16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
Как показывает практика, посредническая деятельность по ускорению продвижения товара от производителя к потребителям является достаточно эффективным видом коммерческой деятельности. С другой стороны, самостоятельный поиск потребителей своей продукции для отдельных производителей связан с высокими накладными затратами. Помощь профессиональных торговых посредников позволяет значительно снизить расходы на эти цели.
Торгово-посредническая деятельность является широким полем деятельности и отличается многообразием предоставляемых услуг: при этом четкую границу между торговой деятельностью и торгово-посреднической деятельностью провести практически невозможно.
В наиболее общем виде торгово-посреднические услуги можно классифицировать в зависимости от этапов реализации товара, организации рынка и вида посреднической операции. На рис.15.1. представлена схема видов посреднической деятельности в зависимости от этапов сбытовой деятельности. Как видно из рисунка торгово-посредническая деятельность охватывает всю цепочку движения товара от производителя к потребителю.
Любая деятельность должна иметь свою сложившуюся институциональную структуру. В соответствии с этим, принято выделять биржевые и внебиржевые операции. Биржевые операции осуществляются в специально отведенных местах, называемых товарными биржами. Несомненное преимущество бирж состоит в том, что на них происходит концентрация спроса и предложения, что во многом определяет среднестатистическую стабильность и прогнозируемость рыночной конъюнктуры. Кроме этого, коммуникационная и техническая оснащенность биржи в значительной мере упрощает проведение товарных сделок.
Основной поток торговых операций осуществляется на внебиржевом рынке, которому соответствует собственная торгово-посредническая инфраструктура. Организации, занимающиеся посреднической деятельностью, принято называть брокерскими или дилерскими фирмами. Различие между ними является достаточно условным и зависит от превалирующего характера посреднических операций. В зависимости от характера торговые операции делятся на агентские, брокерские и дилерские.
Агентские операции совершаются от имени и по поручению продавца или покупателя. Такие операции могут производиться брокерской фирмой, образованной самим продавцом (покупателем) или независимым посредником от имени и за счет поручителя. Предприятие для осуществления внебиржевых операций нанимает агентов на основе трудового соглашения. Торгово-посреднические организации, в которых большую часть деятельности занимают агентские операции, принято называть дистрибьюторами. Крупные поставщики товаров могут иметь несколько дистрибьюторов, среди которых выделяется генеральный дистрибьютор, имеющий ряд преимуществ, предоставляемых ему поставщиком, в том числе иметь собственную агентскую сеть и пользоваться торговой маркой поставщика товара.
Характер брокерских операций заключается в оказании возмездной помощи в проведении товарных сделок между продавцом и покупателем. В заключаемых сделках брокер не является одной из сторон заключаемого торгового договора (контракта). Брокер заключает отдельный договор или с продавцом или с покупателем или с обеими сторонами об обеспечении посреднических функций. Как правило, компенсация (куртаж) за посреднические услуги соотносится в процентном отношении к объему товарной сделки, ее размер может колебаться от 2 до 10%. Брокер является работником брокерской фирмы. На бирже брокеров делят на две основные категории: представляющий брокер и брокер по поручению (в “биржевом кольце”, “яме”, “на полу”). Представляющий брокер действует на условиях договора с клиентом, брокер по поручению действует от имени представляющего брокера или в присутствии клиента. Для ускорения расчетов между посредниками, работающими на товарной бирже, создаются клиринговые фирмы. Это особый вид посредников, в задачу которых входит отслеживание взаиморасчетов биржевых посредников.
Брокеры, занимающиеся операциями с недвижимостью (земля, дома, сооружения и т.п.), принято называть риэлторами.
Особое место в торгово-посреднической деятельности занимают дилерские операции. Дилер заключает торговые сделки от своего имени и за свой счет, что приближает посредника к категории торговца. Однако, в отличие от торговца товаром, дилер не несет торговых издержек, связанных с реализацией товара, и его доход складывается из разницы в отпускной цене.
Торговые посредники, как правило, занимаются всеми из перечисленных операций, поэтому название фирмы (брокерская, дилерская) порой не отражает профиль ее специализации.
Основные виды торговых посредников и характеристика их деятельности отражены в таблице 16.1.
Таблица 16.1.
Характеристика деятельности основных видов торговых посредников
-
Функции
Виды посредников
Посредников
Бро-керы
Аген-ты
Комп-радо-ры
Дист-рибью-торы
Диле-ры
Джоб-беры
Мелкие тор-говцы
Работающие от имени фирмы
+
+
+
+
+
+
+
Работающие от имени клиента
-
-
-
+
+
+
+
Имеют право на собственность
-
-
+
+
+
+
+
Наличие жестких договорных обязательств
-
+
+
+
+
-
+
Территориальные права
-/+
-/+
+
+
+
-/+
-/+
Осуществление контроля за деятельностью производителя
-
-
+/-
+
+
-
-
Оказывают влияние на ценовую политику
-/+
-/+
-/+
+/-
+/-
+
+
Являются официальными представителями продавца (покупателя)
+
+
+
+
-
-
-
Существует деловая связь с поставщиками
+/-
+
-/+
-/+
-/+
+
+
Организуют доставку товара
-
+
-
+/-
-
+
+/-
Выполняют рекламные функции
-/+
+
-/+
+/-
+
-
-/+
Кредитуют поставщиков
-/+
-
-/+
-/+
-
-
-
Предоставляют информацию о рынке
-/+
+
+
+
+
-
-
Выбор клиентом конкретного посредника зависит от специфики товара и методов распределения продукции со стороны посредника.
Критериями выбора посредников выступают:
финансовые аспекты (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность и уровень рисков);
субъективные факторы (авторитет, торговая марка и т.п.);
специфика рынка (емкость, эластичность финансовой конъюнктуры, уровень конкуренции и т.д.);
параметры товара, его качество и уровень конкурентоспособности;
маркетинговая концепция производителя;
специфика посредника.
Доход от торгово-посреднической деятельности фирмы складывается от проведения посреднических сделок. Принято выделять три основных вида сделок: с реальным товаром, фьючерсные и опционные.
Сделки с реальным товаром обуславливают куплю-продажу произведенного или подлежащего производству товара с правом (без права) его последующей перепродажи. В зависимости от сроков сделки с реальным товаром проводятся или как операции с немедленной поставкой (“спот” или “кэш”) в сроки от 1 до 15 дней, так и с последующей поставкой (“форвард”) до 6 месяцев (сроки оговариваются договором) Договоры по операциям с реальным товаром могут заключаться на условиях предварительного осмотра всей (части) партии товара, отдельных его образцов без предварительного осмотра и на основе ТУ или средних параметров качества. Сделки без предварительного осмотра возможны лишь с традиционным товаром. В зависимости от цены операции с реальным товаром проводятся на основе биржевых цен, по цене поставки и по цене получения товара.
В условиях финансовой нестабильности деньги в значительной мере перестают играть роль всеобщего эквивалента и средства платежа. К сделкам, отражающим инфляционные ожидания и опасение изменения конъюнктуры, относят бартерные операции, сделки с условием и залогом. Первые два вида сделок возможны только при наличии двух контрагентов сделки и одного посредника, или одного контрагента и одного дилера при совпадении их интересов. Сделки с залогом производятся с реальным товаром под определенный финансовый залог.
Фьючерсные сделки предусматривают куплю-продажу контрактов на поставку товаров на срок до 1 года.
Развитие системы посреднических операций предъявляет определенные требования к их оформлению. Фьючерсные договора предусматривают следующую систему стандартов: количество товаров (лот), поставляемых по контракту, качество товара, место (базис) и возможности доставки, срок контракта (длительность позиции), последний день торговли фьючерсами, последний день поставки товара. Такая детализация контракта позволяет брокерам при заключении сделки оперировать только ценой фьючерса. Отказ от фьючерса возможен перезаключением фьючерса с другим поставщиком на оставшееся количества товаров (“офсетный контракт”) или поставкой этого товара (“тендер”).
Опционная сделка представляет собой оплаченное право на заключение контракта на покупку (продажу) реального товара в течение определенного периода. При неблагоприятной ценовой конъюнктуре покупатель опциона имеет право отказаться от контракта, однако, при этом он теряет уплаченную за опцион премию.
Например, фирма купила квартальный опцион на партию 1000 тонн бензина по цене за литр - 5 ден.ед., заплатив премию продавцу в размере 1% (50000 ден.ед.). В следующем квартале биржевая цена на бензин снизилась с 5,1 ден.ед. за литр до 4,9 ден.ед. Фирма не выставила контракт на погашение опциона. Ее убытки составили 50000 ден.ед., покупка же реального товара принесла бы убытки в сумме 10000 ден.ед. Принято различать простой и двойной опцион. Рисунок 16.2 характеризует движение товара в зависимости от вида опциона.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции