11.3. Измерение и предотвращение риска
Для того, чтобы оценить уровень риска, его необходимо измерить. Чтобы количественно определить риск, необходимо знать все возможные последствия от проведения отдельных действий и дать им количественную или сравнительную интерпретацию. Для количественной оценки уровня риска используют ряд показателей, таких, как вероятность результата, ожидаемое значение уровня риска и разброс от ожидаемого значения. Вероятность (Р) представляет собой трудную для количественной оценки величину. Объективный метод определения вероятности основан на расчете частоты наступления исходов события.
Например, за смену в среднем каждый рабочий делает 10 бракованных изделий из 580 штук. То есть вероятность брака составляет 1/58.
Такой расчет вероятности брака считается объективным, поскольку он основывается на фактических (объективных) данных.
В случаях, если невозможно определить уровень риска на основе объективных данных, чаще всего прибегают к субъективным оценкам. Субъективная вероятность является прогнозом результата исхода события и может основываться на анализе частоты наступления исходов.
К наиболее известным субъективным методам оценки риска следует отнести экспертные атрибутивные оценки (интуитивные оценки допустимости риска на основе накопленного опыта и подсознательного перебора опасностей), экспертные оценки факторов и критериев риска, моделирование вероятностей рисков.
Как объективная, так и субъективная оценки вероятности риска используются при определении двух важных критериев уровня риска: среднее значение уровня риска и его изменчивость. Уровень риска может постоянно изменяться в процессе динамического развития рынка (изменения конъюнктуры), поэтому абсолютное значение вероятности часто заменяется его ожидаемым значением. Ожидаемое значение, связанное с неопределенной ситуацией, является средневзвешенным всех возможных исходов события, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения.
Например, годное изделие дает 20 ден.ед. прибыли, брак - 10 ден.ед. убытков. Общее ожидаемое значение от производства данного товара будет: 30 ден.ед. х 57/58 - 10 ден.ед. х 1/58 = 19,48 ден.ед.
На практике очень важное значение имеет соотношение степени различных рисков, связанных с ними потерь при одинаковом исходе события. Эту величину определяют как разброс уровня риска.
Например, инвестор вкладывает свободные деньги в две различные ценные бумаги с одинаковым ожидаемым доходом в 150 000 ден.ед. В первом случае акция, во втором - облигация. В первом случае при удачной деятельности компании (Р = 0,5) инвестор может получить 200 000 ден. ед7, при неудачном - 100 000 ден.ед. (с учетом роста или падения курсовой цены акции). Во втором, при удачном стечении обстоятельств доход составит 151 000 ден.ед. , зато в случае маловероятного (Р = 0,01) выхода компании из бизнеса по номиналу владелец облигаций получит 51000 ден.ед. В таблице 10.1. сведены возможные варианты исходов для инвестора:
Таблица 11.1
Сравнительная характеристика инвестиций
-
Вид
Первый результат
Второй результат
Ценной бумаги
Веро-ятность
Доход (ден.ед.)
Откло-нение
Вероят-ность
Доход (ден.ед.)
Откло- нение
Акция
0,5
200 000
50 000
0,5
100 000
50 000
Облига-ция
0,99
151 000
1 000
0,01
51 000
99 000
Ожидаемый результат от обеих инвестиций одинаков - 150 000 ден.ед., поскольку для акции 0,5 х 200 000 + 0,5 х 100 000 = 150 000 = 0,99 х 151 000 + 0,01 х 51 000 = 150 000 ден.ед. Однако разброс результатов различен для этих инвестиций. Для акции среднее отклонение доходности составляет 50 000 ден.ед. = 0,5 х 50 000 + 0,5 х 50 000. Для облигации - 19 800 ден.ед. = 0,99 х 10 000 + 0.1 х 99 000.
Следовательно, осуществление инвестиции в акции является гораздо рискованней, чем вложение денег в облигации.
Однако, как и в первом из приведенных примеров, отклонения могут иметь разные знаки, и поэтому среднее отклонение может не отражать степень разброса рисков. В этом случае в качестве меры разброса применяется дисперсия и среднеквадратическое отклонение. В таблице 11.2 приведены расчеты этих показателей для нашего примера.
Таблица 11.2
Расчет показателей вариации рисков по инвестициям
-
Вид ценной бумаги
Расчет дисперсии 2 (б)
Среднеквадратическое отклонение (б)
Акция
0,5 * 25000000 + + 0,5 * 25000000 = 250000000
50000
Облигация
0,99 * 1000000 + 0,01 * 0,01 * 9801000000 = = 99000000
9950
Выше мы рассмотрели расчет показателей уровней риска, в которых результат достаточно прогнозируем. Однако, на практике уровень риска трудно прогнозируем и наиболее удобным методом его определения является метод экспертных оценок. Сущность этого метода заключается в комплексной оценке риска на основе его разложения по факторам. В качестве факторов (количество факторов должно быть не более 10) выступают показатели колеблемости и устойчивости основных параметров рынка, а также характеристики тенденций его развития. Чем сильнее вариация, тем больше риск и наоборот. Общая оценка риска делается по формуле:
R = , (11.1)
где R - уровень риска;
Bi - ранг i -го фактора, i = 1, n , n<10.
Wi - нормированный вес i -го фактора в общей оценке. .
Каждый риск описывается определенным числом факторов (не более десяти). Значения каждого из них ранжируются по уровню риска (по мере нарастания риска), затем нормируются. При этом каждому фактору присваивается на основе экспертных заключений свой вес, который отражает долю влияния фактора на общую величину уровня риска. Чем ближе уровень риска в 1 , тем меньше риск, чем ближе он к n ( для 10 факторов n = 10), тем он выше.
К оцениваемым факторам риска конъюнктурного характера, как показывает практика, относятся:
устойчивость и колеблемость рынка;
динамика и направление развития рынка;
конкурентность рынка (тип рынка, емкость рынка, число и мощность конкурирующих фирм, структура рынка по долям производства или потребления и т.п.);
производственные или потребительские факторы (в зависимости от типа риска);
организационные факторы предпринимательства (совершенство хозяйственного права, стабильность политической и экономической ситуации и т.п.);
прочие случайные и неучтенные факторы.
Объективные критерии риска носят устойчивый характер и не зависят от действий субъектов хозяйствования. Их следует учитывать как необходимые издержки риска, причем в ряде случаев следует адаптироваться к некоторым условиям неопределенности. Однако, в ряде случаев некоторые факторы риска поддаются, в известных пределах, маркетинговому воздействию. К их числу следует отнести:
ситуация в занятой нише рынка;
состояние портфеля заказов;
занятая доля рынка;
сбалансированность производства и продаж;
производственные, финансовые, сбытовые и прочие хозяйственные факторы;
конкурентоспособность фирмы и т.п.
Наряду с определением уровня риска важно установить зоны (области) риска. Зона риска - это пределы, в которых риск не превышает значение определенных величин, характеризующих уровень риска, но не более недопустимого уровня риска. По десятибалльной шкале можно выделить следующие зоны риска:
Таблица 11.3
Зоны риска по десятибалльной шкале
-
Границы зон риска (R)
0
0,1-2,5
2,6-5,0
5,1-7,5
7,6-10
Характеристи-ка зон риска
Риск от-сутствует
Минималь-ный
Повышен-ный
Критичес-кий
Недопус-тимый
Например: На основе экспертных заключений были получены оценки факторов риска подготовки к выпуску нового товара (электронного телефонного аппарата) и его реализации на рынке. Следует оценить общий риск опасности не реализации всей партии товара. Расчет уровня риска приведен в таблице 11.4.
Таблица 11.4
Расчет уровня внешнего риска по выпуску и реализации нового телефонного аппарата
-
№ п/п
Факторы риска
Конъюнктур-ная оценка
Ранг фактора
Вес фактора
Bi*Wi
Емкость рынка
Большая
3
0,08
0,24
Динамика развития рынка
Сильная колеблемость, рост с замедлением
4
0,09
0,36
Торговая марка
Малоизвестная
5
0,20
1.00
Конкурентоспособность товара
Высокая
1
0,15
0,15
Интенсивность конкуренции
Высокая
6
0,30
1,80
Производственные и финансовые факторы
Достаточно
2
0,01
0,02
Надежность торговых партнеров
Устанавливается
7
0,09
0,63
Производство и продажа предыдущих образцов электронной техни-ки
Успешное
2
0,01
0,02
Качество работы маркетинговой службы
Успешное
5
0,06
0,30
Форс-мажорные факторы
Высокий уровень
6
0,01
0,06
ИТОГО:
1,00
4,58
Средняя экспертная оценка риска производства и реализации нового электронного телефонного аппарата R = 4,58, что соответствует повышенному риску, близкому к критическому. В этом случае руководству следует выбирать между высоким риском и вероятно большими доходами от реализации принципиально нового изделия.
Раздел II.Конъюнктурные исследования отдельных видов рынков |
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции