logo
1___2007

17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров

Показатели производственной конъюнктуры в общем виде можно подразделить на показатели, оценивающие собственно производство данного товара, и показатели, оценивающие самих производителей. И те и другие показатели с точки зрения целей конъюнктурного анализа можно подразделить на показатели выпуска продукции, ее качества и конкурентоспособности.

Для оценки простой конъюнктуры производства товаров потребительского спроса используют следующие показатели:

Обеспечение конкурентоспособности товара прежде всего связано с его потребительскими параметрами. Параметры, характеризующие конкурентоспособность, принято подразделять на технические ( параметры назначения, эргономические, нормативные, эстетические и т.п.), экономические и организационные (система скидок, условий платежа и поставок, комплектность поставок, сроки и гарантии и т.п.).

Исходя из параметров, можно оценить конкурентоспособность аналогов товаров (К):

, (17.1)

где I’, I’’ - соответственно групповой показатель оценки 1-го и 2-го сравниваемых товаров;

qi - параметрический показатель по i-му параметру, рассчитываемый по следующей формуле:

, (17.2)

где P - величина параметра изделия;

P100 - величина параметра эталонного изделия;

ai - вес i - го параметра;

n - число параметров, подлежащих оценке.

Оценка самих производителей производится на основе показателей фактического производства продукции и потенциальной мощности производственных площадей.

Оценка уровня конкурентоспособности, особенно с развитием рыночной среды, должна осуществляться постоянно в процессе функционирования фирмы. Цель проведения оценки состоит в своевременном выявлении отставании от фирм конкурентов в удовлетворении потребностей.

Важнейшим показателем уровня конкурентоспособности является доля рынка. Она может исчисляться в масштабах региона, национальной экономики, мировом. Каждая фирма в зависимости от размеров претензий в бизнесе сама избирает его сравнительный уровень.

Д = П / Q , (17.3)

где Д - доля рынка, занимаемого данной фирмой товаром;

П - объем продаж (услуг) фирмы;

Q - суммарный объем реализации товаров и услуг на анализируемом рынке.

Представляет интерес не только статичная величина коэффициента, но и его динамика, которая показывает изменение позиций фирмы. Данный показатель носит обобщающий характер, что, во-первых, не позволяет определить факторы потери конкурентных позиций, а, во-вторых, может давать запоздалую информацию, когда возможности исправления ситуации в значительной мере утрачиваются. В связи с этим, для оценки конкурентоспособности желательно использовать систему показателей в сравнении с соответствующими показателями фирм-конкурентов-производителей.