15.2. Валютные котировки и факторы их движения
С точки зрения субъектов валютного рынка изучение конъюнктуры сводится к анализу цены той или иной валюты - оценке динамики валютного курса.
Валютные курсы могут быть фиксированными, т.е. определяться национальным банком страны, или “плавающими” - свободно формируемыми валютным рынком на основе спроса и предложения.
В большинстве стран, в том числе и на Украине, курсы иностранных валют выражаются в национальной валюте. Такая система называется прямой котировкой валют.
Прямая котировка: 1$ = 5,45 гривен.
Нью-Йорк и Лондон являются одними из немногих валютных центров, в которых применяются косвенные котировки. При этой системе национальная денежная единица страны приравнивается к некоторому числу денежных единиц другой страны.
Косвенная котировка: 1 гривна = 0,1834$
Между прямой и косвенной котировкой существует следующая взаимосвязь:
Косвенная котировка = 1 / прямая котировка
Однако, независимо от общепринятой в данной стране системе котировок, при совершении международных сделок один из партнеров будет вынужден использовать косвенную котировку.
Как и на всех видах рынков, на валютном рынке совершаются сделки между более чем двумя партнерами. В случае, если каждый из партнеров является представителем разных стран, то встает проблема котирования двух валют через третью. Соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты, называется кросс-курс.
При операциях с валютой на основе кросс курсов чаще всего используется доллар США, поскольку он принят в качестве резервной валюты.
В зависимости от длительности совершения сделки котировки принято делить на спот курсы и форвард курсы.
Спот-курс - цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны, установленная на момент сделки, при условии обмена валютами банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки.
Курс форвард - цена, по которой данная валюта продается или покупается при условии поставки ее на определенную дату в будущем.
Поскольку денежные знаки на валютном рынке представляют собой особый товар, измеряемый через денежные знаки другой страны, поэтому курс для продавца валюты и покупателя валюты отличаются друг от друга на некоторую величину, называемую маржой. Как правило, курс покупки меньше курса продажи. Разница (маржа) между ними составляет доход профессиональных валютных маклеров.
На большинстве валютных рынках применяется процедура котирования называемая “факсингом”.Сущность такой операции заключается в последовательном определении и регистрации межбанковского курса на основе последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой из котируемых валют, а затем выведения собственного курса.
Расчетные операции с валютой осуществляют банковские учреждения. От того какую политику проводит тот или иной банк, во многом зависит валютная конъюнктура. Особенности валютного рынка позволяют банковским структурам достаточно активно влиять на состояние валютного рынка. При этом возможны различные банковские соглашения и даже сговор. В связи с этим, для контроля со стороны национального банка за общим направлением валютной политики банка во многих странах вводятся показатели валютной позиции.
Соотношение возможностей и обязательств банка в иностранной валюте определяет его валютную позицию. В случае их равенства принято говорить о закрытой позиции, при несовпадении – открытой.
Открытая позиция при неблагоприятной конъюнктуре может привести к убыткам банка. Открытая валютная позиция может быть короткой, если активы меньше пассивов, при обратном сочетании позиция считается длинной.
Пересчет может производить в два этапа: сначала в “сильной” валюте, затем перевод расчета в национальную.
Искусственное поддержание валютных позиций на протяжении нескольких дней расценивается как валютная спекуляция.
На динамику валютного курса оказывают влияние ряд факторов:
общеэкономическая конъюнктура;
валютная политика государства;
состояние денежной системы страны;
конъюнктура мирового валютного рынка;
объемы и сроки валютных операций.
Конъюнктура валютного рынка страны в большой степени зависит от общеэкономической ситуации. Колебания курса национальной валюты являются очень чувствительным экономическим барометром не только экономических, но и политических изменений, происходящих в стране. Причем, как правило, они опережают их последствия и в ряде случаев носят спекулятивный характер.
Развитость внутреннего валютного рынка страны и конвертируемость ее валюты в целом зависит от проводимой валютной политики государства.
Как правило, валютный контроль государства сводится к следующим мерам:
полной или частичной фиксации курса национальной валюты;
регулированию маржи по валютным операциям;
регламентации деятельности валютных бирж и аукционов;
ограничению на вывоз или ввоз национальной и иностранной валюты;
регулированию хождения иностранной валюты на территории страны и порядка ее обмена.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на количественные характеристики конъюнктуры валютного рынка, является состояние денежной системы страны. На курс национальной валюты оказывает влияние размер номиналов денежных знаков, количество наличных денежных знаков, находящихся в обращении, скорость обращения денег, состояние кредитной системы. Наибольшее влияние на валютный курс национальной валюты оказывают инфляционные процессы. На определенном этапе для валютных маклеров инфляция является благоприятной, поскольку позволяет играть на опережающей марже. Однако, на этапе торможения инфляции спрос на валюту как на резерв снижается, что приводит к снижению маржи. Скорость обращения денег тесно связана с сезонными колебаниями. Как правило, в летний период количество валютных сделок снижается, а рыночная конъюнктура в этот период более спокойная. С началом осени кредитно-денежная система, а затем и валютный рынок оживают, что может привести к изменению курсов валюты.
Остальные из приведенных факторов, влияющих на конъюнктуру, зависят от состояния государственного регулирования валютных операций в данной стране.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции