4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
С точки зрения конъюнктурных наблюдений рынки классифицируются следующим образом:
по степени организации рыночной инфраструктуры;
по функциональному назначению товара;
по территориальному признаку;
по объему продаж товаров, масштабам и степени конкуренции.
По степени организации рыночной инфраструктуры рынки разделяются на организованные и неорганизованные. К организованным рынкам следует отнести биржевую и банковскую системы, товарные ярмарки, систему научно-технических услуг и т.п. Неорганизованные рынки функционируют в основном посредством прямых связей контрагентов рынка.
Главной особенностью организованных рынков, с точки зрения изучения конъюнктуры, является наличие определенной информации о характере спроса и предложения. Например, на товарно-сырьевых и фондовых биржах информация о складывающейся конъюнктуре является более полной, чем о внебиржевом рынке за счет сложившейся системы учета биржевых сделок. Биржи публикуют информацию о торгах и дают определенный анализ конъюнктуры на основе индексов.
С другой стороны, полная информация о направлении рыночной конъюнктуры дает возможность более быстрого реагирования на ее изменения, что в свою очередь делает конъюнктуру более неустойчивой по отношению к средним величинам. Вместе с тем, биржевые колебания имеют меньшую дисперсию колебаний.
Неорганизованные рынки в меньшей степени подвержены резким колебаниям конъюнктуры, однако разброс показателей конъюнктуры более значительный, чем на организованном рынке.
Классификация рынков в зависимости от функционального назначения товаров представлена рисунком 3.1.
Примером характеристики рынков по объему продаж товаров, масштабам и степени конкуренции может служить матрица, представленная в таблице 4.1. Матрица заполняется данными в зависимости от фактического положения на рынке.
Таблица 4.1.
Характеристика рынков по объему продаж товаров и степени конкуренции
Типы рынков | Число пот-ребителей | Число произво-дителей | Вид товара | Контроль за ценами | Неценовая конкурен-ция |
Чистая конкуренция | Очень много | Очень много | Стандарт-ный | Отсутств. | Отсутств. |
Конкурентный рынок | Много | Очень много | Стандарт-ный | Отсутств. | Реклама и т.п. |
Монополисти-ческая конку-ренция | Много (Немного) | Несколько (Много) | Диффе-ренциро-ванный | В узких рамках | Реклама и т.п. |
Олигополия | Много | Несколько | Стандарт-ный или диффе-ренциро-ванный | Ограни-ченный | Различные формы |
Чистая монополия | Не много (Много) | Один | Уникаль-ный | Полный | Консью-меризм |
В и д ы р ы н к о в Рынки факторов производства Рынки услуг Товарные рынки Транспортные Земли, недвиж. производства Услуги населению Труда Научно-технические Машин и оборудова-ния Прочие Капитала Предметы длитель-ного пользования Кредитно-денежный рынок Предметы повсе-дневного спроса Рынок инвестиций Фондовый рынок
Рынки машин и оборудования
Рынки сырья
Предметы личного потребления
Рынки кредит-ных ресурсов
Валютные рынки
Первичный Рынок цен-ных бумаг
Вторичный
Рис. 2.1. Классификация рынков по функциональному назначению товара
Каждый из функциональных и территориальных рынков имеет собственную организационную структуру, что и определяет существенные различия в методах и показателях оценки их конъюнктуры.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции