18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
Целесообразность коммерческой деятельности в сфере производства определяется спросом на выпускаемую продукцию, которая удовлетворяет конкретные потребности ее потребителей. Несколько иначе обстоит дело при осуществлении бизнеса в сфере НИОКР, которой присущ ряд существенных особенностей:
временный отрыв результатов научной деятельности от внедрения в производство;
неопределенность результатов НИОКР;
элементы риска и неоправданных затрат;
высокая капиталоемкость научных исследований;
индивидуальность и творческий характер научных исследований.
Каждая из этих особенностей накладывает существенные ограничения на изучение конъюнктуры рынка научно-технической продукции.
Первая особенность предопределяет взаимодействие между научно-техническими организациями и их заказчиками (в отличие от других сфер коммерческой деятельности в научно-технической потребителя принято именовать заказчиком), который схематично представлены на рис. 18.1.
С хема “а” соответствует порядку выполнения научно-техзнических работ “под заказ”, в соответствии с которыми выполняется большинство НИОКР. Схема “б” соответствует более высокому уровню научно-технических разработок. В этом случае научно техническая фирма, обладая принципиально новой разработкой, сама заинтересована в поиске наиболее выгодного заказчика. Как правило, контракты на разработку новой техники и технологии являются очень выгодными для разработчиков, поскольку ставят их в исключительное положение по отношению к производителям старых аналогов. Вместе с тем, разработка новой техники и технологии связана с большими затратами, что в ряде случаев делает проведение такого рода работ коммерчески малопривлекательными с точки зрения непосредственных производителей, готовых к приобюретению разработки лишь на стадии опытного образца. В этом случае научная организация ищет инвестиционного посредника, который берет на себя финансирование разработки на условии полного или частичного права на ее рапространение.
Неопределенность результатов НИОКР делает капиталовложения в сферу разработок достаточно рискованными.
В то же время прибыль от реализации прогрессивных нововведений может многократно превышать затраты на их разработку. Разрешить противоречие между высоким риском и потенциальной прибыльностью позволяет венчурная форма осуществления НИОКР.
Принципиальная схема венчурного финансирования аналогична схеме “в” на рис. 17.1., с тем отличием, что в роли инвестиционного посредника выступает специализированная венчурная фирма. Она принимает на себя весь риск возможности получения отрицательного результата, но в то же время обладает большими правами собственности по отношению к нововведениям, имеющим коммерческий успех. Все более широкое распространение данной формы осуществления НИОКР основано на том, что диверсификация венчурного капитала позволяет с лихвой перекрыть затараты на неудачные разработки высокой отдачей от реализации пользующихся спросом нововведений.
Особенности рынка научно-технической продукции определяются существующим несовпадением затрат и результатов. По разработкам, имеющим практическое применение, соотношение между ними имеет следующий вид (таблица 18.1).
Учет данного обстоятельства предполагает, что внутренняя структура научно-технических фирм должна быть направлена на реализацию трех основных функций:
выявление потребности в нововведениях;
собственно выполнение НИОКР, ставящее целью восполнение этих потребностей;
наиболее широкое распространение полученных научно-технических результатов, как в национальной экономике, так и посредством их экспорта.
Таблица 18.1.
Соотношение затрат и доходов при осуществлении и реализации НИОКР
-
Укрупненные этапы НИОКР
Трудоемкость в % к итогу
Затраты в % к итогу
Доходы в % к итогу
1. Разработка нововведений
60
40
0
2. Внедрение и освоение
30
40
10
3. Распространение или тиражирование
10
20
90
ИТОГО
100
100
100
Если при организации фирмы не удается обеспечить действующую реализацию этих функций, то такое дело лучше не начинать вообще.
Даже при наличии высококвалифицированного персонала в области осуществления разработок, но без налаженной системы реализации и распространения результатов НИОКР, затраты фирмы будут составлять 80% от совокупных, а доходы только 10% от потенциальных (см. таблицу 18.1). Понятно, что такой бизнес обречен на провал.
Свидетельством правоты этого утверждения является повышение подавляющего большинства научно-технических организаций Украины и других стран СНГ после краха административно-командной системы. Имея солидный научно-технический потенциал и портфель заверенных научно-технических разработок, который зачастую превышал мировой уровень, они в то же время оказались на грани банкротства. Причина - неумение распорядиться достигнутыми результатами в условиях рынка.
Для реализации функции выявления потребности в нововведениях необязательно создавать отдельные структурные подразделения. Более того, практика свидетельствует, что данную функцию лучше всего выполняют сами разработчики при наличии у них очень важного качества - предвидения потребительской ценности новшества.
Изучение конъюнктуры потребности в нововведениях осуществляется по двум направлениям:
определение “узких мест“ существующих технологий и формирование задачи по их устранению;
поиск практического применения для уже полученных научно-технических результатов с целью достижения коммерческого успеха при их реализации.
В практике правильной оценки складывающейся конъюнктуры найдутся многочисленные примеры как первого, так и второго подходов. Так, например, компания “Зинмарк” начала свою деятельность с тщательного изучения работы химических лабораторий. В ходе этого анализа было выявлено, что одной из наиболее болезненных проблем в большинстве из них бала высокая трудоемкость и издержки по отработке и проверки посуда для химических реактивов. Таким образом, была сформирована задача о механизации этого процесса, которая через некоторое время была успешно решена. Полученные результаты по отработке химической посуды увеличили оборот фирмы за 4 года в 75 раз. Была создана новая отрасль по механизации трудоемких работ в научных лабораториях, в которой фирма “Зинмарк” стала несомненным лидером.
Примером второго рода является коммерческая идея по реализации на потребительском рынке персональных компьютеров. Она принадлежала фирме “Эппл”, которая нашла применение результатам научных исследований фирмы “Ксерокс”, рукководство которой посчитало их абсолютно бесполезными для практического применения.
После постановки задачи, ее реализация должна быть поручена научно-техническому персоналу фирмы. Здесь успех определяется исключительно научной компетентностью и научной квалификацией сотрудников.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции