12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
В зависимости от перечисленных задач и направлений изучения общехозяйственной конъюнктуры используется система различных экономических показателей. Все разнообразие показателей, характеризующих общеэкономическую конъюнктуру, принято делить на макроэкономические и показатели состояния конъюнктуры отдельных видов рынков, в наибольшей степени влияющие на состояние экономики в целом.
К макроэкономическим показателям относятся:
комплексные показатели, характеризующие структуру и динамику производственного процесса в масштабах страны;
показатели структуры и динамики производства отдельных отраслей;
показатели структуры и динамики совокупного спроса.
К комплексным показателям общехозяйственной конъюнктуры относятся:
национальное богатство,
валовой национальный продукт,
валовой внутренний продукт,
национальный доход,
чистый национальный доход,
чистый материальный продукт.
Основным агрегатным показателем общехозяйственной конъюнктуры является валовой национальный продукт (ВНП).
Этот показатель точнее всего отражает состояние конечного спроса, определяющего в любой момент состояние экономики страны. Динамика ВНП соответствует динамике экономического цикла средней волны: в период кризиса величина ВНП снижается, а в период подъема повышается.
Этот показатель публикуется в сопоставимых и текущих ценах, что позволяет получить динамическую картину общехозяйственной конъюнктуры.
К группе показателей, характеризующих движение промышленного производства, являющегося основой конъюнктуры предложения, относятся:
индекс промышленного производства;
выпуск продукции в абсолютных и стоимостных единицах измерения;
объемы производственных мощностей и степень их загрузки;
показатели эффективности производства (производительность труда, оборудования, норма рентабельности).
Индекс промышленного производства (физического объема) рассчитывается по следующей формуле:
, (12.1)
где Iq - индекс промышленного производства;
Q0,1 - соответственно базисный и фактический выпуск продукции;
P0,1 - соответственно базисные и фактические цены.
Индекс промышленного производства позволяет оценить динамику объема производства как по всей промышленности, так и по отдельным ее отраслям. Этот относительный показатель позволяет устранить влияние изменения цен и дает возможность сравнительного анализа конъюнктуры производства разных стран. Динамика этих индексов (сводных и отраслевых) в общем виде соответствует движению среднесрочного экономического цикла деловой активности: в период кризиса уровень индекса снижается, в периоды подъемов - возрастает. Особая важность использования этого индекса в анализе динамики общехозяйственной конъюнктуры состоит в том, что он дает возможность определить момент перехода от фазы оживления к фазе подъема, поскольку именно сравнительный рост производства за фазой оживления характеризует фазу подъема.
Выпуск продукции в абсолютных единицах показывает динамику объема производства той или иной продукции на предприятии, в отрасли, стране.
Загрузка производственных мощностей отражает степень использования оборудования. Динамика этого показателя соответствует динамике делового цикла средней длины, т.е. в период экономического кризиса загрузка снижается, и наоборот, в период подъема - растет.
Показатель производительности труда отражает количество затраченного труда, т.е. эффективность общественного производства. Этот показатель является усредненным и может существенно варьировать по отраслям. На фазе кризиса производительность труда падает, при оживлении деловой активности растет максимально, на фазе подъема растет с замедлением.
Занятость и безработица являются важнейшими индикаторами состояния социальной сферы. В периоды кризиса безработица растет ускоренными темпами, в период депрессии растет с замедлением.
В странах рыночной экономики одним из основных показателей СНС является валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за год. Значение ВНП заключается в том, что он является наиболее всеохватывающим показателем, отражая конечные результаты деятельности как производственной, так и непроизводственной сферы. Показатель ВНП вместе со своей структурой является основой международных экономических сопоставлений, а также оценивает степень интеграции страны в мирохозяйственные связи.
Особенностями расчета ВНП является то, что в нем учитываются только конечные результаты деятельности экономических субъектов, т.е. товары и услуги для конечного пользования без учета используемых для их производства промежуточных продуктов. Этим достигается исключение повторного счета по одному и тому же продукту, участвующему в производстве конечного продукта. С этой целью в СНС используется показатель добавленной стоимости, которая представляет собой выручку от продажи готового продукта за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов (предметов труда), называемых промежуточным продуктом. Например, в ВНП электроэнергия учитывается лишь один раз - как добавленная стоимость того производства, для которого она является готовым продуктом. При производстве всех других товаров с использованием электроэнергии, она является промежуточным продуктом и не включается в конечный результат данного производства.
Существует два различных подхода к измерению ВНП. Первый отражает взгляд на ВНП как на сумму всех расходов, необходимых для выкупа на рынке всего объема производства. Этот подход к определению ВНП иногда называют методом потока товаров.
Другой подход характеризует взгляд на ВНП с точки зрения дохода, полученного в процессе производства ВНП. Этот подход к определению ВНП основан на распределительном принципе.
Более глубокий анализ этих двух подходов позволяет сделать вывод, что ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года. В системе национальных счетов расчеты ВНП обоими методами ведутся параллельно и независимо друг от друга. Затем показатели потока товаров и потока доходов балансируются с помощью построения системы балансов.
Два подхода к расчету ВНП можно представить в виде следующей схемы (цифры условные):
ПОДСЧЕТ ПО МЕТОДУ ПОТОКА ТОВАРОВ |
| ПОДСЧЕТ ПО МЕТОДУ ПОТОКА ДОХОДОВ |
|
| -3330 |
| -2990 |
| -790 |
| -520 |
| -990 |
| -400 |
| -90 |
| -670 |
|
|
| -400 |
ВНП | 5000 | ВНП | 5000 |
Валовой национальный продукт следует отличать от валового внутреннего продукта, который включает ВНП и разницу между прибылью и заработной платой, полученными соответственно капиталом и наемными рабочими в зарубежных странах и таким же показателем для капитала и рабочих из других стран.
Расчеты объема ВНП обычно ведутся тремя методами: производственным, распределительным и конечного использования.
При расчете производственным методом ВНП определяется как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей народного хозяйства. При этом в ВНП не включается стоимость израсходованного сырья, материалов, топлива, энергии и других материальных ресурсов, а также оказанных хозяйственными единицами услуг. На стадии формирования доходов ВНП определяется как общая сумма доходов хозяйственных звеньев и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационных отчислений (оценка износа). При этом по действующей методологии к доходам относится:
оплата труда;
прибыль;
чистый доход колхозов;
доходы, полученные в порядке индивидуальной деятельности и др.
Использованный ВНП определяется по величине конечного потребления материальных благ и услуг, капитальных вложений, прироста материальных оборотных и сальдо внешнеторговых операций.
Взятый в целом, ВНП характеризует народнохозяйственные результаты экономической деятельности предприятий и организаций, независимо от того, где они и их филиалы, дочерние и совместные предприятия территориально расположены.
В отличие от валового национального продукта показатель валового внутреннего продукта отражает производство материальных благ и услуг хозяйственными единицами на территории страны.
В странах рыночной экономики определяется показатель чистый национальный продукт как разность валового национального продукта и амортизации (возмещение изношенного капитала).
Чистый материальный доход рассчитывается как сумма вновь созданной стоимости в сфере материального производства.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции