6.2. Методы фундаментального анализа
Если исходить из традиционной классификации методов, используемых в конъюнктурном анализе, то в целом их можно подразделить на следующие группы:
Методы экономического общесистемного анализа.
Экономико-математические методы.
Экономико-статистические и методы.
Основными методами общесистемного анализа экономической конъюнктуры являются:
методы сравнения;
визуально-графические методы;
балансовый метод;
формально-логические методы.
Методы сравнения основаны на сопоставлении моментов состояния экономической конъюнктуры, как при помощи количественных показателей, так и качественных характеристик процесса.
Количественные сравнения проводятся при помощи абсолютных и относительных показателей динамики (темпы роста, прироста, средние величины, дисперсия и среднеквадратическое отклонение). Особую роль в анализе тренда конъюнктуры играют первая и вторая производная кривой конъюнктуры.
Качественные методы используются для сравнения сложных процессов, которые не поддаются численным характеристикам. К таким методам можно отнести такие своеобразные методы сравнения - как жесты дилеров на бирже, своеобразный слэнг биржевых дилеров «медведи», «быки» и т.п., использование причастий и причастных оборотов - «хорошо», «плохо», «благоприятная конъюнктура» и т.п.
В конъюнктурном анализе самостоятельное значение отводится визуально-графическим методам. В общем виде эти методы сводятся к построению таблиц и графиков, которые в силу своей наглядности очень успешно применяются для анализа конъюнктуры. С развитием компьютерной графики и специальных программ построения графиков работа аналитика значительно упрощается.
Балансовый метод также с успехом применяется при оценке динамики определенного процесса в рамках ограниченного календарного периода. Пример построения баланса спроса и предложения представлен таблицей 2.2.
К формально-логическим методам следует отнести методы экспертных оценок и другие методы теории массового спроса. К экспертным методам относятся и различные рейтинговые расчеты. Сущность рейтингов состоит в составлении упорядоченных списков (по убыванию или возрастанию функционального фактора) субъектов анализируемой совокупности. Например: список наиболее высокоразвитых стран по темпам прироста ВНП.
На финансовом рынке рейтинг представляет собой мнение о способности и юридической обязанности эмитента производить своевременные выплаты по основной части и процентам по ценным бумагам долгового характера. Рейтинг — это оценка позиции анализируемого объекта на шкале показателей. Он позволяет установить на определенную дату положение участников экономического процесса, выявить их место среди других участников в соответствии с различными критериями. В этом плане рейтинг — ориентир для участников рынка, на основании которого выбирается стратегия поведения.
Публикация рейтинга не является советом о поведении на рынке. Рейтинг — это «информация к сведению» для инвесторов, управляющих портфелями, и других участников рынка ценных бумаг. Вместе с тем рейтинг — это платная услуга, оказываемая эмитенту ценной бумаги.
На фондовом рынке рейтингу подвергаются только те ценные бумаги, по которым эмитент несет фиксированные обязательства перед инвесторами. В этом случае и возникает потребность в оценке рисков невыполнения данных обязательств. Соответственно и объекты рейтинга — облигации (предприятий и муниципальные), привилегированные акции, коммерческие бумаги (серийные финансовые векселя), депозитные и сберегательные сертификаты и т. д. Другими словами, объектами рейтинга преимущественно являются долговые ценные бумаги и привилегированные акции. Рейтинг оценивает риск невыполнения эмитентом своих обязательств, связанных с ценной бумагой, и, соответственно, риск потерь инвесторов в отношении основной суммы и процентов (кредитный риск). То есть рейтинг — это оценка риска потерь. При этом величина рейтинга с точки зрения рейтинговых структур никак не связана с утверждениями типа «90 против 10, что по этой эмиссии не будет выплачена сумма долга». Рейтинг не измеряет конкретную величину риска потерь, не служит количественным прогнозом, мерой их вероятности. Рейтинг — это лишь сравнительная оценка уровней риска по различным ценным бумагам, способ сопоставления их между собой по величинам кредитных рисков.
Принято выделять “качественные” и “количественные” рейтинги. Как правило, “качественные” рейтинги составляются на основе трудноизмеряемых или очень сложных показателей. Например: список облигаций фондового рынка США и Канады представленный в таблице 5.1. Все облигации списка помечаются буквенными индексами в порядке снижения “качества” облигаций.
Таблица 6.1
Классы качества ценных бумаг по классификации инвестиционных агентств США и Канады
-
Инвестиционные агентства
Класс качества
Standard
Moody's
DBRS
CBRS
& Poor's
(USA)
(Саn.)
(Сап.)
1. Наивысшее качество
ААА
Ааа
ААА
А++
2. Очень хорошее качество
АА
Аа
АА
А+
З. Хорошее качество
А
А
А
А
4. Средний класс
ВВВ
Ваа
ВВВ
В++
5. Класс ниже среднего
ВВ
Ва
ВВ
в+
6. Низкое качество
В
В-Саа
В
в
7. Спекулятивные
ССС-СС
Са
CCC
C
8. Низшее качество
C, DDD-D
С
CC-C
D
Наиболее часто встречающейся системой рейтингов является балльно-весовой метод расчета рангов:
R = , (6.1)
где: R - место (ранг) данной единицы совокупности в общем списке;
Wi - вес i -го показателя в общей оценке совокупности объектов;
Xi - ранг (количество баллов, место) данной единицы в общем списке совокупности по i -му показателю, i=1,n .
Например: одними из пионеров составления и публикации рейтингов крупнейших компаний стал американский журнал “Fortune”, опубликовавший список 500 крупнейших американских промышленных компаний в 1955 году.
В основе критерия журнала “Fortune” в 80-е годы для промышленности были объемы продаж, для торговли - оборот, для финансовых компаний - активы. В настоящее время единым критерием величины компании является объем продаж.
Таблица 6.2.
Состояние рынка пшеницы США в 1989 г.
(в млн. тонн)
-
Предложение
Спрос
Сбор
49,6
Внутреннее потребление (продовольствие, корм, промышленность, семена)
32,8
Переходящие запасы на начало года
57,3
Переходящие запасы на конец года и начало следующего
35,9
Импорт
0,4
Итого предложение
107,3
Превышение предложения над спросом
38,6
Возможный экспорт
38,6
Всего баланс
107,3
Всего баланс
107,3
В качестве критерия оценки деятельности 500 американских компаний журнал “Forbes” использует сумму рангов по ряду количественных показателей. В основе количественных показателей используются усредненные за последние пять лет темпы прироста прибыльности компаний, темпы роста объемов продаж, доходность акций, а также абсолютные значения объемов продаж, чистого дохода и доли прибыли в цене за последний год. Кроме списков по количественным показателям, журнал “Forbes” отмечает отдельные компании по ряду количественных критериев, составляя на их основе список “восходящих звезд” бизнеса.
Газета “Financial Times” составляет список 500 крупнейших европейских компаний, 100 американских компаний и 100 японских компаний по критерию показателя капитализации или рыночной стоимости компании. Этот же показатель использует еженедельник “Business Week” для составления рейтинга 1000 крупнейших компаний мира. Российский журнал “Эксперт” в качестве основных критериев выбрал два признака: объем продаж по результатам года (список №1) и рыночная стоимость предприятия на начало октября 1995 г. (список №2). Для более полной картины используется ранжирование по объемам прибыли, темпам роста процентов по акциям, численности занятых.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции