18.2. Жизненный цикл изделия
Специфика функции технологических, продуктовых, управленческих нововведений (инноваций), их роль в поступательном движении общества изучается сегодня довольно активно.
Для уяснения содержания этой важной категории приведем ряд определений, предлагаемых известными западными специалистами в области экономики и управления.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) определяет понятие инновация следующим образом: “Нововведение - это новое приложение научно-технических знаний, приводящее к рыночному успеху”. Канадское статистическое управление рассматривает инновацию как трансформацию идеи в новый или улучшенный продукт или рабочий процесс, пользующийся спросом на рынке. Американские специалисты придерживаются сходной точки зрения по вопросу об определении нововведения: “новведение - это не сметная система, с помощью которой идея или изобретение в первый раз превращается в коммерческую реальность, это - успешное внедрение продукта или услуг на рынок или в экономику... Нововведение - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных продуктов и к коммерческому использованию новых и улучшенных производственных процессов и оборудования”.
Нам представляется, что для определения инновации ориентиром могут быть, например, резкое изменение производительности, качество продукции, появление нового продукта и т.п. , при этом решающее значение имеет скорость изменений.
В зависимости от предметного содержания внедряемых инноваций различают их следующие виды:
продуктовые, ориентированные на производство и использование новых (улучшенных) продуктов в сфере производства или в сфере потребления;
технологические, представляющие собой новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов;
управленческие, заключающиеся в новых методах работы аппарата управления.
Каждый новый продукт, товар можно рассматривать либо с позиций наличия в них новых технологических решений, либо их значимости их рыночной новизны. Под рыночной новизной продукта понимается его способность удовлетворять совершенно новой потребности покупателей, либо новой степени потребности, либо расширение круга потребителей так, наприемр, дорогие духи, расфасованные в крохотные флакончики реализуются в больших количествах, чем дорогие большие флаконы. Как показывает опыт, продукт, имеющий рыночную новизну, обеспечивает на 28% прироста прибыли, чем традиционный.
Продукт может содержать достаточно много технических новшеств, но не иметь рыночной новизны.
Таким образом, двумя важнейшими характеристиками инновации являются ее новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект).
Чем крупнее, значительнее инновация, тем относительно меньшее значение имеют рыночные факторы в ее появлении. Для зарождения и разработки наиболее радикальных нововведений гораздо большее значение оказывают научно-технические достижения. Более того, радикальные нововведения сами создают новые рынки сбыта и спроса.
Для нововведения в сфере средств производства большое значение имеет научно-технический фактор. Это особенно касается продукции машиностроения.
Вместе с тем, поиск и разработка новшеств требуют целенаправленных действий и изучения потребностей. Поэтому процесс создания нового продукта должен начинаться с изучения рынка, выявления его возможностей, прогнозирование будущих потребностей. Затем определяются характеристики инноваций, удовлетворяющих потребности сегодняшнего и главное, завтрашнего дня. Только при этом условии, а также при успешном решении технических задач продвижения на рынок сбыта фирма имеет основание надеяться на коммерческий успех инновации.
Описывая инновационный процесс, часто употребляют термин “жизненный цикл нововведения”. Это связано с тем, что любая инновация от момента зарождения до угасания возможностей ее эффективного использования проходит через определенные фазы:
возникновения инновации;
внедрения в сферу эксплуатации;
распространения;
совершенствования;
прекращения выпуска.
Такая фазовая модель нововведения позволяет определить конкретные управленческие задачи на протяжении всей “жизни” инновации.
Для для широкомасштабных новшеств характерно то, что на стадии возникновения инновации, они стимулируют появление других, вторичных новшеств, необходимых для их реализации.
Анализ коньюнктуры рынка научно-технической продукции, как правило, производится по ее видам:
по характеру выполняемых научными организациями работ;
в зависимости от законченности и защищенности авторских прав;
по степени новизны;
по характеру финансирования.
По характеру выполняемых научными организациями работ научно-технические работы принято подразделять:
1. Научно-техническая продукция.
1.1. Работы по фундаментальным, теоретическим и поисковым исследованиям.
Работы по созданию новых и более совершенных технологических процессов, оборудования и материалов, средств автоматизации и механизации производства, исследования и испытания продукции, способов организации производства, труда и управления.
Экономический эффект от внедрения подобного рода продукции реализуется у заказчика и не связан с изменением потребительских свойств продукции, выпускаемой заказчиком.
1.3. Прикладные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные, изыскательские работы, обеспечивающие изменения потребительских свойств продукции заказчика и повышения ее экономической эффективности.
Работы по технологической подготовке производства, экономический эффект от внедрения которой реализуется в сфере эксплуатации.
Продукция производственно-технического назначения и услуги производственного характера.
2.1. Опытные образцы (партии) новой продукции.
Новая или впервые осваиваемая продукция, предназначенная для серийного или массового производства.
Новые машины и оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам.
Услуги производственного характера.
Услуги научно-технического характера.
Передача созданной ранее научно-технической продукции.
Передача научно-технической документации.
Информационное обслуживание.
Защита авторских прав и патентное обслуживание.
Научно-техническая помощь в основании и внедрении научно-технической продукции.
Рассмотрение и выдача научно-технических заключений.
Консультации по технологическим, техническим, экономическим, правовым, организационным и другим вопросам.
В зависимости от законченности и защищенности авторских прав научно-техническую продукцию делят на :
законченные и переходящие работы;
“ноу-хау” - законченные и оформленные в виде научно-технической документации, готовые для передачи и тиражирования научно-технические работы;
Запатентованные инновации - законченная и оформленная в соответствии с требованиями авторских прав НИОКР.
По степени новизны научно-техническая продукция подразделяется на новую, содержащую определенную новизну, соответствующую определенному эталону, научно-техническому уровню, повторяющую ту или иную ранее созданную инновацию.
Особо важной характеристикой научно-технической продукции является источник финансирования. С точки зрения конъюнктуры эта характеристика НИОКР оказывает наибольшее влияние на стоимостные и властные характеристики инновации. В зависимости от источников финансирования НИОКР разделяют на работы, финансируемые за счет собственных источников авторского коллектива исследователей, заемных средств и средств заказчика. Ценообразование на научно-техническую продукцию рассматривается в отдельном разделе темы.
НИОКР, финансирумый за счет собственных и заемных средств составляют, как правило, “задельную” тематику научно-технического коллектива. Это работы, направленные на развитие того научно-технического направления, которое в будущем может составить коммерческий интерс со стороны заказчика.
Работы, финансируемые за счет собственных источников, являются собственностью разработчиков.
В зависимости от условий предоставления заемных средств, собственность на научно-техническую продукцию может перейти к заемодателю.
Собственность на научно-техническую продукцию, финансируемую заказчиком, может быть долевой или полной собственностью заказчика.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции