17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
Показатели производственной конъюнктуры в общем виде можно подразделить на показатели, оценивающие собственно производство данного товара, и показатели, оценивающие самих производителей. И те и другие показатели с точки зрения целей конъюнктурного анализа можно подразделить на показатели выпуска продукции, ее качества и конкурентоспособности.
Для оценки простой конъюнктуры производства товаров потребительского спроса используют следующие показатели:
по выпуску продукции: объемы производства и реализации товара по номенклатуре;
по качеству продукции: торговая марка, класс и сортность товара.
Обеспечение конкурентоспособности товара прежде всего связано с его потребительскими параметрами. Параметры, характеризующие конкурентоспособность, принято подразделять на технические ( параметры назначения, эргономические, нормативные, эстетические и т.п.), экономические и организационные (система скидок, условий платежа и поставок, комплектность поставок, сроки и гарантии и т.п.).
Исходя из параметров, можно оценить конкурентоспособность аналогов товаров (К):
, (17.1)
где I’, I’’ - соответственно групповой показатель оценки 1-го и 2-го сравниваемых товаров;
qi - параметрический показатель по i-му параметру, рассчитываемый по следующей формуле:
, (17.2)
где P - величина параметра изделия;
P100 - величина параметра эталонного изделия;
ai - вес i - го параметра;
n - число параметров, подлежащих оценке.
Оценка самих производителей производится на основе показателей фактического производства продукции и потенциальной мощности производственных площадей.
Оценка уровня конкурентоспособности, особенно с развитием рыночной среды, должна осуществляться постоянно в процессе функционирования фирмы. Цель проведения оценки состоит в своевременном выявлении отставании от фирм конкурентов в удовлетворении потребностей.
Важнейшим показателем уровня конкурентоспособности является доля рынка. Она может исчисляться в масштабах региона, национальной экономики, мировом. Каждая фирма в зависимости от размеров претензий в бизнесе сама избирает его сравнительный уровень.
Д = П / Q , (17.3)
где Д - доля рынка, занимаемого данной фирмой товаром;
П - объем продаж (услуг) фирмы;
Q - суммарный объем реализации товаров и услуг на анализируемом рынке.
Представляет интерес не только статичная величина коэффициента, но и его динамика, которая показывает изменение позиций фирмы. Данный показатель носит обобщающий характер, что, во-первых, не позволяет определить факторы потери конкурентных позиций, а, во-вторых, может давать запоздалую информацию, когда возможности исправления ситуации в значительной мере утрачиваются. В связи с этим, для оценки конкурентоспособности желательно использовать систему показателей в сравнении с соответствующими показателями фирм-конкурентов-производителей.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции