13.2. История развития финансового рынка Украины3
Финансовый рынок Украины возник с провозглашением независимости страны и сразу ощутил на себе всю жесткость и бескомпромиссность международной финансовой системы. Вхождение этого сектора украинской экономики в мировую хозяйственную систему является, пожалуй, одним из самых актуальных и в то же время самым проблематичным, поскольку оно обусловлено большим числом объективных и субъективных факторов. Однако самой большой проблемой стало его формирование при отсутствии исторических корней и оторванности украинской финансовой системы советского периода от мировых финансовых рынков.
Пока еще рано говорить о завершенности создания финансового рынка Украины, поскольку на его формировании отражаются все кризисные явления, проявившиеся на этапе трансформации экономики Украины. И все же ряд его основных элементов уже сформирован, и они выполняют свои функции. К сожалению, финансовая система страны в конце 90-х годов была одним из самых слабых функциональных звеньев национальной экономики и очень вяло содействовала выполнению главной цели — ее укреплению и развитию, а также подъему жизненного уровня населения.
Финансовый рынок Украины состоит из трех основных частей:
валютного рынка, на котором компании и коммерческие банки покупают и продают различные твердые и мягкие валюты (на начало 1998 г. активные торги проходят по долларам США, немецким маркам, российским и белорусским рублям);
межбанковского денежного рынка (рынка кредитов и депозитов);
рынка ценных бумаг, на котором обращаются корпоративные и государственные ценные бумаги.
Ниже представлены периоды времени, на протяжении которых проходили наиболее серьезные изменения в финансово-экономической жизни Украины:
сентябрь 1996 г. — введение национальной валюты — гривны;
1998 г. по н/в - начало денежного этапа приватизации.
К числу самых крупных составных частей финансового рынка Украины относится межбанковский денежный рынок. Его функционирование в основном определяется различными видами услуг, предоставляемых банковской системой Украины. Эта система в 1998 г. была представлена четырьмя группами банков, существенно отличающихся по размерам капитала и характеру деятельности:
• банки “первой волны” (бывшие государственные банки);
• банки “второй волны” (коммерческие банки);
• банки со 100% иностранным капиталом;
• прочие банки (малые).
Главный показатель характеризующий деятельность банка — размер его капитала, от которого зависят, в первую очередь, защита банка от риска и кредит доверия к банку со стороны инвесторов. В связи с этим, можно заметить, что суммарная величина собственных средств банков первой группы на начало 1998 г. была эквивалентна сумме всех собственных средств остальных банков.
Для банков первой группы характерно медленное развитие набора услуг и их объемов, поскольку их главными клиентами были государственные учреждения и предприятия агропромышленного комплекса, оказавшиеся на этапе трансформации экономики в неудовлетворительном финансовом положении. В свою очередь, коммерческие банки отличались постоянным расширением набора услуг, улучшением их качества и ускоренным ростом капитала, который тем не менее был довольно ограниченным. Именно эти банки наиболее быстро приспосабливались к постоянно меняющейся рыночной действительности. Для банков с иностранным капиталом главной проблемой стала адаптация к специфической обстановке экономической жизни Украины, что и послужило причиной их приоритетной ориентации на иностранные совместные предприятия в Украине.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции