logo
1___2007

14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры

.

Важнейшим этапом изучения биржевой конъюнктуры является ее анализ и интерпретация. Комплексный анализ проводится в два этапа:

первый - производится расчет аналитических показателей, характеризующих какое-либо из качественных состояний биржевого рынка;

второй - определяются выявленные тенденции динамики и уровень колеблемости конъюнктуры.

Анализ биржевой конъюнктуры на основе аналитических показателей, приведенных в предыдущих параграфах, проводится по следующим факторам:

динамика спроса и предложения;

динамика торгов ценными бумагами;

динамика котировок акций.

Важнейшими аналитическими показателями состояния биржевого рынка являются: ликвидность ценных бумаг, соотношение спроса и предложения по данному виду ценных бумаг, индексы предложения и спроса за определенный период, индекс объема сделок за определенный период, динамика фондовых индексов.

Динамика спроса и предложения характеризуется следующими показателями:

Iсп. = или (14.16)

где: IСП. - индекс спроса по данной акции на момент открытия биржи;

Т - количество запрашиваемых акций на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;

QСП. - объем спроса на момент открытия биржи и на предыдущих тор­гах;

К - курс акции по спросу и на предыдущих торгах.

Iпр. = или , (14.17)

где: IПР.- индекс предложения по данной ценной бумаге на момент открытия биржи;

Т’ - количество заявленных к продаже акций на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;

QПР. - объем предложения на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;

К’ - котировка акции на момент открытия биржи и на предыдущих торгах.

Например: На последних торгах суммарные объемы спроса и предложения составили соответственно 4000 и 3000 акций, на предыдущих - 5000 и 2500 акций. В данном случае IСП. = 0.8, IПР. = 1.2, т.е. спрос на акции снизился на 20%, а предложение увеличилось на 20%.

Часто в анализе биржевой конъюнктуры используется показатель соотношения спроса и предложения:

WC/П = (Т:Т’) = 1: , (14.18)

где: WC/П - соотношение спроса и предложения по данной ценной бумаге.

Например: На торгах суммарный объем заявленного спроса составил 5000 акций, а объем предложения - 2500 акций. В этом случае соотношение спроса к предложению составило 1 : 0,5, то есть предложение покрыло всего 50% суммарного спроса.

Динамика объема сделок характеризуется следующими показателями:

Iсделок = или , (14.19)

где Iсделок - индекс сделок;

Т1,0 - количество акций по сделкам на последних и предыдущих торгах;

К1,0’’ - курсовая цена акции на последних и предыдущих торгах;

- объем сделок на первых и предыдущих торгах.

Часто в анализе сделок появляется необходимость оценить динамику структуры портфеля ценных бумаг, предлагаемых той или иной компанией.

Например: На рис.12.2 приводится динамика структуры портфеля ценных бумаг некоторой инвестиционной компании.

Анализ динамики котировок ценных бумаг проводится на основе фондовых индексов. Вместе с тем, величина фондовых индексов является безотносительной, не имеющей ничего общего со стоимостью ценных бумаг.

Например: Индекс Доу-Джонса вырос в январе на +18,50, а в феврале +5,00, то цены на акции возросли соответственно в январе на 2%, а в феврале на 0,05%.

Поэтому часто в анализе динамики котировок используют индексы курсовой стоимости ценных бумаг ( ik ):

ik = , (14.20)

По ряду ценных бумаг при анализе конъюнктуры необходимо измерять сезонные колебания.

В биржевой практике различают длительные колебания (до 1 года), среднесрочные (2-6 мес.) и краткосрочные (до 1 мес.).

Длительные колебания связаны с фазами обще цикличного развития экономики страны и фазами жизненного цикла ценной бумаги.

В качестве методов анализа длительных колебаний можно рекомендовать использование методов анализа временных рядов.

Среднесрочные колебания сделок по ценным бумагам и их курсовой стоимости коррелируются с сезонностью производства и реализацией товаров (в соответствии с вложением акций). Сезонные подъемы и спады конъюнктуры существенно влияют на коммерческую активность на биржевом рынке. Отсюда вытекает необходимость изучения сезонности динамики конъюнктуры. Анализ сезонности производства товаров и реализации товаров рассмотрен в темах 2 и 11. В ряде случаев возникает необходимость оценки сезонности спроса (предложения). Для этих целей можно использовать индекс сезонности:

Iсез. = ( Кфак. : Квыравн.) х 100 , (14.21)

где Кфак - среднемесячный фактический уровень аналитического показа- теля биржевой конъюнктуры;

Квыравн. - выровненный уровень аналитического показателя биржевой конъюнктуры.

Индекс сезонности показывает, насколько процентов текущая конъюнктура отличается от общей тенденции в ее динамике.

Краткосрочные колебания биржевой конъюнктуры плохо поддаются анализу и оцениваются в основном динамикой фондовых индексов.

Часто в анализе биржевой конъюнктуры требуется применение дифференциальной конъюнктуры в виде наложенных графиков динамики двух или более показателей биржевой конъюнктуры.