14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
Индикаторы биржевой конъюнктуры, в общем виде, можно подразделить на показатели, характеризующие инструменты биржевого рынка - ценные бумаги, показатели уровня спроса и предложения на рынке, индикаторы динамики конъюнктуры.
Оценка ценных бумаг производится на основе следующих показателей: рейтинг ценной бумаги; показатели цены ценной бумаги, как товара; ликвидность ценной бумаги; показатели доходности.
Рейтинг ценной бумаги - комплексный показатель, характеризующий “качество” и “инвестиционную привлекательность” для инвестора как в отношении получения дохода от вложенного капитала, так и надежность его помещения. Рейтинг ценных бумаг производится специализированными независимыми фирмами путем отнесения ценных бумаг по их видам, внутри вида по степени надежности, доходности и курсовой цены. Существуют разнообразные методики расчета и обозначения рейтинга (буквенные, цифровые, буквенно-цифровые, специальные значки).
Например: В США рейтинг облигаций, определяемый фирмой “Стандарт энд Пурс”, состоит из буквенных обозначений девяти категорий: ААА, АА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС, СС, С (по снижению качества облигаций).
Очень важным понятием оценки ценных бумаг является их котирование. Под котировкой понимается допуск ценной бумаги на биржевые торги и определение ее биржевого курса.
Курс ценной бумаги - цена, по которой она покупается и продается на бирже.
Курс ценной бумаги зависит от ее вида.
Курс акции прямо пропорционален приносимому размеру дохода и обратно пропорционален преобладающей в данное время ставке ссудного процента. Курс акции падает при росте ставок процента и растет вместе с ростом выплачиваемых дивидендов. Курсовая цена акции, рассчитываемая в зависимости от этих факторов, определяется по следующей формуле:
Кпр. = , (14.1)
где: Кпр. - курс простой акции;
Д - размер дивиденда;
I - ставка ссудного процента.
Кприв. = , (14.2)
где: Кприв. - курс привилегированной акции;
Нд - фиксированная норма дохода на номинал акции.
Инвестор может рассчитывать на совокупную доходность приобретенной ценной бумаги в виде дивиденда на акцию и курсовой разности стоимости акции при ее покупке и продаже.
Динамика курса акций находится под воздействием одного из основных показателей деятельности акционерного общества - регулярности выплаты дивидендов и их величины. Падение дивидендных выплат приводит к резкому сокращению курсовой стоимости акций с опережающей скоростью.
Курс облигации зависит от дохода по ней, выкупной цены и срока погашения
К облиг.= , (14.3)
где: К облиг. - курс облигации;
Q - современная величина выкупной цены облигации;
Y - современная величина периодически выплачиваемого дохода;
С - выкупная цена облигации.
Важнейшим показателем оценки ценной бумаги является ее доходность. Размер дохода по облигациям и векселям легко определяется условиями размещения этих ценных бумаг.
Ожидаемый доход от акций производственных и других корпораций в большей степени зависят от финансово-экономического состояния этих компаний. Для инвесторов компании доходность по акциям связана с понятием дивиденда. Размер дивиденда, приходящийся на одну акцию, определяется по формуле:
Д = = Н i, (14.4)
где: Д - дивиденд, приходящийся на акцию;
Пд. - сумма выплаченных дивидендов на обыкновенные акции;
Т - количество выпущенных акций;
Н -- номинал акции;
I - процент дивидендов по акции.
Уровень ликвидности характеризует наличие (отсутствие) спроса на данную ценную бумагу. Он рассчитывается как отношение суммы заключенных сделок к сумме предложения по данной ценной бумаге на биржевых торгах и рассчитывается по формуле:
Ул = , (14.5)
где: Ул - уровень ликвидности по данной ценной бумаге на торгах, %
Qсд - суммарный объем заключенных на торгах сделок по данной ценной бумаге;
Qпр - суммарный объем предложения на торгах.
Оценка состояния уровня спроса и предложения на фондовой бирже осуществляется на момент открытия биржи, постоянно в течение биржевого дня, на момент закрытия биржи. Информация о спросе и предложении поступает на электронное табло, расположенное в биржевом зале, распространяется по каналам компьютерной связи, публикуется в биржевых бюллетенях. Для оценки спроса и предложения на фондовом рынке используется следующая система основных показателей:
1. Оценка предложения:
а) номинал акции;
б) количество предлагаемых к торгам ценных бумаг;
в) суммарный объем предложения в национальной или другой валюте;
г) число предложений;
д) средняя цена предложения;
е) минимальная и максимальная цена предложения;
ж) дивиденд по акциям.
2. Оценка спроса:
а) объем заявленных ценных бумаг;
б) суммарный объем спроса в национальной или другой валюте;
в) число заявок на покупку;
г) средняя цена спроса;
д) минимальная и максимальная цена спроса.
3. Результаты сделок:
а) количество сделок;
б) количество проданных ценных бумаг;
в) объем продаж в национальной или другой валюте;
г) суммарный объем заключенных сделок по данному виду ценных бумаг в национальной валюте;
д) минимальная и максимальная цена сделок;
е) цена акции на момент закрытия;
ж) изменение в цене акции по сравнению с предыдущими торгами;
е) средняя цена сделок;
и) рейтинг ценной бумаги;
к) доля оборота биржи в общем обороте фондового рынка в регионе.
На основе показателей динамики конъюнктуры фондового рынка производится анализ биржевой конъюнктуры. Поэтому, показатели динамики и методика анализа конъюнктуры будут рассмотрены в следующем параграфе темы.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции