logo
1___2007

4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.

С точки зрения конъюнктурных наблюдений рынки классифицируются следующим образом:

По степени организации рыночной инфраструктуры рынки разделяются на организованные и неорганизованные. К организованным рынкам следует отнести биржевую и банковскую системы, товарные ярмарки, систему научно-технических услуг и т.п. Неорганизованные рынки функционируют в основном посредством прямых связей контрагентов рынка.

Главной особенностью организованных рынков, с точки зрения изучения конъюнктуры, является наличие определенной информации о характере спроса и предложения. Например, на товарно-сырьевых и фондовых биржах информация о складывающейся конъюнктуре является более полной, чем о внебиржевом рынке за счет сложившейся системы учета биржевых сделок. Биржи публикуют информацию о торгах и дают определенный анализ конъюнктуры на основе индексов.

С другой стороны, полная информация о направлении рыночной конъюнктуры дает возможность более быстрого реагирования на ее изменения, что в свою очередь делает конъюнктуру более неустойчивой по отношению к средним величинам. Вместе с тем, биржевые колебания имеют меньшую дисперсию колебаний.

Неорганизованные рынки в меньшей степени подвержены резким колебаниям конъюнктуры, однако разброс показателей конъюнктуры более значительный, чем на организованном рынке.

Классификация рынков в зависимости от функционального назначения товаров представлена рисунком 3.1.

Примером характеристики рынков по объему продаж товаров, масштабам и степени конкуренции может служить матрица, представленная в таблице 4.1. Матрица заполняется данными в зависимости от фактического положения на рынке.

Таблица 4.1.

Характеристика рынков по объему продаж товаров и степени конкуренции

Типы рынков

Число пот-ребителей

Число произво-дителей

Вид товара

Контроль за ценами

Неценовая конкурен-ция

Чистая конкуренция

Очень много

Очень много

Стандарт-ный

Отсутств.

Отсутств.

Конкурентный рынок

Много

Очень много

Стандарт-ный

Отсутств.

Реклама и т.п.

Монополисти-ческая конку-ренция

Много (Немного)

Несколько (Много)

Диффе-ренциро-ванный

В узких рамках

Реклама и т.п.

Олигополия

Много

Несколько

Стандарт-ный или диффе-ренциро-ванный

Ограни-ченный

Различные формы

Чистая монополия

Не много (Много)

Один

Уникаль-ный

Полный

Консью-меризм

В и д ы р ы н к о в

Рынки факторов производства

Рынки услуг

Товарные рынки

Транспортные

Земли, недвиж. производства

Услуги населению

Труда

Научно-технические

Машин и оборудова-ния

Прочие

Капитала

Предметы длитель-ного пользования

Кредитно-денежный рынок

Предметы повсе-дневного спроса

Рынок инвестиций

Фондовый рынок

Рынки машин и оборудования

Рынки сырья

Предметы личного потребления

Рынки кредит-ных ресурсов

Валютные рынки

Первичный

Рынок цен-ных бумаг

Вторичный

Рис. 2.1. Классификация рынков по функциональному назначению товара

Каждый из функциональных и территориальных рынков имеет собственную организационную структуру, что и определяет существенные различия в методах и показателях оценки их конъюнктуры.