logo
1___2007

9.1. Спрос и ценообразование

Цена - это денежное выражение стоимости. На рынке закон стоимости действует как тенденция, а цены на нем имеют свойство отклоняться от стоимости. Колебания цен происходят также под влиянием закона выравнивания норм прибыли и динамики спроса. Закон стоимости предопределяет уровень рыночной цены, на основе затрат на производство и реализацию продукции, выравнивание норм прибыли регулирует направления ее изменения с учетом некоторого уровня, регламентированного законом стоимости, а механизм этого изменения устанавливается соотношением спроса и предложения. При превышении спроса над предложением цены на рынке растут и, наоборот, если предложение выше спроса, цены снижаются.

Связь между динамикой спроса и ценой зависит от вида товара. Так, для товаров первой необходимости наблюдается невысокая зависимость между спросом и ценами, так как их потребление определяется прежде всего физиологическими потребностями. Например, уровень потребления хлеба, овощей, мяса и т.п. резко не изменяется в зависимости от изменения цен. В то же время эластичность спроса по товарам длительного пользования очень высокая и зависит от жизненного уровня населения. Поэтому изменение цен на такие товары решающим образом влияют на потребление.

По средствам производства эластичность спроса в целом невысокая, потому что объем их покупки зависит в первую очередь от производственной необходимости. Приобретено может быть столько, сколько это определяется технологическим процессом.

В ходе ценообразования доля прибыли в цене разных товаров, как правило, не выравнивается, а выравнивание цены происходит по норме прибыли на капитал. Норма прибыли в свою очередь зависит не только от доли прибыли в цене, но и скорости оборота капитала.

Устойчивость цен на рынке зависит от многих факторов, например, цикла, в котором находится национальная экономика, сложившейся конъюнктуры, характера конкурентной борьбы, уровня валютных курсов.

Учет этих и других факторов формирует ценовую политику фирмы, которая позволяет выявить возможность ее устойчивого положения на данном рынке.

Уровень цены на рынке складывается под влиянием издержек производства, цен конкурентов, величины спроса, транспортных расходов, различных надбавок и скидок в пользу посредника, расходов на рекламу и поощрение сбыта.

Для товаров производственного назначения первостепенное значение имеет не продажная цена, а цена потребления, учитывающая экономичность их эксплуатации.