16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
Следующим этапом изучения биржевой конъюнктуры является ее анализ и интерпретация. Комплексный анализ проводится в два этапа: на первом - производится расчет аналитических показателей, характеризующих какое-либо из качественных состояний биржевого рынка; на втором - определяются выявленные тенденции динамики и уровень колеблемости конъюнктуры.
Анализ биржевой конъюнктуры на основе динамических показателей проводится по:
динамике спроса и предложения;
динамике сделок;
динамике цен.
Важнейшим аналитическим показателем состояния биржевого рынка являются: ликвидность товара, соотношение спроса и предложения по данному товару (средний по группе товаров или в целом по бирже), индексы предложения и спроса за определенный период, индекс объема сделок за определенный период, общий и частные индексы цен по товарам и сделкам, чистый индекс средних (типичных) цен сделок с учетом темпов инфляции.
Динамика спроса и предложения характеризуется следующими показателями:
IСП = или , (16.1)
где IСП - индекс спроса по данному товару;
- объем спроса на предыдущих и последних торгах;
Р0,1 - цена спроса (сделки) на предыдущих и последних торгах.
IПР = или , (16.2)
где IПР - индекс спроса по данному товару;
- объем спроса на предыдущих и последних торгах;
Р0,1 - цена спроса (сделки) на предыдущих и последних торгах.
Например, на последних торгах суммарные объемы спроса и предложения составили соответственно 4 и 3 трил. ден.ед., на предыдущих - 5 и 2 трил.ден.ед. В данном случае Iсп = 0,8, Iпр = 1,2, то есть спрос на товар снизился на 20%, а предложение увеличилось на 20%.
, (16.3)
где: - соотношение спроса и предложения по данному товару.
Например, на торгах суммарный объем заявленного спроса составил 5 трил. ден.ед., а объем предложения - 2,5 трил.ден.ед. В этом случае соотношение спроса и предложения составило 1:0,5, то есть предложение покрыло всего 50% суммарного спроса.
Динамика объема сделок характеризуется следующими показателями:
Уровень ликвидности показывает отношение суммы заключенных сделок к сумме предложения по данному товару на торгах и рассчитывается по формуле:
, (16.4)
где: УЛ - уровень ликвидности по данному товару на торгах, %;
QСД - суммарный объем заключенных на торгах сделок по данному товару;
QПР - суммарный объем предложения данного товара на торгах.
Например, на торгах фруктовым концентратом объем предложения составил 500000$ , суммарный объем сделок составил 100000$. УСД = 100000 х 100 : 500000 = 20%. Таким образом, лишь 20% данного товара нашло своего покупателя.
Iсделок = или , (16.5)
где: Iсделок - индекс сделок;
- объем продаж на предыдущих и последних торгах;
Р0,1 - стоимость товара.
Динамика цен характеризуется следующими показателями:
, (16.6)
где: - индекс средних цен сделок;
Р0,1 - средние цены сделок на предыдущих и последующих торгах.
IP чис = , (16.7)
где: IP чис - чистый индекс средних цен сделок;
iP - индекс инфляции.
Например, индекс средних цен за август месяц по торговле нефтепродуктами составил 1,2, индекс инфляции - 1,09. В данном случае чистый индекс средних цен сделок составил 1,1, то есть помимо инфляции цены на нефтепродукты в августе месяце возросли на 10%.
На втором этапе анализа биржевой конъюнктуры выявляется динамика колеблемости и сезонности.
В биржевой практике различают длительные колебания (до 1 года), среднесрочные (2-3 мес.) и краткосрочные (до 1 мес.).
Длительные колебания связаны с фазами общецикличного развития экономики жизненного цикла изделия.
В качестве инструмента анализа длительных колебаний используются методы анализа временных рядов.
Среднесрочные колебания коррелируются с сезонностью производства товаров и условиями их транспортировки. Сезонные подъемы и спады конъюнктуры существенно влияют на коммерческую активность на биржевом рынке. Отсюда вытекает необходимость изучения сезонности динамики конъюнктуры. Для измерения сезонных колебаний часто используют индекс сезонности:
Iсез = (Кфак : Квыравн) х 100 , (16.8)
где Кфак - среднемесячный фактический уровень аналитического показателя биржевой конъюнктуры;
Квыравн - выравненный уровень аналитического показателя биржевой конъюнктуры за тот же период.
Например, аналитическому отделу брокерской фирмы было поручено сопоставить ежемесячную динамику продаж зерна в предыдущем и текущем годах. В результате расчетов были получены следующие данные:
-
Месяц
Объемы продаж зерна
Расчет. объемы прод.
Индексы сезон.
пред.год
Текущ.год
пред.год
Текущ.год
пред.год
текущ.год
Январь
20
14.0
6,79
140,33
294,5
99,8
Февраль
25
14.5
16,26
144,06
153,7
100,6
Март
30
15.0
25,72
147,79
116,6
101,5
Апрель
37
15.2
35,18
151,51
105,2
100,3
Май
42
15.5
44,64
155,24
94,0
99,8
Июнь
45
15.5
54,10
158,96
83,2
97,5
Июль
47
15.5
63,56
162,69
72,0
95,3
Август
55
17.5
73,03
166,42
75,3
105,2
Сетябрь
60
-
82,49
-
72,7
-
Октябрь
85
-
91,95
-
92,4
-
Ноябрь
125
-
101,41
-
123,8
-
Декабрь
135
-
110,87
-
121,7
-
Как показали расчеты, продажа зерна подвержена сезонным колебаниям. В летнее время наблюдается стабилизация продаж, с резким подъемом в осенние месяцы. В текущем году сезонные колебания снизились, однако, осенний подъем начался несколько ранее, чем в предыдущем году, что по всей вероятности связано с резким снижением суммарных объемов продаж. Краткосрочные колебания биржевой конъюнктуры определяются действием случайных факторов (погодные условия, нарушение транспортной доставки товара, стихийные бедствия, периоды отпусков, праздников), инфляционным ожиданием и спекулятивными действиями.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции