8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
Основной целью анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций развития рынка. На практике, кривая конъюнктуры может быть построена лишь на основе динамических рядов показателей - индикаторов рынка. Для оценки динамики конъюнктуры используются статистические методы анализа временных рядов и индексный метод. При исследовании конъюнктуры принято выдерживать такую последовательность:
рассчитываются показатели динамики уровней ряда (цепные, базисные темпы роста и прироста);
строятся графики уровней анализируемого показателя и показателей его динамики;
с помощью того или иного метода дается оценка кривой конъюнктуры;
делается интерпретация основной тенденции и функции конъюнктуры;
рассчитываются показатели колеблемости и цикличности конъюнктуры.
После расчета показателей динамики построение графиков дает определенные представления о форме тренда конъюнктуры. Однако, для неустойчивой конъюнктуры графики динамики могут не выявить устойчивой тенденции. Обнаружить устойчивую тенденцию в таких условиях можно, прибегнув к специальным статистическим методам сглаживания. Метод технического выравнивания, когда на графике визуально проводится кривая, отражающая на взгляд исследователя тенденцию развития. Метод механического сглаживания заключается в расчете и построении скользящих и более уровневых средних, отражающих тенденцию или цикличности развития. Методы аналитического выравнивания состоят в построении статистических моделей тренда на основе того или иного предположения. Одним из таких методов является метод наименьших квадратов. Построенная с его помощью теоретическая кривая конъюнктуры дает возможность рассчитать показатели колеблемости и цикличности конъюнктуры. Однако, в ряде случаев, выявление цикличности требует применения особых методов. Последовательность их применения следующая: отбираются рыночные показатели, проявляющие наибольшие колебания, строятся их динамические ряды за достаточно продолжительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению, а также сезонные колебания. Остаточные ряды, которые по сути должны отражать конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизируются, т.е. приводятся к общему знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем устанавливается синхронность и взаимосвязь показателей путем расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны выявить лаг фаз конъюнктурных циклов. Многомерная модель цикличности общехозяйственной конъюнктуры принято называть экономическим барометром.
При анализе достаточно представительного динамического ряда параллельно должны решаться вопросы вычленения основного тренда, цикличности средней длины, сезонности и остаточных (случайных) колебаний.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции