10.1. Понятие потенциала рынка
Конъюнктурное состояние рынка определяется его потенциальными возможностями. Каждый из субъектов рынка обладает определенными возможностями насыщения предложения и спроса. Эти возможности принято называть потенциалом.
В совокупности потенциал рынка - это производственные и потребительские возможности субъектов хозяйствования, обуславливающие равновесный уровень спроса и предложения.
Совокупный потенциал распадается на производственный и потребительский. Производственный потенциал представляет собой возможности произвести и представить к реализации максимальный объем товаров (продуктов, услуг). Потребительский потенциал указывает на потенциальные возможности потребителей в удовлетворении собственных возможностей.
По своей конъюнктурной сущности производственный потенциал представляет более инертную величину, поскольку он объективно определяется величиной набора производственных факторов (производственные мощности, технологии, финансовые возможности и т.п.). Потребительский потенциал хоть и определяется уровнем совокупного спроса (бюджетные ограничения), но в силу нестабильности вкусов и предпочтений потребителей носит очень неустойчивый характер. Провести четкую границу между производственным и потребительским потенциалом достаточно трудно, поскольку, один и тот же субъект хозяйствования может выступать как в роли производителя (продавца), так и в роли потребителя (покупателя). На стыке производственного и потребительского потенциала находится торговый потенциал - как определяющая возможность их равновесия. Вместе с тем, не следует путать потенциальные возможности с конъюнктурным уровнем спроса и предложения. Как правило, потенциал превышает реальный уровень спроса и предложения.
С точки зрения реализации товарного потенциала уровень потребительского спроса определяет развитие производственного потенциала.
Наряду с обобщающим понятием потенциала рынка можно выделить его локальные значения по функциональному признаку или виду рынка:
финансовый и кредитный потенциал;
наличие производственных и торговых площадей;
сырьевой и товарный потенциал;
бюджетные возможности сегментов потребителей;
потенциал фондового рынка, рынка услуг и т.п.
Основной задачей оценки потенциала рынка является прогнозное определение реализации возможностей субъектов товарного рынка. Принято выделять возможности на макро- и микро- уровнях.
В зависимости от задач конъюнктурного исследования расчет макро потенциала показывает возможности всего товарного рынка или его сегмента.
Микропотенциал фирмы - это ее производственные или торговые мощности, максимально-возможный объем производства, реализации и товарооборота. Он определяется как сумма мощностей предприятия. Потребительский микропотенциал фирмы определяется той нишей, которую занимает фирма, и возможностями ее потребителей. Анализ микропотенциала входит в число задач маркетинговых исследований.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции