9.1. Спрос и ценообразование
Цена - это денежное выражение стоимости. На рынке закон стоимости действует как тенденция, а цены на нем имеют свойство отклоняться от стоимости. Колебания цен происходят также под влиянием закона выравнивания норм прибыли и динамики спроса. Закон стоимости предопределяет уровень рыночной цены, на основе затрат на производство и реализацию продукции, выравнивание норм прибыли регулирует направления ее изменения с учетом некоторого уровня, регламентированного законом стоимости, а механизм этого изменения устанавливается соотношением спроса и предложения. При превышении спроса над предложением цены на рынке растут и, наоборот, если предложение выше спроса, цены снижаются.
Связь между динамикой спроса и ценой зависит от вида товара. Так, для товаров первой необходимости наблюдается невысокая зависимость между спросом и ценами, так как их потребление определяется прежде всего физиологическими потребностями. Например, уровень потребления хлеба, овощей, мяса и т.п. резко не изменяется в зависимости от изменения цен. В то же время эластичность спроса по товарам длительного пользования очень высокая и зависит от жизненного уровня населения. Поэтому изменение цен на такие товары решающим образом влияют на потребление.
По средствам производства эластичность спроса в целом невысокая, потому что объем их покупки зависит в первую очередь от производственной необходимости. Приобретено может быть столько, сколько это определяется технологическим процессом.
В ходе ценообразования доля прибыли в цене разных товаров, как правило, не выравнивается, а выравнивание цены происходит по норме прибыли на капитал. Норма прибыли в свою очередь зависит не только от доли прибыли в цене, но и скорости оборота капитала.
Устойчивость цен на рынке зависит от многих факторов, например, цикла, в котором находится национальная экономика, сложившейся конъюнктуры, характера конкурентной борьбы, уровня валютных курсов.
Учет этих и других факторов формирует ценовую политику фирмы, которая позволяет выявить возможность ее устойчивого положения на данном рынке.
Уровень цены на рынке складывается под влиянием издержек производства, цен конкурентов, величины спроса, транспортных расходов, различных надбавок и скидок в пользу посредника, расходов на рекламу и поощрение сбыта.
Для товаров производственного назначения первостепенное значение имеет не продажная цена, а цена потребления, учитывающая экономичность их эксплуатации.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции