17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
Одним из важнейших показателей простой конъюнктуры потребительского рынка является его емкость. В общем виде понятие емкости рынка было рассмотрено в теме 6. Этот показатель присутствует при изучении всех товарных рынков. С точки зрения общехозяйственной конъюнктуры емкость рынка рассчитывается на основе балансового метода по следующей схеме:
C = P + R - E + I + D (M) + E0 - I0 , (17.4)
где C - емкость рынка (полное потребление товара на данном рынке страны);
P - национальное производство данного товара в данной стране;
R - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;
E - экспорт;
I - импорт;
D(M) - снижение (увеличение) запасов товаров у продавцов и потребителей товаров в данной стране;
E0 - косвенный экспорт
I0 - косвенный импорт.
Емкость же конкретного вида потребительского товара основывается на сопоставлении суммарных объемных показателей спроса и предложения товара (производства и реализации) на данном виде рынка. Для отдельного наблюдателя определение емкости рынка является достаточно сложной задачей, требующей длительного времени и большого объема информации о всех контрагентах, работающих с данным видом товара.
Следующим комплексным показателем, отражающим процесс купли-продажи товара, является товарооборот. Это суммарный показатель продажи товара по всем актам купли-продажи. По признаку покупателя различают оптовый и розничный товарооборот. Товарооборот оптовый - это покупка торговыми фирмами для организации дальнейшего массового потребления. Товарооборот розничный - покупка населением для личного потребления. Совокупность всех продаж образует валовой товарооборот, освобожденный от повторного счета - чистый товарооборот.
При расширении промышленного производства в фазах оживления и подъема растут и обороты внутренней торговли; в фазах кризиса и депрессии - производство сокращается, падают суммарные показатели товарооборота, повышается уровень торговли импортными товарами. Показатели производственной и торговой конъюнктуры имеют последовательную волнообразную связь. Взаимосвязь между ними осуществляется через движение товарных запасов. Движение товарных запасов достигает максимума в начале кризиса, когда начинается падение производства, и сокращается до минимума при переходе из фазы депрессии в фазу оживления, при этом производство уже начинает расширяться.
Увеличение товарных запасов у производителей и торговых посредников свидетельствует о снижении спроса и ухудшении конъюнктуры. И наоборот, рассасывание запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.
Возобновление товарного запаса в течение определенного периода времени характеризуется скоростью товарооборота:
, (17.5)
где С - скорость товарооборота в количестве оборотов (раз);
Q - товарооборот;
Зср - средний товарный запас.
Средние товарные запасы рассчитываются по формуле средней хронологической моментального ряда динамики запасов:
Зср = , (17.6)
где n - число дат, на которые учтены запасы;
Зi - суммы товарных запасов на ту или иную дату, .
Скорость товарооборота находится в обратном отношении ко времени товарного обращения:
, (17.7)
где t - число дней в периоде;
В - время обращения в днях.
Важнейшее значение для оценки сбытовой и торговой конъюнктуры играет потребительский спрос.
С точки зрения конъюнктуры рынка следует выделять микро спрос (на отдельные товары) и макро спрос ( на группы товаров). Иногда под макро спросом понимают региональный спрос; а под микро спросом - спрос отдельных потребителей.
По степени удовлетворения различают:
удовлетворенный (реализованный) - спрос покрывается предложением;
неудовлетворенный, определяемый количеством денег, которые не могут быть обменены на товары по причине их отсутствия в продаже;
скрытый неудовлетворенный, имеет место, когда взамен желаемого товара, отсутствующего в продаже, навязывается другой, худший по качеству;
отложенный - накопление денег для последующего приобретения товара;
твердо сформулированный, направленный на определенный вид товара;
альтернативный, допускающий определенный выбор;
импульсивный, возникающий в момент знакомства с товаром;
формирующийся - направленный на товары, еще не выпускаемые в массовых количествах.
Важнейшим показателем, определяющим внутренний товарооборот, является показатель платежеспособности спроса населения. Он определяется размерами заработной платы, индексами стоимости жизни, мерами потребительской корзины, а также величиной потребительского кредита.
Размеры номинальной заработной платы используются для оценки изменения платежеспособного спроса. Их увеличение может свидетельствовать о возрастании спроса. Однако, в условиях инфляции номинальная заработная плата не отражает конъюнктуру платежеспособного спроса. Показателем, отражающим потери населения от инфляции, является индекс стоимости жизни, рассчитываемый как частное от деления стоимости набора товаров и услуг, покупаемых в течение года “ средней” семьей, к такому же набору в сравниваемом году. Сопоставление динамики ставок заработной платы с индексом стоимости жизни дает возможность оценить реальное изменение платежеспособного спроса.
Например, если уровень номинальной заработной платы повысился на 10%, но при этом индекс стоимости жизни возрос на 8%, то реальное повышение платежеспособного спроса населения составило всего - 2%.
Размеры и динамика задолженности населения по потребительскому кредиту также является показателем оценки платежеспособного спроса. Расширение потребительского кредита на некоторое время может искусственно увеличивать спрос.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции