14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
.
Важнейшим этапом изучения биржевой конъюнктуры является ее анализ и интерпретация. Комплексный анализ проводится в два этапа:
первый - производится расчет аналитических показателей, характеризующих какое-либо из качественных состояний биржевого рынка;
второй - определяются выявленные тенденции динамики и уровень колеблемости конъюнктуры.
Анализ биржевой конъюнктуры на основе аналитических показателей, приведенных в предыдущих параграфах, проводится по следующим факторам:
динамика спроса и предложения;
динамика торгов ценными бумагами;
динамика котировок акций.
Важнейшими аналитическими показателями состояния биржевого рынка являются: ликвидность ценных бумаг, соотношение спроса и предложения по данному виду ценных бумаг, индексы предложения и спроса за определенный период, индекс объема сделок за определенный период, динамика фондовых индексов.
Динамика спроса и предложения характеризуется следующими показателями:
Iсп. = или (14.16)
где: IСП. - индекс спроса по данной акции на момент открытия биржи;
Т - количество запрашиваемых акций на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;
QСП. - объем спроса на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;
К - курс акции по спросу и на предыдущих торгах.
Iпр. = или , (14.17)
где: IПР.- индекс предложения по данной ценной бумаге на момент открытия биржи;
Т’ - количество заявленных к продаже акций на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;
QПР. - объем предложения на момент открытия биржи и на предыдущих торгах;
К’ - котировка акции на момент открытия биржи и на предыдущих торгах.
Например: На последних торгах суммарные объемы спроса и предложения составили соответственно 4000 и 3000 акций, на предыдущих - 5000 и 2500 акций. В данном случае IСП. = 0.8, IПР. = 1.2, т.е. спрос на акции снизился на 20%, а предложение увеличилось на 20%.
Часто в анализе биржевой конъюнктуры используется показатель соотношения спроса и предложения:
WC/П = (Т:Т’) = 1: , (14.18)
где: WC/П - соотношение спроса и предложения по данной ценной бумаге.
Например: На торгах суммарный объем заявленного спроса составил 5000 акций, а объем предложения - 2500 акций. В этом случае соотношение спроса к предложению составило 1 : 0,5, то есть предложение покрыло всего 50% суммарного спроса.
Динамика объема сделок характеризуется следующими показателями:
Iсделок = или , (14.19)
где Iсделок - индекс сделок;
Т1,0 - количество акций по сделкам на последних и предыдущих торгах;
К1,0’’ - курсовая цена акции на последних и предыдущих торгах;
- объем сделок на первых и предыдущих торгах.
Часто в анализе сделок появляется необходимость оценить динамику структуры портфеля ценных бумаг, предлагаемых той или иной компанией.
Например: На рис.12.2 приводится динамика структуры портфеля ценных бумаг некоторой инвестиционной компании.
Анализ динамики котировок ценных бумаг проводится на основе фондовых индексов. Вместе с тем, величина фондовых индексов является безотносительной, не имеющей ничего общего со стоимостью ценных бумаг.
Например: Индекс Доу-Джонса вырос в январе на +18,50, а в феврале +5,00, то цены на акции возросли соответственно в январе на 2%, а в феврале на 0,05%.
Поэтому часто в анализе динамики котировок используют индексы курсовой стоимости ценных бумаг ( ik ):
ik = , (14.20)
По ряду ценных бумаг при анализе конъюнктуры необходимо измерять сезонные колебания.
В биржевой практике различают длительные колебания (до 1 года), среднесрочные (2-6 мес.) и краткосрочные (до 1 мес.).
Длительные колебания связаны с фазами обще цикличного развития экономики страны и фазами жизненного цикла ценной бумаги.
В качестве методов анализа длительных колебаний можно рекомендовать использование методов анализа временных рядов.
Среднесрочные колебания сделок по ценным бумагам и их курсовой стоимости коррелируются с сезонностью производства и реализацией товаров (в соответствии с вложением акций). Сезонные подъемы и спады конъюнктуры существенно влияют на коммерческую активность на биржевом рынке. Отсюда вытекает необходимость изучения сезонности динамики конъюнктуры. Анализ сезонности производства товаров и реализации товаров рассмотрен в темах 2 и 11. В ряде случаев возникает необходимость оценки сезонности спроса (предложения). Для этих целей можно использовать индекс сезонности:
Iсез. = ( Кфак. : Квыравн.) х 100 , (14.21)
где Кфак - среднемесячный фактический уровень аналитического показа- теля биржевой конъюнктуры;
Квыравн. - выровненный уровень аналитического показателя биржевой конъюнктуры.
Индекс сезонности показывает, насколько процентов текущая конъюнктура отличается от общей тенденции в ее динамике.
Краткосрочные колебания биржевой конъюнктуры плохо поддаются анализу и оцениваются в основном динамикой фондовых индексов.
Часто в анализе биржевой конъюнктуры требуется применение дифференциальной конъюнктуры в виде наложенных графиков динамики двух или более показателей биржевой конъюнктуры.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции