К наиболее известным и важным осцилляторам можно отнести: осцилляторы, основанные на цене (Момент, Норма Изменения, Индекс Относительной Силы, Стохастические Линии) и осцилляторы, рассчитываемые с использованием изменения объема торговли (Накопление Объема, Денежного Потока).
Самый простой способ построения осциллятора называют Моментом. Каждое значение Момента вычисляется как разница между значениями цены через определенный временной интервал.
M=Pt – Px , (6.1.)
где P - цена закрытия,
t - сегодняшний день, а х – х дней назад ,
Еще один простейший вид осциллятора – Норма Изменения. Его отличие от Момента в том, что значения вычисляются не как разница, а как частное от деления цены закрытия сегодняшнего дня на цену закрытия несколько дней назад (какой-то фиксированный период), обычно при использовании полученное значение умножают на сто, получается изменение, выраженное в процентах.
Пример дневного графика акций «Газпром» построенный в японских свечках (график составлен с использованием программы MetaStock) представлен на рис. 6.5.
Р ис.6.5. Осциллятор дневного графика акций «Газпром».
Лучше всего использовать осцилляторы при боковых трендах. В противном случае их сигналы могут оказаться преждевременными или вообще ложными.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции