6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
Цель прогноза, как важнейшего этапа исследования конъюнктуры, заключается в определении наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем.
Основной задачей прогноза является определение тенденций развития факторов, влияющих на рынок в течение определенного будущего времени.
Прогноз конъюнктуры является вероятностным результатом и осуществляется в следующей последовательности:
Выбор горизонта прогнозирования.
Определение параметров прогнозирования.
Выбор методов прогнозирования.
Проведение расчетов прогнозных параметров.
Интерпретация прогноза.
Выбор времени прогноза является одним из наиболее важных этапов прогнозирования.
Специфика разработки конъюнктурных прогнозов состоит в том, что его горизонт не может превышать 1,5 года. Горизонт прогнозирования - это срок, на который ведется прогноз.
Более длительные конъюнктурные прогнозы оказываются маловероятными из-за быстрых изменений, происходящих на рынке. Поэтому периодизация конъюнктурных прогнозов коренным образом отличается от общепринятой в прогнозировании других видов. В конъюнктурных исследованиях главным является составление прогноза. Как правило, краткосрочные прогнозы конъюнктуры необходимы для выбора поведения на рынке с учетом ее изменения.
Среднесрочный прогноз (месяц, квартал, до года) необходим для заключения форвардных сделок и оценки перспектив развития конъюнктуры.
Долгосрочный прогноз конъюнктуры связан прежде всего с выбором стратегии субъекта хозяйствования и экспертной оценкой изменения ситуации в целом на рынке. Поэтому долгосрочный прогноз не связан с оценкой тенденций, а в основном направлен на экспертизу качественных изменений в ситуации на рынке.
После выбора периода прогнозирования следует этап определения параметров прогнозирования. На этом этапе выделяется оцениваемый сегмент рынка и показатели, характеризующие конъюнктуру. Для краткосрочных и среднесрочных прогнозов в качестве основных показателей оценки конъюнктуры используются уровни и показатели динамики показателей конъюнктуры рынка. Именно исходя из этого, основными методами краткосрочного и среднесрочного прогнозирования являются экономико-статистические методы прогнозирования.
Экономическое прогнозирование основывается на следующих основных предположениях:
если система находится в состоянии равновесия, то ее поведение подчиняется внутренним законам развития;
если система вышла из состояния равновесия, то прогнозирование ее поведения зависит от состояния внешних факторов. Для экономики - это течение социально-экономических процессов;
экономические законы инертны по своей сущности.
Исходя из перечисленного, все методы прогнозирования конъюнктуры можно подразделить на три основные группы:
методы экстраполяции;
экспертных оценок;
моделирования.
Методы экстраполяции базируются на гипотезе сохранения сложившихся взаимосвязей и их распространения на прогнозируемый период.
Методы экспертных оценок допускают различные вероятностные исходы развития системы и основываются на использовании знаний и интуиции специалистов (экспертов), занимающихся изучением и прогнозированием того или иного экономического явления. Основная отличительная черта этого метода состоит в том, что оценка вероятного значения конъюнктурных показателей вырабатывается в виде суждений и мнений экспертов.
Методы экономического моделирования предусматривают создание моделей взаимодействия различных факторов, определяющих конъюнктуру на рынке.
Однако, приведенное деление методов прогнозирования достаточно условно, поскольку они могут взаимно пересекаться и переплетаться. Так, например, моделирование может использовать гипотезу экстраполяции, а значение некоторых факторов получается экспертным путем.
Широкое распространение в прогнозировании конъюнктуры получили математико-статистические методы. Так, основной проблемой экспертных методов является оценка компетенции и согласованности экспертов. С точки зрения формальной математической логики оценка компетентности экспертов производится по формуле:
, (6.2)
где Xij - оценка относительной важности (в баллах) i -м экспертом j -му элементу;
Ki - коэффициент компетентности i -го эксперта, учитывающий степень знакомства с обсуждаемым вопросом (Кз) и аргументированность ответа (Ка):
, (6.3)
где i = 1 ... m - номера экспертов, m - число экспертов; j = 1 ... n; n - номера изучаемых элементов.
Среднее значение ответа варьирует между 1 и 100 баллами:
1< <100
Чем больше Xj , тем больше важность j -го элемента. Согласованность мнений экспертов можно оценить с помощью дисперсии экспертных оценок или коэффициента конкордации Кендела:
, (6.4)
где W - коэффициент конкордации;
m - число экспертов;
n - число оцениваемых факторов;
, (6.5)
Xij - формально-числовая оценка i -го фактора j -м экспертом.
Одной из разновидностей экспертных оценок является метод “мозгового штурма”. В отличие от анкетных вопросов по методу “Дельфи”, при “мозговом штурме” эксперты делают свои заключения в ходе заседания, что значительно упрощает процедуру экспертизы. При этом все присутствующие на заседании делятся на две группы: первая - генераторы идей и оценок; вторая - аналитическая группа. В оперативном варианте экспертные оценки можно проводить в форме конъюнктурных совещаний.
Статистические методы экстраполяции в основном сводятся к использованию расчетных функциональных зависимостей динамического ряда показателя конъюнктуры или корреляционных зависимостей ряда конъюнктурных показателей (корреляционно-регрессионные зависимости). Основным расчетным методом выявления функций тренда является так называемый метод наименьших квадратов (МНК).
Сущность этого метода состоит в гипотезе о том, что расчетная функция в наибольшей степени достоверности описывает фактический тренд конъюнктуры, если отклонения фактических моментов конъюнктуры максимально приближены к расчетным значениям, рассчитываемым по гипотетической функции тренда. Т.е. должно выполняться следующее условие:
, (6.6)
где Уфакт - фактические значения конъюнктурного показателя;
Урасч. - расчетные значения того же показателя;
n - количество уровней тренда.
Считается, что “реальное” значение прогнозируемого уровня показателя должно находиться в пределах:
< < , (6.7)
где - прогнозируемый уровень показателя;
t - значение распределения Стьюдента для данного динамического ряда с допускаемой вероятностью прогноза;
- cреднеквадратическое отклонение фактических уровней ряда от расчетных.
Расчет параметров тренда по методу наименьших квадратов представляет собой достаточно трудную процедуру. Однако развитие ПЭВМ и специального программного обеспечения экономических расчетов позволяет значительно упростить эту задачу. Так, например, графические возможности Microsoft Excel позволяют на одном графике (пример - рис.5.7) построить динамику показателя; его тренд, построенный на основе МНК; привести уравнение тренда и коэффициент корреляции отклонений фактических уровней от тренда; разместить прогнозируемые уровни ряда.
На заключительном этапе прогнозирования производится интерпретация и оценка достоверности прогноза, полученного на основе того или иного метода.
Чем длиннее период прогнозирования, тем менее он достоверен. Интерпретация прогноза заключается в оценке тенденций изменения конъюнктуры рынка на основе полученных расчетных показателей.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции