1.1. Понятие предпринимательского риска
Как уже отмечалось в предыдущих темах, любой экономический процесс представляет собой функциональную зависимость большого количества факторов. В связи с этим, наступление того или иного события в экономической жизни вполне предсказуемо, но зависит от горизонта познания существующих взаимодействий. Чем больше прогнозируемая система, тем больше факторов влияют на нее, тем уже горизонт познания и больше ошибок прогноза наступления того или иного события. Именно поэтому оценка рыночной конъюнктуры как моментного события носит вероятностный характер. Степень (вероятность) наступления предполагаемого события принято связывать с понятием риска. Риск на рынке определяется неопределенностью достижения результата как следствия множества мало предсказуемых действий участников рынка. Степень риска всегда связана с горизонтом познания изучаемого экономического процесса и действиями, предпринимаемыми для достижения результата. У предпринимателя всегда есть выбор: не рисковать и ждать свершения события или рискнуть и опередить конкурентов. В первом случае прибыль может быть минимальной или ее не будет вообще, во втором - прибыль может быть максимальной. Важно лишь определить степень допустимости риска, за гранью которой риск превращается в безрассудность. Степень риска определяется уровнем риска. Уровень риска - вероятностная, слабо измеряемая величина, которая определяет возможность наступления того или иного события с данной последовательностью действий.
Например, в АКБ “Проминвестбанк” уровень процентных ставок по текущим депозитам составляет 3% годовых. Этот банк очень крупный и вероятность его банкротства незначительна. В АКБ “Контакт” уровень процентных ставок по аналогичным вкладам составляет 6% годовых, банк небольшой и отличается высокой степенью риска по операциям с заемными средствами. Акции АО “Инвестнефтепродукты” постоянно растут в цене в среднем на 1,5% в месяц. Предприниматель имеет свободные средства в 25 000 русл. ед., и перед ним стоит задача оценить уровень риска от краткосрочного (до 1 года) доходного помещения этих средств по вышеуказанным вариантам. В первом случае доход за год составляет всего 25000 ах 0,03 = 750 ден.ед., при этом риск очень незначительный. Во втором случае доход в два раза больше, чем в первом (25000 х 0,06 = 1500 ден.ед.), однако при этом, если риск по получению процентов по вкладу повышается со временем, то риск возврата самого вклада достаточно высок, вследствие неопределенности положения банка. В третьем случае, если тенденция роста курсовой цены акции сохранится в течение года, то инвестор только за счет роста цены получит доход в три раза превышающий доход от первого варианта. Однако, в случае неблагоприятной конъюнктуры он может не только не получить дохода, но и не продать сами акции. Каждый из перечисленных случаев имеет соответствующий уровень инвестиционного риска.
В приведенном примере предприниматель имеет определенный выбор. Такая ситуация наиболее характерна для коммерческих рисков на конкурентных рынках. Для монополизированных рынков возможны ситуации с ограниченным количеством вариантов или альтернативным выбором.
Необходимо различать понятия "риск" и "неопределенность".
Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. Факторы неопределенности подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние факторы — законодательство, реакция рынка на выпускаемую продукцию, действия конкурентов; внутренние — компетентность персонала фирмы, ошибочность определения характеристик проекта и т. д.
Риск — потенциальная, численно измеримая возможность потери. Риск проекта — это степень опасности для успешного осуществления проекта. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, при этом выделяются случаи объективных и субъективных вероятностей.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции